Войти в почту

«Я парень упрямый» Константин Хабенский сыграл с «Лентой.ру» в шахматы и поговорил о кино, театре и парапсихологах

30 декабря в прокат выходит «Чемпион мира» Алексея Сидорова, первая в России спортивная драма о шахматах. Сюжет фильма вращается вокруг реальных событий — матча за звание чемпиона мира между шахматистом Анатолием Карповым, ныне депутатом от «Единой России», и бежавшим из СССР гроссмейстером Виктором Корчным. Роль молодого Карпова в картине исполнил Иван Янковский, а Корчного, главного антагониста картины, сыграл Константин Хабенский. Корреспондент «Ленты.ру» встретился с Хабенским в стенах МХТ имени Чехова, художественным руководителем которого артист стал в конце октября, сыграл с ним в шахматы и расспросил о грядущем фильме, планах и парапсихологии.

«Я парень упрямый» Константин Хабенский сыграл с «Лентой.ру» в шахматы и поговорил о кино, театре и парапсихологах
© Lenta.ru

«Лента.ру»: Вы в шахматы умеете играть?

Константин Хабенский: На очень любительском уровне.

Я тоже — знаю, как фигуры ходят, но стратегиям не обучен. У меня была безумная мысль предложить вам разыграть партию во время беседы и потом вставить наши ходы в интервью, чтобы шахматисты, которые непременно зайдут почитать материал про чуть ли не первую шахматную драму в России, посмеялись над нашей любительской игрой. Что скажете?

Давайте попробуем!

Решка — я (подбрасывает монету). Вы ходите белыми. В фильме довольно сложно уследить за ходом фактически самой игры, но как минимум уличить вас в том, что вы ладьей по диагонали ходите, у меня не получилось. Вы играли по-настоящему?

Партии мы разыгрывали абсолютно реальные! И не только их разучивали, но еще учились правильно брать фигуры, правильно нажимать на кнопки часов — то есть всячески создавали видимость того, что мы не первый день в шахматах. Чтобы люди, которые интересуются игрой, понимали, что мы соответствуем историческому событию. [e2 — e4]

Кадр: фильм «Чемпион мира»

Тема шахмат в мире с недавних пор стала невероятно актуальной — с выходом «Хода королевы», после которого люди сметали шахматные доски с прилавков. Как вы считаете, «Чемпион мира» можно назвать нашим ответом на американский сериал?

Это не ко мне, это скорее вопрос к продюсерам, тем более что мы с «Ходом королевы» не договаривались, кто первый будет выходить. Это все параллельно, я так понимаю, случилось. Но знаю точно — после просмотра этого сериала от некоторых задумок в сценарии пришлось отказаться, чтобы не повторять. Так что идеи витают в воздухе.

Чем вас вообще привлекли съемки в этом фильме? [e7 — e5]

Мне предложили сыграть человека очень неординарного и, мягко говоря, не совсем удобного в шахматном мире. Корчной, мне кажется, мыслил немного другими масштабами, нежели просто гроссмейстер. Он не входил в привычные рамки, для него игра выходила за пределы таких понятий, как государства, границы, территории. Поэтому он совершал достаточно непредсказуемые и, как некоторым может показаться, предательские поступки по отношению к людям. Но не по отношению к игре! Корчной мог задеть других, но все его действия были направлены на то, чтобы играть. Сейчас, я сделаю ход! [Bf1 — c4] (Хабенский выдвигает вперед слона)

Как вам работать с Алексеем Сидоровым? [Ng8 — f6] (корреспондент «Ленты.ру» в ответ выводит коня)

Очень глубокая, мощная как с человеческой, так и с профессиональной точки зрения личность. Я видел, как он работает, как он — в хорошем смысле — изводит себя на съемочной площадке, чтобы добиться правильной энергии. Это важно! Шахматы — не волейбол, не подвижный вид спорта, это мощная энергия, сосредоточенная за одним столом. Передать эту энергию, магнетизм, показать жизнь больших шахматистов во время подготовки и матча за корону — задача тяжелая. Его работа вызывала у меня большое уважение.

