Лучшие фильмы 2021 года: что стоит посмотреть кроме “Дюны”
Отец (The Father) Цифровой релиз на VOD-платформах – 26 марта Дебютная киноработа знаменитого французского писателя и драматурга Флориана Зеллера. В основе картины лежит его известная одноименная пьеса, которая с успехом была поставлена в театрах всего мира, в том числе в России. С 2017 года Зеллер ждал возможности поработать с Энтони Хопкинсом, чтобы перенести пьесу на большой экран. Именно тогда драматург выслал сценарий “Отца” сэру Энтони: никого другого Зеллер ни видел в главной роли. Ожидание явно не было напрасным. “Отец” – это настоящий бенефис 84-летнего актера. За эту свою роль Хопкинс получил заслуженного “Оскара”. Зеллер тоже не остался без заветной статуэтки, победив в номинации “Лучший адаптированный сценарий”. Примечательно, что героя Хопкинса в фильме зовут Энтони, и в кадре он называет свою настоящую дату рождения – пятница, 31 декабря 1937 года. События в фильме показаны глазами восьмидесятилетнего пенсионера Энтони, страдающего деменцией. Он постоянно теряется во времени и не всегда понимает, в каком периоде своей жизни находится. Поэтому зритель вместе с ним хаотично перемещается во времени и пространстве, так же как и он каждый раз удивляясь, где оказался. Проблема в том, что своенравный Энтони уверен, что с ним все в порядке, поэтому с ним трудновато иметь дело. Его дочь Анна (Оливия Коулмен) вынуждена постоянно искать ему все новых сиделок. Долго выдержать старика не может никто: Энтони внезапно может нагрубить, а то и вовсе обвинить в воровстве. Но на этот раз все серьезно: если герой не уживется с очередной сиделкой, Анна, планирующая уехать в Париж к новому возлюбленному, отправит его в дом престарелых. Лука (Luca) Цифровой релиз на Disney+ – 18 июня Очередной анимационный хит от легендарной студии Pixar, в портфолио которой – на минуточку – “ВАЛЛ-И”, “Вверх”, “Рататуй” и “Тайна Коко”. События мультфильма развиваются летом 1959 года в выдуманном итальянском городке Портороссо, уютно расположившимся на лигурийском побережье Средиземного моря. Местные жители не догадываются, но в прибрежных водах городка существует целое подводное поселение разумных морских существ. Разве что местные рыбаки из поколения в поколение передают легенду о морских монстрах. На самом деле жители подводного города вовсе никакие не монстры. Они похожи на людей, только покрыты чешуей, дышат через жабры, а вместо ног у них – хвосты. В общем, типичные человеки-амфибии. Однажды Лука, юный житель подводного города, знакомится с хулиганом Альберто, который открывает ему страшную тайну. Оказывается, если выбраться на сушу, то превратишься в самого обычного человека. С ногами и без чешуи! Новоявленные друзья отправляются исследовать человеческую цивилизацию на примере жителей Портороссо. Студия Pixar славится тем, что ее мультфильмы, как правило, можно смотреть на двух уровнях – детском и взрослом. Не секрет, что сценаристы студии, как правило, стараются затрагивать довольно серьезные темы, поразмышлять на которые полезно в любом возрасте. “Лука” не стал исключением: это основательное исследование темы ксенофобии и, вообще, принятия чего-либо непохожего, другого, чужого. В визуальном и эстетическом планах мульфильм не менее насыщен. Создатели “Луки” не только детально воссоздают мир прибрежной итальянской глубинки середины прошлого века, но и передают изящные приветы Миядзаки и Феллини. Так что еще неизвестно кому интересней смотреть мультфильм – детям или взрослым, истоскававшимся за два года по полноценным летним путешествиям. “Лука” – это яркий пример того, что называется мгновенной классикой. В ближайшее время мультфильм обещает стать традиционным летним кинофаворитом, который будут пересматривать