Войти в почту

Сладкая жизнь Бенвенуто Челлини

В ноябре 2021 года на Мариинской-2, новой сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга, состоялась премьера необычной постановки оперы "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, написанной в 1836 году. В авторском прочтении Алексея Франдетти исторический сюжет эпохи Возрождения композиторского оригинала перекочевал в стены римской киностудии "Cinecitta" 1960-х. Знаменитый флорентийский скульптор, ювелир, живописец, музыкант, воин Бенвенуто Челлини – "возрожденческая" личность XVI века – переплавилась в мастерской режиссерского воображения в знаменитого итальянского кинорежиссера Федерико Феллини, во всяком случае, в его прототип. Основанием для развития зерна идеи Франдетти стали фильмы Феллини: "Восемь с половиной", "La dolce vita", "Джульетта и духи" и другие. Родившийся сюжет пророс в канве либретто оригинала, оправданно уместно соединившись с оперной историей из жизни скульптора-режиссера. Главная причина такого органичного сплава крылась в ядре концепций шедевров каждого мэтра из триумвирата Челлини-Феллини-Берлиоз. В воспоминаниях скульптура, которые легли в основу либретто, в признаниях режиссера и композитора красной нитью проходит мысль о великих мучениях рождения творческого продукта, в будущем гениального шедевра. Алексей Франдетти. Фото Михаила Вильчука. Мариинский театр. Больше всех идее режиссера-постановщика подыграл сам Берлиоз, создав оперу в жанре semiseria (полусерьезной) оперы. Серьезность вопросов творчества в сюжете соседствует с комичностью образов персонажей, буффонадой и карнавальной масочностью. А уж по части уличных шествий и карнавалов фрагменты фильмов Феллини идеально накладывались на большую сцену и финал II действия оперы, где музыка говорит сама за себя. Яркая зрелищность постановки Алексея Франдетти заряжала позитивной энергией, итальянским темпераментом, изысканным вкусом "La dolce vita". Красивое "кино" сценографического и костюмного решения производило необходимое впечатление на эмоциональное восприятие зрителя. Иконы моды и стиля тех и нынешних лет разгуливали в мизансценах, придавая блеска "дорогому" дизайнерскому контексту постановки. Приятно было осознавать, что такое воплощение замысла не выходило за рамки безвкусицы и нагромождения "абы чего до кучи". Даже в самой эффектной сцене карнавально-циркового представления изобилие красочных костюмов, столпотворение персонажей в сценическом пространстве не рябило в газах и не отвлекало от драматургической линии. Музыка Берлиоза и особенно ее блистательная оркестровка в акустическом антураже Мариинки-2 звучала мягко полнозвучно, округлым оркестровым звуком отличного группового баланса. Дирижер Кристиан Кнапп ни разу не перекрыл солистов, хоровые номера выстраивал строго в иерархии партитурных требований первенства голосов. А композитор знал в этом толк, как никакой другой. Гектор Берлиоз в партитуру "Бенвенуто Челлини" ввел офиклеид (с греческого "змея с клапанами"), басовый инструмент, ныне вытесненный тубой. Шутник композитор устроил соревнование между английским рожком и офиклеидом, который, изображая безмолвную маску Паскарелло, пародирует посредственного художника. Вокальным украшением спектакля была Антонина Весенина (Тереза). Нежный красивый тембр сопрано звучал одинаково ровно и хорошо как на форте, так и на тончайшем пиано. Иван Гынгазов (Челлини) брал все трудные верхи, которыми изобилует партия героя, звучал мощно, но грешил частым фортиссимо. Егор Чубаков (Фьерамоска) показал себя ярким характерным персонажем, лихо исполнил свою воинственную арию на бутафорской золотой лошади. Екатерина Крапивина (Асканио) была вокально и образно очень убедительна. Особая придумка Алексея Франдетти – это комические комментарии, которые периодически сопровождали сценическое действие, появляясь в титрах. Каждый раз они были забавны и вызывали взрывы хохота в зале. Расчертив различные параллели в сюжетном развитии разворачивающейся истории, режиссер-постановщик предложил зрителю оригинальную игру воображения, своеобразный тест на проверку своего интеллектуального бэкграунда. Он заботливо не оставил несведущих в кинотворчестве Феллини без подсказок, которые появлялись в виде рисунков из кадров фильмов на занавесе. Режиссер и здесь провел параллель с увертюрой оперы, где Берлиоз представляет темы и лейтмотивы следующих двух актов. Исполнители главных ролей и дирижер. Фото Е. Алексеевой. И самой прекрасной сценой оперы стал любовный дуэт Челлини и Терезы – ремейк сцены из фильма "La dolce vita" (Сладкая жизнь), где герои Марчелло и Сильвия по воле Феллини вошли в римский фонтан Треви. Алексей Франдетти удвоил чувственное впечатление зрителя воспоминанием о впечатлении от сцены актеров Марчелло Мастрояни и Аниты Экберг из фильма. Можно сказать, не только мело- , но и киноманы получили предновогодний подарок от Мариинского театра в виде такой интересной новой постановки оперы через призму киноискусства. Если в один вечер одновременно на Исторической сцене идет культовый "Щелкунчик", а на Новой – "Бенвенуто Челлини", кажется, будто различные интерьеры залов сами диктуют стиль спектакля. Постановка Франдетти отлично вписалась в ауру современного здания Мариинки-2.

Сладкая жизнь Бенвенуто Челлини
© Ревизор.ru