Кадр: фильм «Чемпион мира»

По поводу сосредоточения энергии вы точно сказали — шахматы ведь игра весьма статичная. Наверное, роль шахматиста легче, чем, скажем, спасателя в фильме «Огонь»?

Знаете, в физике есть кинетическая и потенциальная энергия — вот тут тоже разный тип энергии, но ее все равно приходится тратить. [g2 — g4]

Вообще, сам матч, по которому снят фильм, был событием крайне скандальным — дело даже не в идеологической подоплеке, а в том, как он проходил, с сидящими в зале парапсихологом от советской стороны и йогами со стороны Корчного. Сидоров делает неожиданный трюк у него эта парапсихология действительно влияет на игру. Вы сами в экстрасенсорные способности, в парапсихологию верите?

Я с уважением к этому отношусь! Я понимаю, что это есть и что этим пользуются.

И на шахматиста во время игры воздействовать можно? [d7 — d6]

Здесь скорее речь идет о таком моменте напряжения, который ни мне, ни вам пока неизвестен. Там может сидеть хоть парапсихолог, хоть простой человек, но ты находишься на таком пике напряжения, что веришь, будто он тебе мешает играть. Поэтому мы можем и к стулу претензии предъявлять, считая, что его зеленая обивка сбивает нас с мысли. То же самое я могу сказать относительно выхода на сцену на спектакле, когда у тебя что-то не получается, и ты по своей слабости начинаешь валить все на зрителя, который телефон не отключил. [g4 — g5] (Пешка Хабенского угрожает коню)

Вас много чего отвлечь может? [Nf6 x e4] Я, кстати, вашу пешку съел.

Успели? Вот те раз. Ну, я же живой человек. Но если ты занят содержанием, если ты вышел получать удовольствие и транслировать его в зрительный зал, то ничего тебе мешать не должно. Все, наоборот, удваивает твои силы. А если ты занят на сценической площадке собой любимым, то заниматься этим тебе может помешать очень много факторов. Я, похоже, проигрываю. [Qd1 — f3] (Хабенский грозит коню ферзем)

Кадр: фильм «Чемпион мира»

В российском кино вы редко играете антагонистов, а тут вам выпала прямо-таки резко негативная роль. Как вы к ней готовились? [Ne4 x g5] (Конь отступает, прихватив с собой еще одну пешку Хабенского, и угрожает ферзю контратакой)

Я смотрел видеозаписи с Корчным. Но я и в жизни встречался с такими людьми. Это не обязательно шахматисты, скорее личности, которые находились в буре своей профессиональной фантазии и не всегда обращали внимание на бытовые условности. Мне показалось, что образ Корчного можно собрать из их образов. Также я смотрел какую-то пластику, читал его воспоминания, воспоминания о нем. Это важно — читать воспоминания об одном и том же событии от разных лиц. Мы вот сидим с вами за столом, поговорили, разошлись, и о моменте 11 часов 28 минут каждый будет помнить по-своему.

У нас же есть безусловный свидетель — он нашу речь записывает.

Это слова! А сам момент того, как мы сидим, как играем в шахматы, как друг друга оцениваем — это субъективная история. И вот это мне было очень интересно при подготовке к фильму — как люди по-разному оценивали одно и то же событие.

Что запало в память?

Много вещей, но в первую очередь — неуемность Корчного в работе. Еще его категорическое нежелание договариваться на ничьи, неприятие проигрыша. Я не очень понимаю, как это уживается в человеке, потому что когда-то же нужно отдыхать. А он после проигрыша, с которым не согласился, после истории из фильма отправился в Латинскую Америку и там играл в большом турнире.