из года в год в канун сезона отпусков. Свинья (Pig) Цифровой релиз на VOD-платформах – 3 августа Неторопливая и загадочная инди-драма с бородатым Николасом Кейджем в главной роли. Главный герой картины Роб (Николас Кейдж) живет отшельником в лесной глуши подальше от городского шума в компании со специально натренированной на поиски трюфелей свиньей. Раз в неделю он продает найденные трюфели Амиру, молодому поставщику элитных ингредиентов в высококлассные рестораны (Алекс Вулф из “Реинкарнации”). Выручка и составляет весь бюджет Роба. Однажды на его хижину нападают: его самого избивают, а свинью похищают. Робу ничего не остается, как отправится в город на ее поиске, походя восстанавливался социальные навыки и старые связи. В последние несколько лет Николас Кейдж переживает в некотором роде ренессанс своей карьеры в качестве актера авторского кино. Примерно раз в два года, в перерывах между съемками в несметном количестве второразрядных фильмов, актер появляется в каком-то резонансом артхаусном хите, который нравится и критикам, и зрителям. В 2017-м это был хоррор “Мэнди”, в 2019-м – психоделическая фантастика “Цвет из иных миров”. В этом году таким фильмом, без сомнения, стала “Свинья” дебютанта Майкла Сарноски. Фильм очень созвучен недавней сенсации мира документального кино – нашумевшей картине “Искатели трюфелей”. Оба фильма хочется посоветовать смотреть сдвоенным домашним сеансом за один вечер. Аннетт (Annette) Кинопремьера в России – 12 августа Новая работа скандального Леоса Каракса, режиссера “Любовников с Нового моста” и “Корпорации “Святые моторы”. После десятилетнего молчания Каракс, собравшись с силами, берется за очень непростую для себя тему отцов и детей, посвящая “Аннетт” своей дочери Анастасии, чья мать, муза режиссера актриса Екатерина Голубева, погибла при невыясненных обстоятельствах в 2011 году. “Аннетт” – это мюзикл, снятый в сотрудничестве со знаменитым британским дуэтом Sparks. Участники группы – братья Рон и Расселл Мэйлы – не только написали все песни, звучащие в картине, но и являются авторами сценария фильма. Премьера картины состоялась в Каннах, где “Аннетт” удостоилась сразу двух наград – за режиссуру и за работу композитора. В центре сюжета картины – влюбленная пара знаменитостей, популярный стендап-комик Генри МакГенри (Адам Драйвер) и молодая оперная дива Энн (Марион Котийяр). Стремительно начавшиеся отношения, за развитием которых следит вся передовая желтая пресса, вскоре перерастают в непростой брак. Семейная жизнь не лучшим образом сказывается на творчестве Генри, а у Энн обостряется тревожное состояние. Все еще больше усложняется с рождением дочери, которую родители называют Аннетт. В фильме ребенок предстает в виде деревянной марионетки, и это не единственный неожиданный поворот в новом творении Каракса. Не дотянув даже до середины хронометража, при странных обстоятельствах погибает Энн. И после этого смотреть “Аннетт” без привязки к биографии самого режиссера уже не получается. Легенда о Зеленом Рыцаре (The Green Knight) Цифровой релиз на VOD-платформах – 19 августа Эпическое средневековое фэнтези , в основе которого лежит знаменитая поэма из артуровского цикла “Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь” неизвестного автора XIV века. Интерес к произведению не ослабевает и в наши дни в многом благодаря тому, что в свое время Толкин переложил произведение со среднеанглийского на современный английский язык. Переносом средневековой поэмы на современный большой киноэкран занимался Дэвид Лоури, 40-летний инди-режиссер, на счету которого такие разноплановые работы как сказка “Пит и его дракон” и медитативный постхоррор “История призрака”. Версия Лоури вышла визуально богатой, насыщенной символикой, ироничной