Кровавый режим. Главный маньяк «нулевых» вернулся на экраны. Каким вышло продолжение «Декстера»?
Нынешняя эпоха в телеиндустрии (да и в киносфере тоже) запомнится в первую очередь как время сиквелов. Любой мало-мальски успешный проект прошлого обретает вторую жизнь в виде ремейка или продолжения, которое затем делит поклонников оригинального шоу на два лагеря — кто-то только приветствует возвращение любимого сериала, а кто-то плюется и кричит о том, что классику следует оставить в покое. В случае с «Декстером», впрочем, почти все поклонники и критики были солидарны в том, что сериалу просто необходима новая концовка — настолько не понравился фанатам вышедший в 2013 году финал восьмого сезона. С ноября на экраны начал выходить «Декстер: Новая кровь», действие которого разворачивается спустя почти десятилетие после событий оригинального шоу. О том, каким получился новый проект и удалось ли ему исправить ошибки прошлого — в материале «Ленты.ру».
Декстер Морган (Майкл Си Холл), ныне известный как Джим Линдсей (отсылка к писателю Джеффу Линдсею, автору романов, на которых основан оригинальный сериал), живет на удивление мирной и скучной жизнью: пробежки по снежному лесу, рыбалка в проруби, разведение свиней и коз. О прошлой жизни в солнечном Майами ему напоминает только призрак сестры Деб (Дженнифер Карпентер), с которым в общем-то Морган живет душа в душу. С убийствами Декстер завязал — не стреляет даже в белого оленя, которого ежедневно встречает во время пробежки с ружьем. От кровавой тяги он спасается, как завязавший алкоголик, — строгой и четко прописанной рутиной.
Не сложно, правда, предположить, что очень скоро эта рутина будет нарушена и что обернется это очередным убийством
Хоть Декстер и поселился в уединенном домике в лесу, жизнь его отшельнической не назвать. Морган работает продавцом в магазине оружия в Айрон-Лейк, штат Нью-Йорк, встречается с подружкой-шерифом (отличное сочетание для завязавшего маньяка, которое, конечно же, ничем плохим не обернется) и поддерживает дружеские отношения со всеми жителями небольшого северного городка. Исключение составляет только молодой и наглый кутила — банкир Мэтт, который сначала врывается в оружейный магазин с требованием продать ему самую убойную винтовку, а после устраивает незаконную охоту на того самого оленя. Словом, знатокам сериала уже с первых минут знакомства с новым персонажем становится ясно, кто станет следующей жертвой Декстера.
Во многом «Новая кровь» остается верна канону. Новые убийства Декстера вполне можно оправдать — маньяк почти всегда действовал по кодексу, расправляясь только с отъявленными негодяями. Проводятся они тоже по классическому ритуалу с заматыванием жертв пленкой (только кровь Морган больше не коллекционирует: «Может, я и монстр, но я эволюционирующий монстр»). При этом сериал получил необходимый глоток свежего воздуха в виде полного обновления декораций и актерского состава — еще одним центральным персонажем становится Гаррисон (Джек Элкотт), повзрослевший сын Декстера, неожиданно свалившийся сбежавшему папаше на голову.
При этом уже по истечении первой половины «Новой крови» становится очевидным, что шоураннеру Клайду Филлипсу, создателю четырех первых сезонов оригинального «Декстера», совершенно нечего рассказать о главном телевизионном маньяке 2000-х. Да, Декстер может и состарился, за десятилетнюю «ремиссию» даже слегка утратил навыки охоты и уничтожения улик, вынужден разбираться с трудным подростком, а вместо призрака отца теперь ведет диалог с мертвой сестрой, но сводится все это к тому же старому доброму сюжету о том, как Декстер окружает себя близкими, а те впоследствии об этом сильно жалеют. Куда интереснее наблюдать за историей Гаррисона, который, пройдя несколько детских приютов, и явно пуд соли съевший, ныне с переменным успехом пытается влиться в жизнь в новом городе. Декстер тем временем становится одержим идеей, что его сына тоже преследует «темный пассажир», заставляющий убивать — причиной этого становится конфликт в школе, в ходе которого Гаррисон отправляет в больницу недавно обретенного друга.
Драма взросления персонажа второго плана предстает пока самой сильной частью «Новой крови», которая однако ведущим сюжетом не становится. Понятно, что фанаты «Декстера» смотрят сериал не ради этого, а ради убийств. И эти безжалостные расправы (совершенные не только главным героем — он, представьте себе, не единственный маньяк в небольшом Айрон-Лейке), а также дотошные разбирательства со следами преступлений становятся основой сиквела. И хотя желание Филлипса вернуться в продолжении к тем вещам, за которые так полюбился телезрителям оригинальный «Декстер», вполне объяснимо, такой ревайвал смотрится в 2021 году как минимум устаревшим.
В конце концов, у зрителей уже есть такие хиты, как «Ганнибал» и «Ты», причем оба своим появлением, безусловно, отчасти обязаны и «Декстеру». Первый отталкивался от схожего криминально-детективного сюжета, но расправу над жертвами фетишизировал настолько, что даже у зрителя возникало мимолетное желание отведать человечины. Второй через внутренние монологи главного антигероя нарисовал вполне содержательный, конфликтный образ психопата-сталкера. Более того, в третьем сезоне «Ты», этот довольно простенький сериал, и вовсе эволюционировал в неожиданно забавную историю о созависимой и токсичной семье молодоженов, пытающихся встроиться в полную странностей жизнь зажиточного класса из тихого пригорода (учитывая, что речь идет о паре нестабильных убийц, их бытовые ссоры часто заканчиваются кровопролитием). «Новая кровь» же представляет собой возвращение к корням, которое однако по прошествии десятилетия никакой конкуренции с куда более кровавыми, злыми и остроумными триллерами не выдерживает.
Оригинальный «Декстер» появился на волне популярности телевизионных антигероев. Центральный персонаж сериала стал, по сути, положительным американским психопатом, преступления которого были оправданы, а сам он, несмотря на не раз озвученное отсутствие эмпатии к окружающим, регулярно ее проявлял — к сестре, к возлюбленным, к детям. Кровавое шоу, с одной стороны, регулярно сталкивало Моргана с моральными дилеммами, но при этом не обременяло себя особо тяжелой рефлексией по поводу убийств, чаще своего героя оправдывая и от настоящих злых поступков оберегая. Большинство его жертв были негодяями или маргиналами, невинно убиенных можно пересчитать по пальцам, а позитивные персонажи (вроде капитана Марии ЛаГуэрты, вскрывшей преступления Моргана) погибали от чужих рук. За восемь сезонов с неисчисляемыми циклами из убийств, трагических потерь и мрачного Моргана, выслушивающего нравоучения призрака своего отца, шоу превратилось в пародию на само себя. И хотя фанаты сериала больше всего гневались на неудачную концовку, в которой не было даже намека на резолюцию, на деле закат «Декстера» начался еще с ухода Филлипса после четвертого сезона.
Новый «Декстер» — затянутый и запоздалый реверанс фанатам оригинальной серии, представленный создателями как работа над ошибками, долгожданная подлинная концовка эпопеи про мясника из Бэй-Харбор. И сам Филлипс к премьере «Новой крови» подчеркивал, что финал сиквела, который стал «лучшим, что он когда-либо придумывал», взорвет интернет. Что ж, последняя серия выйдет только в январе, а пока зрителям представили лишь еще один эпизод из жизни Декстера Моргана — быть может, и не стоило ради такого снимать целый мини-сериал? Вполне можно было ограничиться, скажем, специальным рождественским выпуском.
Сериал «Декстер: Новая кровь» (Dexter: New Blood) выходит на Showtime и в «Амедиатеке». Показ сезона завершится 9 января