Вообще, какие-то вещи просто невозможно сыграть, их можно только прожить. 15 лет назад, когда я снимался в фильме «Адмиралъ», я понимал, что физически невозможно сыграть человека, который в 22 года уже был инвалидом, у него был ревматизм, потому что во время полярной экспедиции он провалился под лед, его вытащили, но из-за сильного обморожения ему было тяжело ходить, сидеть, держать спину. И это человек, спокойно разговаривавший, по-моему, на восьми языках. Это невозможно передать — сыграть какие-то моменты нам просто не дано. Это будет неправильно, неубедительно. А, я хожу. [Qf3 — g3]

Вам не показалось, что Алексей Сидоров как-то слишком уж жестко обошелся с Корчным в сценарии? У этого шахматиста весьма нелегкая судьба, а в «Чемпионе мира» его рисуют однозначным негодяем.

В фильме действительно достаточно выпуклым персонажем получился, но при этом там удалось, мне кажется, показать какие-то оголенные вещи, связанные с человеком. Я не знаю, войдет это в кино или нет — может, в полную телевизионную версию. Формат двух часов какие-то вещи оставляет за бортом. Естественно, для спортивного блокбастера — а мы нашу работу так и называем — должен быть яркий отрицательный персонаж, как в «Бэтмене». И на берегу мы договаривались в этом направлении идти. Но это не отменяет и человеческого откровения.

Речь же не о Джокере, а о реальном человеке. Меня вот как-то расстроило, что в фильме опустили тот факт, что он — жертва репрессий. Его семью не выпускали из СССР, его возлюбленная в эмиграции прошла лагеря, а его выставляют антагонистом, который предал страну. По крайней мере, я увидел в фильме такой посыл. [d6 — d5]

Это то, что в фильме осталось. Действие картины разворачивается еще до того, как Корчной уехал из Советского Союза, и там присутствовали довольно веские аргументы, которые заставили его сделать этот шаг. А что в итоге получилось — увидим вместе со зрителем. Слушайте, да вы лучше меня играете!

Признаюсь, я потренировался перед нашей встречей.

Может, это вам и помогло. [f2 — f4] (Хабенский выдвигает вперед пешку, грозящую сразу коню и пешке корреспондента «Ленты.ру»)

Кадр: фильм «Собибор»

Отвлечемся от «Чемпиона мира». После «Собибора» вам поступали предложения снять еще что-нибудь?

Да, поступали предложения. И по тематике еврейского вопроса, каких-то подобных вещей, и менее достойные предложения. Но пока все не очень убедительно.

Хабенский-актер от Хабенского-режиссера вообще как-то отличается в поведении?

«Собибор» для меня был колоссальным опытом того, как и что можно делать в кино — и во время съемок, и после. Как собирается фильм, как он может обогатиться или, наоборот, провалиться. Все великие замыслы могут рухнуть уже на монтажном столе! Мне кажется, после этого я смог отказаться от каких-то излишеств как актер. Скажем, стал предлагать режиссерам только две свои придумки, а не двадцать две.

Импровизация, в которую нас часто бросают, зачастую не подкреплена введением в обстоятельства. Режиссер должен увлекать своей идеей — и когда ты выходишь в импровизационное пространство театра или киноплощадки, то вы уже о чем-то договорились, чем-то горите, вместе что-то хотите сделать. И еще есть важное правило взаимодействия актера с режиссером — сделай сначала, что он говорит, а потом предложи свое. Но у нас зачастую режиссер ничего не предлагает, и ты вынужден болтаться сам. Поэтому в работе над «Собибором» я старался всех коллег наделить какими-то мыслями и соображениями по поводу их персонажей.

У вас в 2021 году вышло много проектов. Пандемия вообще на вашей жизни как-нибудь сказалась? [Ng5 — h3] (Конь уходит от грозящей пешки и подступает к рядам фигур Хабенского)

Да — мы все остановились. Сперва это было болезненно, а затем я понял, что и так можно.

Чем занимались?

Готовился к фильму «Чемпион мира»: я пытался разучить партии, которые затрагивались в сценарии, но, выучив наизусть первую, — а там их было порядка восьми — понял, что это бессмысленное занятие. Нужно обладать огромным объемом знаний разных комбинаций и шахматных партий, чтобы понимать логику ходов. У меня таких знаний не было, и поэтому я просто все тупо зазубрил — это как китайский язык для меня — и ничего так и не понял в красоте и легкости этого вида спорта. А разучивание партий я быстро забросил.