и неторопливой, почти лишенной экшена. Гавейн (Дев Патель), разгульный племянник короля Артура, прибывает на устроенный дядей Рождественский пир. Веселье нарушает вторжение жуткого Зеленого рыцаря, человекообразного монстра, у которого вместо кожи – кора дерева. Чудище предлагает всем присутствующим нанести ему удар, но через год явится к нему в часовню, где он нанесет смельчаку равноценное ранение. Не долго думая, Гавейн принимает вызов и срубает Зеленому рыцарю голову. Но монстр не погибает: возвращает голову на прежнее место и удаляется. Год спустя Гавейн отправляется в долгое путешествие, по сути, на собственную казнь. Петровы в гриппе Кинопремьера в России – 9 сентября Экранизация романа Алексея Сальникова “Петровы в гриппе и вокруг него”, одной из самых заметных русскоязычных книг 2010-х, получившей в 2018 году премию “Национальный бестселлер”, которую вручают лучшему роману года на русском языке. Режиссер картины – многостаночник Кирилл Серебренников, в ролях – сплошь громкие имена современного российского кино: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Варвара Шмыкова, а также Иван Дорн, рэпер Хаски и Семен Серзин, режиссер недавнего “Человек из Подольска”, в заглавной роли. Премьера “Петровых в гриппе” состоялась на Каннском кинофестивале, где оператор картины Владислав Опельянц получил премию Высшей технической комиссии. В канун Нового года автослесарь Сергей Петров (Семен Серзин) где-то подхватывает грипп, что не мешает ему после работы отправиться в пьяный загул в компании с новым знакомым Артюхиным Игорем Дмитриевичем (сокращено – АИД) (Юрий Колокольников, загримированный под Уолтера Уайта из “Во все тяжкие”). Наутро героя дома ждут жена-библиотекарь Нурлыниса (Чулпан Хаматова) и сын (Владислав Семилетков), которого, несмотря на то, что он тоже заболел гриппом, нужно вести на елку. Не очень понимающий, где реальность, а где температурный бред, Петров отправляется с сыном на новогодний детский праздник, попутно погружаясь в воспоминания о своей первой новогодней елке. Структура у “Петровых в гриппе” непростая, и с первого раза все отсылки, намеки и пасхалки не сможет заметить даже самый внимательный зритель. Детально воссозданный российский быт начала 2000-х перемешивается в “Петровых” с носталигческими воспоминаниями героя о конце 1970-х, а между ними вклинивается черно-белая социальная драма с Юлией Пересильд в роли Снегурочки, которая много лет назад взяла за руку малолетнего температурящего Петрова. При этом некоторые актеры в этом сюрреалистической неразберихе умудряются играть по пять, а то и больше ролей. Французский вестник (The French Dispatch) Кинопремьера в России – 18 ноября Новая работа Уэса Андерсона – это киноальманах, каждая новелла которого представляет собой экранное воплощение журналистских материалов, вошедших в последний номер выдуманного американского журнала The French Dispatch, редакция которого c 1925 по 1975 годы размещалась в выдуманном французском городке Аннуи-сюр-Блазе (в буквальном переводе с французского – Скука-над-апатией). Как всегда это бывает у Андерсона, “Французский вестник” просто под завязку набит звездам первой величины в больших, маленьких и малюсеньких ролях. В фильме снялись Оуэн Уилсон, Тильда Суинтон, Бенисио Дель Торо, Эдриен Броуди, Леа Сейду, Фрэнсис Макдорманд, Тимоти Шаламе, Джеффри Райт, Матьё Амальрик, Эдвард Нортон, Уиллем Дефо, Сирша Ронан, Джейсон Шварцман, Кристоф Вальц, Элизабет Мосс и, конечно же, бессменный талисман режиссера Билл Мюррей в роли главного редактора The French Dispatch Артура Ховитцера-младшего. Концептуально картина представляет собой посвящение двум большим страстям режиссера. Во-первых, “Французский вестник” – это признание в любви к ушедшей