Войти в почту

Человечество решает умереть. Вышла комедия про дураков и апокалипсис с Ди Каприо, Стрип и Бланшетт. Зачем ее смотреть?

На Netflix вышла новая комедия известного «Игрой на понижение» Адама Маккея «Не смотрите наверх» — хвастающая, возможно, самым звездным за последнее время актерским составом. «Лента.ру» рассказывает, почему фильм о конце света с Леонардо Ди Каприо в главной роли — идеальное кино для конца этого странного года.

Человечество решает умереть. Вышла комедия про дураков и апокалипсис с Ди Каприо, Стрип и Бланшетт. Зачем ее смотреть?
© Lenta.ru

Астрономы Рэндалл Минди (Леонардо Ди Каприо) и Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) обнаруживают, что к Земле мчится комета диаметром в десяток километров. Столкновение с планетой может привести к полному исчезновению не только человеческой, но и вообще всякой жизни. Рэндалл и Кейт грузятся в самолет и отправляются в Вашингтон, чтобы обсудить планы спасения Земли с высочайшими государственными чинами. Однако выясняется, что президент Дженни Орлин (Мэрил Стрип) куда больше увлечена живописным курением и секстингом с каким-то региональным отморозком. Главой администрации работает ее сын Джейсон (Джона Хилл), который в свою очередь в основном хвастается новой татуировкой дракона и упивается властью ходить на работу упоротым.

Минди и Дибиаски пытаются добиться огласки, выступив в популярном телешоу, однако Кейт заслуживает лишь волну мемов в интернете, а Рэндалл — недвусмысленные знаки внимания ведущей (Кейт Бланшетт), которую возбуждает, что скоро мы все умрем. В какой-то момент правительство США все же снарядит спасательную экспедицию, но сразу после старта развернет ракеты, поскольку на сцену выйдет Питер Ишервелл (Марк Рейланс) — визионер, объясняющий, что из столкновения с кометой тоже в теории можно извлечь пользу.

Фильмы и сериалы-катастрофы прошлого и нынешнего годов дали повод вновь заговорить о сверхъестественном чутье художников, прозревающих будущее без всяких на то логических объяснений. Вот и разработка «Не смотрите наверх» началась еще во вполне безмятежном ноябре 2019-го. Впрочем, никакой безмятежностью, разумеется, и не пахло — Дональд Трамп вовсю собирался на второй срок, а Америка все глубже погружалась в депрессию, лекарство от которой так и не придумали до сих пор. Тем не менее за без малого полтора года, которые занял путь картины к зрителю, в мире изменилось слишком многое, создав для «Не смотрите наверх» уникальный и куда более подходящий случаю контекст.

В сверхъестественной проницательности в данном случае стоит обвинять сценариста и режиссера Адама Маккея. Это автор удивительной судьбы. Шесть лет назад он не пожелал сидеть в комедийном жанровом гетто и после дилогии про Рона Бургугди («Телеведущий») бросился покорять новые территории. В итоге его «Игра на понижение» стала одним из самых остроумных фильмов про кризис 2008-го года и принесла Маккею «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Через три года, в 2018-м, Адам решил развить успех и одновременно взвинтить ставки — его «Власть» имела в своем центре ни много ни мало бывшего вице-президента Дика Чейни. Сатирический байопик абсолютного зла (именно такова трактовка Маккея) был воспринят чуть менее однозначно, несмотря на очередной актерский подвиг Кристиана Бейла. И вот в следующем своем проекте режиссер совместил едкий социальный комментарий с внешне легкомысленным задором своих ранних комедий.

Последней из больших голливудских картин на тему, конечно, был пропагандистский шедевр Майкла Бэя «Армагеддон». Это было кино, где все важные вещи говорили на фоне развевающегося звездно-полосатого флага, а Брюс Уиллис, наконец, смог погибнуть — но только под песню Aerosmith. Самым ярким послесловием к этому сюжету стала «Меланхолия» Ларса фон Триера, который с явным удовольствием разнес-таки нашу планету в труху. «Не смотрите наверх» отсылает к этим двум фильмам вполне прямолинейно. «Армагеддон» спародирован целыми фрагментами, а Уиллиса заменил Рон Перлман — и так даже смешнее. С «Меланхолией» у Маккея значительно более нежные отношения. Пародиями тут не пахнет, скорее уж речь идет о трепетном оммаже — при желании героинь Лоуренс и Бланшетт можно без особых поправок поместить в триеровский контекст.

Однако прямые и не очень аллюзии в данном случае отнюдь не самоцель. Маккей использует энергию предшественников, чтобы напитать ей совершенно авторское высказывание, сделанное, как водится, в сатирическом ключе. Режиссер владеет этим сложнейшим на самом деле жанром виртуозно и в «Не смотрите наверх» явно упивается возможностью не заботиться об исторической достоверности. На орехи тут достается абсолютно всем: озверевшим от самодовольства селебрити политикам, мямлям-ученым, не способным разговаривать человеческим языком, дурящим народ визионерам со своими дурацкими смартфонами… Перечислять мишени Маккея можно долго и с удовольствием, благо режиссер не придерживается более или менее никакой конкретной позиции — просто стреляет во все, что видит.

За без малого два с половиной часа от такого потока желчи и презрения можно было бы устать, но фокус в том, что «Не смотрите наверх» этих потоков на зрителя, в общем, не льет. Остроумие наблюдений и сарказм авторских комментариев здесь уравновешен удивительно человечной интонацией. У Маккея с его врожденной язвительностью и острым глазом нет ответов на вопрос «что делать?» За происходящим на экране балаганом сквозит растерянность умного человека, вынужденного, как обычно, пытаться хоть как-то достучаться до идиотов. Это, пожалуй, и правда самая адекватная эмоция в мире, где ученый, сообщающий в ток-шоу о гибели человечества, добивается лишь статуса «астронома, которого я бы трахнула». Зато об этом мире можно снять фильм, который под конец очередного безумного года дарит не столько депрессию, сколько радость и умиротворение. Если мы все равно скоро умрем, то нет ни одной причины отказываться от праздничного ужина.

Фильм «Не смотрите наверх» (Don't Look Up) вышел на Netflix 24 декабря