Вы только нашу игру не бросайте.

Да-да-да. Мне, видимо, нужно съесть что-нибудь. (Задумывается и начинает напевать под нос песню «Мы — дети Галактики») Так, это я понял… Это тоже… [Bc4 — b3] (Хабенский уводит слона под защиту пешек)

Пандемия особенно сильно ударила по людям, которым и без того непросто — пожилым, онкобольным. У вас есть фонд, который помогает больным раком детям — как у него в этот период складывались дела?

Сначала мы схватились за голову, потому что фонд изначально рассчитывал на активности в режиме офлайн — спектакли, концерты, где проходили фандрайзинги. Решили было, что планы на 2020-й год просто рухнут. Но произошло какое-то чудо — видимо, большое число людей, в том числе и я, в какой-то момент прекратили свой бег и подумали о других людях, которым еще труднее. В результате в тот непростой год, когда мы все сидели по домам, фонд превысил планку сборов! Это было для нас чем-то из области фантастики. Видимо, какой-то человеческий фактор сработал. Сегодня фонд достаточно мощно работает. И я рад, что у меня такая команда.

Сейчас офлайн мероприятия возобновились, и я видел, у вас в рамках фонда даже спектакль про Маугли со знаменитостями есть — расскажите о нем.

Этот проект появился очень давно, еще в 2014 году. Он вырос из движения «Оперение», которое я тогда возглавлял, — это детские студии творческого развития. Появилась заявка на спектакль по Киплингу, переложенный на современную почву. Мы не планировали делать его благотворительным, но в процессе создания я подумал, может, это будет мостик, который соединит наших мальчишек и девчонок из студий с подопечными фонда. Эта история превратилась в большую благотворительную кампанию — я поставил этот спектакль в пяти городах. Наш проект благословил Олег Павлович Табаков, когда я предложил занять в нем всех учащихся его колледжа.

Планы по запуску спектакля на сцене МХТ со студентами не реализовались, но я парень упрямый — сделал фактически уличный набор, подключился музыкальный детский театр юного актера. Все выдержали благодаря выпускникам наших студий, которые на свои плечи взвалили работу с актерами. Вместе сделали премьеру, спустя год сыграли спектакль в «Крокусе», потом в Московском художественном театре, а сейчас сцену нам предоставил Театр российской армии. Спектакль благотворительный, и все наши молодые дарования понимают, для чего они в нем работают — ставки очень высоки, ведь от успеха спектакля зависит, соберем ли мы достаточное количество денег, чтобы помочь справиться с болезнью другим ребятам.

И у нас бывают не только известные актеры — еще шоумены, спортсмены. Не медийные, а знаковые персоны нашей страны в этот спектакль с удовольствием входят. Я просто звоню им и спрашиваю: «Хотите?» И все хотят.

Так и должно быть. У меня уже заканчиваются вопросы, а игру мы так и не доиграли. Я предлагаю так сделать — блиц, как у Юрия Дудя, и две секунды на ход.

Давайте, я все равно здесь проиграл.

Любимый фильм 2021 года? [e5 x f4] (Пешка корреспондента «Ленты.ру» ест пешку Хабенского и грозит ферзю)

Нет такого! Еще нет. Буду наверстывать. Я сапожник без сапог, у меня есть счастливый месяц в году, когда либо премия «Золотой орел», либо «Ника» присылают ссылки на фильмы-номинанты, и вот тогда у меня идет ликбез. [Qg3 — f3] (Ферзь Хабенского преграждает пешке путь)

Лучший театральный актер или актриса в России? [Bf8 — c5] (Корреспондент «Ленты.ру» выводит в центр доски слона)

Я сейчас скажу и кого-то обижу.

И кого-то обрадуете!