эпохе печатных изданий, в целом, и американскому журналу New Yorker, излюбленному изданию всех американских интеллигентов, которым в молодости зачитывался сам Андерсон, в частности. Во-вторых, это признание в любви к Франции. Все четыре новеллы во “Фарнцузском вестинке” хронический франкофил Андерсон так или иначе связал с понятиями, с которыми обычно ассоциируется страна: свобода, искусство, революция и, конечно, высокая кухня. Будучи не толко франкофилом, но и заправским синефилом, Андресон передает в фильме приветы классикам французского кинемтаографа – Годару, Трюффо, Ренуару, Тати. Но помимо этого, в картине отдельно отмечены французские комиксы (при просмотре невозможно не вспомнить произведения Эрже и Тарди) и французская поп-музыка 1960-70-х годов. Специально для вселенной фильма была записана пластинка с кавер-версиями песен того периода в исполнении еще одного франкофила – Джарвиса Кокера из Pulp, который также как и Андерсон уже долгое время живет во Франции. “Французский вестник” – это стопроцентный неразбавленный Уэс Андерсон, который легко может вызвать передозировку у неподготовленного зрителя: количество отсылок, пасхалок, подсказок, подмигиваний и прочих виньеток в картине просто зашкаливающее, а темп, который режиссер взял на этот раз в два раза быстрее его обычного. Давние же поклонники творчества Андерсона, без сомнения, просто не смогут оторваться от экрана: для них “Французский вестник” станет по-настоящему ничем незамутненной кинематографической радостью. Фильм, без сомнения, будут пересматривать сотни раз, и есть уверенность, что каждый раз будут находить все новые и новые детали. Последняя дуэль (The Last Duel) Кинопремьера в России – 18 ноября Цифровой релиз – 30 ноября Исторический триллер Ридли Скотта, в основе структуры которого лежит эффект Расёмона, названного в честь одноименного фильма Акиры Куросавы 1950 года, в котором убийство по-разному описывается несколькими свидетелями, противоречащими друг другу. Основу же сюжета “Последней дуэли” составляет реальное историческое событие – последняя в истории Франции юридически санкционированная дуэль, состоявшаяся в Париже в 1386 году в присутствии короля Карла VI и призванная установить истину в деле об изнасиловании. Соавторами сценария к картине выступили Мэтт Дэймон и Бен Аффлек, не сотрудничавшие со времен их прорывного фильма “Умница Уилл Хантинг”. Давние друзья вдохновились историческим трудом Эрика Джагера “Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции”. Рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) обвиняет своего бывшего друга и сослуживца Жака Ле Гри (Адам Драйвер) в изнасиловании его жены Маргариты де Карруж (Джоди Комер из сериала “Убивая Еву”). Ле Гри все отрицает, к тому же на его стороне граф Пьер Алансонский (Бен Аффлек с обесцвеченными волосами). В результате, спорящие стороны вынуждены прибегнуть к судебному поединку до смерти и позволить Богу рассудить, кто говорит правду. К судебному поединку в средневекой Европе прибегали в тех случаях, когда установить истину путем допроса свидетелей было невозможно: ни одна из сторон не признавала своей неправоты. Противники должны были продолжать бой до тех пор, пока один из них не погибнет. Победителем – то есть человеком, говорящим правду – провозглашался выживший. В деле об изнасиловании был еще один нюанс: если погибает обвинитель, то жертву изнасилования предают мучительной смерти на костре за клевету. В течение двух с половиной часов мы наблюдаем три версии того, что произошло: мы видим как события, предшествующие дуэли, выглядят в глазах Карружа, Ле Гри и, в конечно итоге, Маргариты. Несмотря на кассовый неуспех, новая работа Ридли Скотта заставила даже злопыхателей признать, что 84-летний