Войти в почту

Деникин и Сталин смотрят на нас

16 декабря исполняется 106 лет со дня рождения композитора Георгия Свиридова. По традиции накануне в Курске состоялся музыкальный фестиваль, посвящённый его творчеству. В этом году он подарил курянам премьеру. Впервые в России прозвучала литературно-музыкальная композиция боевых эпизодов Гражданской войны «10 дней под Касторной». К юбилею вождя Композиция основана на реальных исторических событиях 1919 года. Тогда корпус под командованием Семена Будённого после десятидневных боёв овладел станцией Касторной, что обеспечило Красной Армии перевес на Южном фронте. Через 20 лет, в 1939 году, Георгию Свиридову предложили написать музыку к литературно-музыкальной композиции о событиях тех 10 дней. Заказчик – ансамбль красноармейской песни и пляски Ленинградского военного округа. В то время коллектив регулярно использовал форму литературно-музыкальных монтажей на темы истории Красной Армии. С ансамблем сотрудничали живые классики – Матвей Блантер и Владимир Соловьёв-Седой. У Свиридова с Гражданской войной была связана личная трагедия: когда будущему композитору было четыре года, его отца расстреляли белогвардейцы. Поэтому колебаний браться или не браться за произведение не было. Автором театральной композиции «10 дней под Касторной» стал Александр Соболевский. Слова девяти вокальных номеров принадлежат поэту-песеннику Александру Чуркину. Произведение – типичное дитя своего времени. Со сцены звучат произведения о красных командирах Ворошилове и Будённом, белогвардейском генерале Деникине и, разумеется, о Сталине, который был членом революционного военного совета Южного фронта. Есть мнение, что композиция была посвящена 60-летию вождя. Мы не знаем, как отнесся к композиции учитель Свиридова Дмитрий Шостакович. Однако через год после того, как был создан клавир, Свиридов ушёл из Ленинградской консерватории. СПРАВКА «КП» – Воронежско-Касторенская операция – это первый пример в ходе Гражданской войны массированного использования крупных кавалерийских соединений, – говорит старший научный сотрудник отдела истории Курского областного краеведческого музея Алексей Чубаров. – 5 ноября 1919 года конный корпус Семёна Михайловича Будённого, войска 8-й и 13-й армий вышли к станции Касторная. Войска Белой армии заняли Лиски, Таловую, Новохопёрск и Бобров. Возникла угроза того, что белогвардейцы вновь займут Воронеж. С 5 по 15 ноября 1919 года Красная Армия, воспользовавшись сильной метелью, нанесла внезапный удар и завладела Касторным. К исходу 16 ноября остатки белых были ликвидированы. Захват Касторного создал угрозы флангу и тылу Добровольческой армии, способствовав поражению в Орловско-Кромской операции. К исходу Воронежско-Касторенской операции Донская и Добровольческая армии были рассечены и отброшены в разных направлениях, а на их стыке в ходе операции создалась ударная группировка обоих советских фронтов, оказавшихся в выгодном исходном положении для развития наступления на Донбасс, Ростов. 80 лет спустя Композиция «10 дней под Касторной» была исполнена всего несколько раз — в 1939 и 1940 годах. Потом была Великая Отечественная война, Победа, а в 1956 году – развенчание культа личности Сталина. О произведении просто забыли. Теперь, спустя 80 лет, его исполнили в Курске. Впервые в современной России – впервые. Литературно-художественную композицию представили оркестр народных инструментов имени Виктора Гридина (художественный руководитель и главный дирижер Павел Горбунов), мужской вокальный ансамбль «Россы» (руководитель Виктория Прохорова), актёры Юрий Кутафин и Дмитрий Баркалов. В оригинале произведение было написано для двухголосного мужского хора в сопровождении фортепиано. Руководитель ансамбля «Россы» Виктория Прохорова сделала аранжировку для мужского вокального ансамбля. Аранжировку для оркестра создал Григорий Дерюгин. – С музыкальными коллективами «Россы» и «Русский стиль» мы уже исполняли музыку раннего Свиридова, – рассказывает художественный руководитель и главный дирижер оркестра русских народных инструментов Павел Горбунов. – Это «Казачьи песни», созданные в 1936 году. Три года назад у нас возникла идея исполнить «10 дней под Касторной». Об этом произведении упоминает племянник Георгия Свиридова Александр Белоненко. Мы знали, что ноты хранятся в одной из библиотек Санкт-Петербурга. Я обратился к Галине Валентиновне Ветровой – бывшему директору областной библиотеки имени Асеева. Был сделан запрос в Российскую государственную библиотеку Москвы, обратились и в телекомпании Санкт-Петербурга. Ноты были найдены. Нам показалось очень интересным исполнить это произведение, показать дух того времени, настрой общества 30 годов. Я согласен с музыковедом Светланой Приваловой, сказавшей о композиции: «Это советский авангард». Сочинение «10 дней под Касторной» состоит из 10 музыкальных частей и литературно-художественного текста. Количество номеров соответствует числу дней наступательной операции против войск генерала Деникина. Как бы ни относился современный зритель к событиям тех лет, кому бы ни симпатизировал, на сцене – раннее произведение гения, которое невозможно игнорировать, а стоит воспринимать в историческом контексте. Елена ГАМОВА Фото автора

Деникин и Сталин смотрят на нас
© Курская правда