Раз уж я заступил на государственную должность с недавних пор, я в каких-то моментах должен себя достаточно аккуратно вести. Я в этом сознаюсь. Отвечу так — лучших театральных актеров и актрис, в том числе приглашенных, вы увидите на площадке Московского художественного театра. [Ng1 x h3]

Так, вы съели моего коня конем. Главное в вашей жизни событие в 2021 году? Вам шах. [Qd8 — h4 +]

Довольно мощное событие произошло — предложение возглавить Московский художественный театр. Это для меня большой вызов, и приходится очень быстро учиться. Мой мастер Вениамин Михайлович Фильштинский нам всегда говорил: «Не останавливайтесь, учитесь». Пока так и делаю. Так, это шах. И все близится к мату, да?

Можем остановиться на том, что я съем вашего ферзя.

А как же вы его съедите? Пока никак. [Nh3 — f2] (Хабенский защищает короля только что наевшимся конем)

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Поставили какую-нибудь главную задачу на 2022 год? Опять шах. [Bc5 x f2 +]

Пока поставил расписание жизни театра на 2022-2023 и 2023-2024 годы.

Ого, такой срок. Это обычная система, или…

Это моя обычная система. По жизни. Так проще и понятнее либо соглашаться на новые авантюры, либо отказываться от них, просто понимая, что у тебя впереди. Я предложил этой же жизнью пожить театру. Естественно, хочу для себя любимого в этом графике тоже найти время, поработать в новых проектах, посниматься в новых фильмах. Ну, сделаем так… [Qf3 x f2] (Ферзь Хабенского ест слона)

Ох, об этом я не подумал. Что же мне теперь делать. Ладно, обменяемся [Qh4 x f2+] (Корреспондент «Ленты.ру» ставит шах ферзем) Какая у вас любимая еда?

Вкусная!

Ну а что вы себе чаще всего готовите?

А я себе и не готовлю.

Действительно, можете себе позволить. Как можете заметить, вопросы у меня кончились, и я не очень ловко импровизирую.

Ну, не то чтобы могу позволить — я не так феноменально владею гастрономическими способностями, у меня они отсутствуют. Но на открытом огне я могу приготовить и рыбу, и мясо. [Ke1 x f2] (Король Хабенского ест ферзя)

С каким зарубежным режиссером вам бы больше всего хотелось поработать? [Bc8 — h3] (Слон корреспондента «Ленты.ру» зачем-то вновь подбирается к тылу врага, никому особо не угрожая)

С Робером Лепажем (постановщик концертных программ Питера Гэбриэла и шоу цирка Дю Солей, худрук квебекского театра Ex Machina — прим. «Ленты.ру»). [Bb3 x d5] (Забытая в центре доски пешка съедена слоном Хабенского)

Какую музыку слушаете? [O — O] (Корреспондент «Ленты.ру» на свою беду вспоминает о существовании рокировки)

Ага, рокировочка у вас. [d2 x d4] Я консерватор из времен ленинградского рок-клуба. Поэтому для меня люди, с которыми я проходил юношеское становление, остаются в приоритете. Это Шевчук, Гребенщиков и иногда Кинчев. Но это не говорит о том, что я не люблю современную музыку — просто не всегда имена помню. А вообще я не сторонник приверженности к какому-то определенному жанру — кручу радио, и под настроение разные авторы и произведения заходят.

Что вы пожелаете нам всем в 2022 году? [Rf8 x d8] (Корреспондент «Ленты.ру» пытается вернуть преимущество над доской при помощи ладьи, грозящей слону)

Собственно, что и всему миру — поскорее нам справиться с этой болячкой. (Думает) …Жалко, что ладья по диагонали не ходит. [Bd5 x b7] (Слон Хабенского ест пешку и грозит второй, так и не выведенной ладье)

Ну, я больше вопросов из себя не выжму. [Rd8 x d4] (Ладья корреспондента «Ленты.ру» ест пешку Хабенского)

Видите, я начал играть агрессивно. [Rh1 — e1] (Хабенский также выводит в центр доски ладью)

[f4 — f3] (Корреспондент «Ленты.ру» двигает пешку и совершает роковую ошибку) Да, я уже вижу свой просчет.

[Re1 — e8 #] (Ладья Хабенского загоняет короля в угол) Я так понимаю, что… мат.