режиссер находится в отличной форме, и у него в очередной раз открылось второе дыхание. Как будто в подтверждение небывалой продуктивности мастера в этом году вышел еще один его фильм – “Дом Гуччи” – но это уже совсем другая история. Тик-так... БУМ! (tick, tick...BOOM!) Цифровой релиз на Netflix – 19 ноября Киноверсия одноименного автобиографического мюзикла Джонатана Ларсона, американского композитора и драматурга, автора знаменитого рок-мюзикла “Богема”, скончавшегося на взлете карьеры в 1996 году. Режиссером картины выступил Лин-Мануэль Миранда, создатель успешнейших бродвейских мюзиклов “На высотах” и “Гамильтон”. Фильм стал его полнометражным режиссерским дебютом, и, судя по результату, Миранда подошел к переносу на большой экран истории жизни рано ушедшего коллеги со всей ответственностью. На зрителя бесконечно сыпется каскад искусно придуманных кинематографических приемов, камера оператора Элиса Брукса исполняет один замысловатый трюк за другим, а главная звезда всего этого шоу – Эндрю Гарфилд, исполнивший роль Ларсона, – кажется буквально наэлектризованным. Критики прочат актеру номинацию на “Оскар”. 1990 год, Нью-Йорк. 29-летний композитор Джонатан Ларсон работает официантом в забегаловке, а в свободное время пишет экспериментальный фантастический мюзикл “Супербия”, который, как он думает, наконец-то поможет ему стать звездой Бродвея и выбраться из нищеты. Творческий процесс растянулся на долгие восемь лет, так что неудивительно, что мало кто из окружения героя верит в успешный исход дела. Его девушка предлагает свалить вместе с ней из богемного Нью-Йорка и найти постоянную работу где-нибудь на периферии. Близкий друг давно предал идеалы юности: отказался от актерской карьеры и устроился на самую обычную работу, благодаря чему смог купить собственную квартиру. Часики тикают, и герой начинает заметно нервничать: скоро ему исполнится тридцать, и кажется, что он ничего в жизни не добился. Нервничает Джонатан, как окажется, не зря: спустя пять лет он умрет из-за расслоения аорты в день первого прогона его мюзикла “Богема”, который принесет автору посмертную Пулитцеровскую премию и три посмертные премии Тони. Власть пса (The Power of the Dog) Цифровой релиз на Netflix – 1 декабря Вольная экранизация одноименного романа 1967 года американского писателя Томаса Сэвиджа. Первый за тринадцать лет новый полнометражный фильм Джейн Кэмпион, прославившейся в начале 1990-х фестивальным хитом “Пианино” и с тех пор снимающей очень редко, но метко. В своей новой работе, неторопливом, минималистичном и поэтичном фильме-пазле, Кэмпион, известная как первая женщина в истории, получившая “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля, не спеша обличает показной мачизм и токсичную маскулинность, и объясняет простую истину о том, что сильный – это совсем не обязательно большой. Сама Кэмпион называет свой поствестерн без единого выстрела историей Давида и Голиафа. Действие картины разворачивается в 1925 году в Монтане на крупном ранчо, которым управляют двое очень разных братьев – поджарый Фил (Бенедикт Камбербэтч) и тучный Джордж (Джесси Племонс). Фил – жестокий мужлан с явными садистскими наклонностями, который принципиально отказывается мыться в ванной и проводит все свое время с подсобными рабочими. Джордж – добряк и педант, который предпочитают обществу ковбоев светские вечера. Когда Джордж женится на вдове трактирщика Роуз (Кирстен Данст), Фил чувствует себя преданным и задается целью превратить жизнь невестки в ад. В тот момент, когда Фил доводит несчастную женщину до глубокой депрессии и алкоголизма, на летние каникулы из колледжа приезжает сын Роуз, Питер, излишне уточненный и замкнутый юноша, над которым начинают насмехаться все местные ковбои.