«Вишневый сад» в театре «Около дома Станиславского» – ветер перемен на вокзале жизни
«Так хочется поговорить, а не с кем...»
В театре «Около дома Станиславского» Юрий Погребничко поставил «Вишневый сад» Чехова. Но, как и принято здесь, интерпретация получилась достаточно вольной. И несмотря на то, что помимо чеховских персонажей, на сцене появляются еще и Гамлет, Розенкранц, Гильденстерн и Полоний, настроение как раз самое что ни наесть чеховское – это и тоска по родине, и нежелание принимать перемены, и невозможность расстаться с прежней жизнью…
Все персонажи будто ни живы, ни мертвы – интонации в большинстве своем спокойны, повсюду веет напускным равнодушием, и даже если что-то и закипает внутри, то внешне почти никак не проявляется. Возраста у героев тоже фактически нет. Все очень метафорично. Любовь Андреевна явно моложе своих дочерей. Впрочем, старость тут, скорее, не физическая, а душевная. Оттого и неважно, какого возраста артисты исполняют роли. А, может, и вовсе это показатель мудрости персонажей.
«О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…»
Действие происходит где-то на вокзале, где периодически проносятся мимо поезда, поют птицы и дует ветер. Старая железная кровать символизирует крепкое прошлое, прочно сидящее в памяти главных действующих лиц, а остальные немногочисленные детали – отличный ребус для внимательного зрителя.
Актеры произносят свои реплики весьма буднично, что подчеркивает реализм пьесы, которая, кстати, была написана в эпоху модернизма, так что черты абсурда ей не чужды. Вот и в спектакле Погребничко многое кажется абсурдным, но оттого, пожалуй, даже более реалистичным. И несмотря на то, что сам Чехов определял «Вишневый сад» как комедию, все происходящее больше походит на драму или трагедию.
«Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху…»
В основе постановки – конфликт прошлого, настоящего и будущего. Это своего рода война эпох и мировоззрений. Но тут нет победителей и проигравших. На вокзале жизни подул ветер перемен и к чему он приведет, никому неизвестно. Не стоит ждать конфликтов между персонажами, скорее, наоборот, режиссер вслед за автором пьесы на поверхность достает внутренний конфликт каждого отдельно взятого действующего лица. Здесь буквально все пестрит противоречиями, но в то же время оказывается весьма закономерным. Все буднично и спокойно, будто ничего не происходит, а между тем решаются судьбы героев, если не всей страны...
«Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя…»
Раневская (Погребничко Мария, Кудринская Екатерина) и Гаев (Солопов Максим) живут воспоминаниями, не хотят признавать действительность и решать насущные проблемы. Они как дети (и даже внешне мы видим не умудренных, а достаточно молодых людей). Они уверены, что все разрешится как-нибудь само собой. «Любовь Андреевна постоянно теряет (имеется ввиду платочек). Она и жизнь свою потеряла», – говорят про нее.
Аня (Павлова Елена) и Петя Трофимов (Левинский Алексей Александрович) – вроде как герои будущего. Только оно какое-то слишком призрачное и туманное. Мы видим людей разных поколений и взглядов. Но за кем же будущее? И куда каждого из них в итоге унесет поезд жизни после этого ветра перемен? Что ждет там, впереди, – цветущий сад или рваные галоши? А это, пожалуй, уже во многом зависит от каждого сидящего в зале.
Фото предоставлены пресс-службой театра «Около дома Станиславского»