Войти в почту

Дедуктивный метод. Как снимали детективное кино в СССР и что случилось с этим жанром сегодня

Марина Аброшина
Дедуктивный метод. Как снимали детективное кино в СССР и что случилось с этим жанром сегодня
© Lenta.ru

Марина Аброшина, креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»

Жанр детективного кино пришел к нам из уголовного мира. Учитывая его особенности, продюсеры зачастую предпочитают формат сериалов полнометражному метру: чтобы уместить все детали и дольше удерживать внимание зрителя. Криминально-детективный формат, кстати, занимает в сердце российского зрителя отдельное место по понятным причинам — людям всегда хотелось хлеба и зрелищ. Что ж, попробуем вспомнить, как зарождался этот жанр в нашей стране и понять, чем мы можем порадовать свой глаз сегодня.

Литература богата на качественные детективные истории, поэтому в основе сюжета многих картин лежит всемирно известная классика. Яркий пример — Артур Конан Дойл и его «Шерлок Холмс». Экранизация его книг режиссером Игорем Маслениковым даже удостоилась признания королевы Великобритании: она наградила Василия Ливанова, сыгравшего главную роль, почетным орденом и отметила, что это лучший британский сыщик, которого она видела на экране. Создателям проекта удалось не только сохранить «британский дух» и культурные особенности страны, но и дополнить реалистичность картины талантливыми актерами.

На этом сериале привязанность советских режиссеров к британскому литературному творчеству не заканчивается — в 1987 году Станислав Говорухин экранизирует «Десять негритят» Агаты Кристи. Полнометражный фильм также проходит с успехом. Роман небольшой, поэтому его удалось снять в формате полного метра. Картина о возмездии и кровавом преступлении получилась настолько захватывающей, что остается популярной и по сей день

«Чисто английское убийство» Самсона Самсонова, выпущенный в тот же период, что и «Шерлок», подтверждает увлеченность английскими детективами. Ничего удивительного в том, что зрителю интересно наблюдать за поведением нескольких абсолютно не похожих друг на друга персонажей, которые ведут себя непредсказуемо ввиду неожиданных обстоятельств. И да, в этом фильме неожиданной ситуацией является именно убийство.

Но не только Великобритания могла удивить мир захватывающими дух историями. Советский сериал «Визит к Минотавру» Эльдора Уразбаева, вышедший на экраны в 1987 году, стал новой главой в детективном жанре отечественного кинематографа. История имеет отношение к роману советских писателей-детективщиков братьев Вайнеров и рассказывает о поисках пропавшей скрипки Антонио Страдивари.

Режиссер исследует тему ценности культурного наследия. Да, скрипка — не человеческая жизнь, однако, вещи хранят память и способны менять судьбы других, если попадут в нужные руки. Несмотря на название, эта история не о мифическом существе, а о сложном пути, который схож с лабиринтом, способном запутать любого.

В начале 2000-х в жизни российского зрителя появился новый персонаж из романов Бориса Акунина Эраст Фандорин. «Отечественный Шерлок» со своей философией, честью и отвагой быстро завоевал сердца публики. На данный момент существует три экранизации разных романов Акунина, за сценарии которых отвечал он лично.

Первая картина — «Азазель» — о расследовании самоубийства, в котором принимает участие Фандорин. Тогда он еще был не опытным специалистом, а молодым талантливым чиновником, жаждущим новых открытий и испытаний. Таким испытанием стало для него обнаружение связи между высокопоставленными людьми и самоубийством студента, которое, на первый взгляд, не может иметь к ним отношения. Захватывающий детективный сериал с блистательным актерским составом открывает серию удивительных историй об Эрасте Фандорине.

Вторая экранизация романа принадлежит режиссеру Джанику Фазиеву — «Турецкий гамбит». На этот раз авторы переносят Эраста Фандорина в действия русско-турецкой войны. Персонаж оказывается вовлечен в сложное расследование о шпионаже, которое должно решить исход войны. Сериал получился безумно красивым — его наполненнили особенными графическими решениями, дополняющими и систематизирующими историю.

Кадр: фильм «Статский советник»

Третья же экранизация, «Статский советник», Филиппа Янковского реализована в формате полного метра и рассказывает о заговоре, который должен разгадать Фандорин. Вообще интересно, как каждый из актеров, исполняющих эту роль, не отказываясь от обязательных качеств, добавлял к характеру героя что-то свое. И каждый Эраст Фандорин разный, но каждый является притягательным, сложным и противоречим персонажем.

Ежегодно на российские экраны выходят десятки качественных детективных историй, но среди последних проектов особенно хочется отметить «Вампиры средней полосы» Антона Маслова и Андрея Богатырева. Сериал о вампирах в Смоленске, которые совмещают бытовую жизнь с непростой вампирской. Они не убивают людей и живут дружно с остальным «невампирским» обществом.

Однако в городе начинают находить тела обескровленных людей и подозрение падает на них. Проект сочетает в себе несколько жанров: и комедийный, и детективный. Юморной и абсурдный сериал, который держит в напряжении до последней минуты, рекомендуется к просмотру разным возрастам.

Конечно, здесь перечислены лишь некоторые работы из огромного количества прекрасных российских детективных проектов. Как мы видим, хороший детектив всегда запоминается и остается актуальным на протяжении многих лет. Советская классика тому доказательство. Поэтому, если вы еще не знакомы ни с одной из вышеперечисленных историй, вперед выбирать сериал или фильм и применять дедуктивный метод!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора