«Быть Рикардо»: Кидман и Бардем пытаются спасти карьеры и свой брак в байопике о Люсиль Болл
21 декабря на Amazon Prime Video состоялась премьера двухчасового байопика обладателя премии «Оскар» и трех «Золотых глобусов» Аарона Соркина «Быть Рикардо». Наш киноредактор Елена Зархина посмотрела картину и рассказывает, почему фильм о звездах прошлого получился невероятно актуальным.
«Лебединая песня»: пронзительная драма в духе «Черного зеркала» с оскароносным Махершалой Али
Действие фильма происходит в течение одной недели во время производства ситкома «Я люблю Люси», в котором Люсиль Болл и Деси Арнас исполняли главные роли. Когда-то именно Болл и Арнас создали этот проект, утрировав и перенеся на экран свой супружеский опыт. Сериал стал настоящим событием и до сих пор считается одним из самых успешных проектов за всю историю телевидения.
Но беда приходит, откуда не ждали — один из радиоведущих в завершение своего шоу будто бы мимоходом бросает громкое (и по-настоящему опасное для 50-х) обвинение в адрес Болл, заявив, что она — коммунистка. Так под ударом оказывается не только карьера любимицы миллионов, но и ее брак.
К слову, про миллионы: фильм начинается с псевдодокументального интервью с одним из авторов шоу. Глядя в камеру, он с усмешкой заявляет: «Сейчас шоу кажется мегапопулярным, если его смотрит 10 млн человек. Ладно, давай я проявлю щедрость — 15 млн человек. Но знаете, какая аудитория была у "Все без ума от Люси"? 60 млн».
Это цифры, с которыми трудно спорить и с которыми должны считаться все: от участников сценарной комнаты, с каковыми регулярно ругается Болл, до руководителей киностудии, подписавшей с Люсиль подписан контракт. Только последние отказываются видеть в актрисе, обожаемой миллионами, свой самый главный и самый ценный ресурс.
Еще до обвинений в симпатиях к коммунистам и до начала расследования Комиссии по антиамериканской деятельности Болл приходит на аудиенцию с главным боссом — у нее за плечами только-только случился первый заметный успех в качестве серьезной драматической актрисы. Но руководитель студии не признает заслуг актрисы и заявляет, что расторгает с ней контракт.
Так же неустойчива и личная жизнь Болл: ее муж — выходец из Колумбии, музыкант, актер и продюсер Деси Арнас — вроде бы и счастлив греться в лучах славы своей жены, но чувствует себя неполноценным в ее тени. Кажется, что это шаблонный сценарный прием семейных историй про равно талантливых супругов, в которых кто-то один должен уступить другому? Это так, но не совсем. И здесь стоит отдельно отметить авторский талант и видение Аарона Соркина — самого титулованного сценариста современного Голливуда, который умеет рассказывать гениальные истории, пересобирая привычные шаблоны.
Говорить о том, что Соркин — автор потрясающих диалогов, — общее место. Но любят и ценят его не только за хлесткий слог и острый юмор. А за то, что ему, кажется, подвластен любой жанр: он анализировал целое поколение в гиковских «Социальной сети» и «Стиве Джобсе», отстаивал права обвиненных в «Суде над Чикагской семеркой», наделял голосом сильную женскую героиню в шальной «Игре Молли» и, наконец, сделал культовый политический сериал The Newsroom.
Собственно, если бы «Быть Рикардо» снимал Райан Мерфи, он непременно сделал бы из этого материала мини-сериал. Но Соркин отошел от телевизионного формата и виртуозно упаковывает сложную и многослойную историю в два часа с хвостиком. Причем за это время сюжет ни разу не провисает и не буксует на месте — еще один талант Соркина, который так ценится в Голливуде.
Автор рассматривает экранный и реальный дуэт Болл с Арнасом не с позиции кто виноват и кто прав (хотя супруги впоследствии развелись), а с позиции — смотри, сколько всего мы можем сделать сообща. Его герои (как и их реальные прототипы) принимают вызовы судьбы единым фронтом, стоя друг за друга крепкой стеной. Это было по-настоящему удивительное партнерство двух сильных индивидуальностей, которые могли за пять минут в клочья поссорится и так же шустро помириться, но для всего мира они оставались сплоченной командой — силой, способной преодолеть многое.
Важно, что Соркин умудряется раскрыть своих героев и по-отдельности. Особенно ценно то, как он раскрывает образ Люсиль: сильной, несомненно талантливой, остроумной женщины, идущей к вершине мира сложной дорогой середины прошлого века, когда женщинам мало что позволялось за пределами кухни.
Кажется, Соркин как автор и сам восхищен ее инициативностью, смелостью отстаивать собственное видение и талантом рассказчицы. Что логично, ведь кому как не нынешним авторам понимать: та свобода, которой они обладают сейчас, была проложена талантами прошлого, чьим-то бесстрашием и волевым характером. В этом смысле у Соркина получается актуальная история про сильного духом бойца, заточенного в хрупком теле.
«Быть Рикардо» отдает дань уважения легендарному тандему Болл и Арнаса, научивших смеяться заново целую нацию — людей, только что переживших Вторую мировую.
И, если смех продлевает жизнь, то новая работа Аарона Соркина буквально увековечивает собственных героев: ярких, талантливых и способных делать намного больше того, что им разрешали в заданных обстоятельствах.
Фото:Amazon Prime Video/ Global Look Press
Видео:Amazon Prime Video