Лучшие фильмы 2021 года

"Белфаст" ("Belfast"), Кеннет Брана Алфавитный порядок избавляет от бремени внутреннего ранжирования фильмов, но есть какая-то особая справедливость в том, что перечисление начинается именно с "Белфаста". Комедийная драма о взрослении в Ирландии конца 60-х, на заре Смуты, которой тянуться еще почти 30 лет, — согревающая валентинка покинутой родине. Кино изумительно снятое (тактильное ч/б, Харис Замбарлукос берет невероятные планы, от мизансцен учащается дыхание) и блестяще сыгранное (бесподобный ансамбль с участием и ; впрочем, главные здесь — и малыш Джуд Хилл в главной роли). Поначалу думалось, что это будет ирландская "Рома", но в действительности это ирландский "Кролик Джоджо". Хотя и "Рома", конечно, тоже: щемящая ода искрящейся невинности, которая будто обречена всегда оставаться в детстве. "Белфаст" — лучшая картина 2021-го, самая душераздирающая, самая смешная, самая трогательная, самая милая и волшебная. "Воздушный бой" ("Shadow in the Cloud"), Розанна Лян Один из самых отбитых фильмов года — безбашенный экшен-хоррор Розанны Лян про мать, которой все по плечу. "Воздушный бой" — превосходное развлечение, почти безупречно выверенное: пятьдесят минут герметичного триллера с крупным планом лица и диалогами по радиосвязи, потом полчаса бронебойного треша, где все с грохотом летит в ад. В последнем акте также содержится одна из лучших экшен-сцен в истории кинематографа, ее потом еще внукам показывать, так что заранее трейлер лучше не включать. "Девушка, подающая надежды" ("Promising Young Woman"), Эмиральд Феннел Зловещий комедийный фем-триллер про девушку, которая наказывает мужчин за изнасилование и гибель лучшей подруги. Изощренный сценарий (с "Оскаром" в соответствующей категории), исследующий границы простительного и непростительного, грандиозные актерские выступления и Бо Бернема — и великий кавер на "Toxic" . ("Dune"), Роскошный во всех отношениях блокбастер, с визуальной точки зрения самый, кажется, грандиозный со времен четвертого "Безумного Макса". Дени Вильнев доводит свою научно-фантастическую гигантоманию до абсурда (черви!), записывает свой самый громогласный "бум-бум-бум", Зендея прознает взглядом голубых глаз — жаловаться, что нам показали только половину фильма, после этого совершенно не хочется, и как будто бы ровно так и должна выглядеть экранизация эпохального романа . "Кошмары" ("Come True"), Энтони Скотт Бернс "Кошмары" — этакая "Бескрайняя ночь" 2021 года, слоуберновый мистический сайфай с ламповым VHS-похрустыванием, сквозь которое прорезается лавкрафтианский космический ужас. Лента Энтони Скотта Бернса подкупает остроумной концепцией, зыбкой атмосферой и завораживающим визуалом, а главное — тем, что по каждому кадру видно, как мало во все это было вложено денег и как много — усилий (последнее, разумеется, все нивелирует). "Круэлла" ("Cruella"), Стиляжная сказка, которая продолжает благородную "диснеевскую" миссию по реабилитации злодеек и их переводу в разряд травмированных антигероинь, начатую с "Малефисенты". "Дьявол носит Prada" встречает "Джокера" (точнее - "Хищных птиц"), и "Тоню против всех" в Лондоне 60-х под музыку The Rolling Stones, The Doors, The Animals и кого только не, а женит исходную карикатурность мультяшной Круэллы с объемной и сложной личностью, про которую хочется посмотреть еще миллион сиквелов. "Куда ты идешь, Аида?" ("Quo vadis, Aida?"), Оглушающая военная драма про переводчицу при , которая пытается вытащить семью из пекла резни в Сребренице и надеется на помощь миротворцев. Разумеется, тщетно: лента Ясмилы Жбанич, стремительно накаляясь до жгучего триллера, доносит эту мысль с кристальной прозрачностью — благородные представители "свободного мира" никогда никому не помогут. "Легенда о Зеленом рыцаре" ("The Green Knight"), Кислотно-психоделическая экранизация английской поэмы "Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь", изобретательная деконструкция деконструкции (оригинальный роман и сам по себе перепахивал рыцарскую литературу), которая внедряет в тернистую куртуазность забавные переживания на почве синдрома самозванца и энвайронменталистские подтексты. А вообще — безмерно красивое кино, построившее удивительный фэнтезийный мир, где хочется заблудиться. "Маленькая мама" ("Petite maman"), Селин Сьямма Тихий, кроткий и нежный фильм с аккуратным тайм-тревелом и трогательной игрой в дочки-матери. В "Портрете девушки в огне" Селин Сьямма продемонстрировала мастерское обращение с барочной экспрессией, а с "Маленькой мамой" идет в противоположную сторону (интонационно картина ближе к "Томбою") — и в итоге производит такой же неизгладимый эффект. , Пронзительная драма о взрослении, которая на первый взгляд вписывается в ряд русскоязычных дебютов про 90-е, но только на первый: в руках Анастасии Пальчиковой материал радикально преображается, и сквозь оптику женского взгляда становится видно, что мы все это время жили с огромным — и совершенно неотрефлексированным в кинематографе багажом. "Отец" ("Father"), Флориан Зеллер Экранизация пьесы Флориана Зеллера (выполненная им собственноручно) о дочери, которая пытается найти сиделку для больного деменцией отца. Опустошающая, страшная лента, которая использует новый для этой истории медиум на полную катушку (очень странно звучат обвинения в "излишней театральности") и позволяет — насколько это вообще возможно — очутиться в шкуре человека, чей рассудок постепенно растворяется в тумане. Все там будем, но как же это, черт возьми, жутко. "Последняя дуэль" ("The Last Duel"), Выдающаяся антирыцарская миту-драма сэра Ридли Скотта, где с помощью фем-оптики в средневековой грязи обнаруживаются совсем уж малоприятные вещи: одна история об изнасиловании, три главы, три точки зрения, одна единственно верная. Но сильнее всего пугает и завораживает в "Последней дуэли" даже не ужас этой правдивой интерпретации событий, а то, как от нее отличаются — даже в незначительных, казалось бы, деталях — две другие версии (мужские). "Прошлой ночью в Сохо" ("Last Night in Soho"), Ностальгический кошмар Эдгара Райта о Лондоне "свингующих 60-х" — завлекающая сказка со сновиденческой логикой, злой близнец "Круэллы". Это одновременно и инструкция по критическому восприятию искусства, и пижонское формалистское упражнение, с которым режиссер, кажется, переезжает из пространства "пост" в систему "мета". "Спенсер" ("Spencer"), "Спенсер" — по собственному определению, "сказка на основе реальной трагедии", но скорее уж антисказка: "жили они долго и счастливо" здесь не финальная точка, а давно уплывшая за горизонт стартовая, и, в общем-то, ни долго, ни счастливо принцесса Диана не жила. Пабло Ларраин переиначивает степенный байопик под психодраму с примесью магического реализма и во многом копирует "Однажды в… Голливуде": оставляет самую трагическую часть истории за кадром и предлагает оставить в памяти не кадры с места ДТП, а облегченную улыбку на лице (по-прежнему требуем ). "Человек-паук: Нет пути домой" ("Spider-Man: No Way Home"), Лучшая картина Marvel в этом году и, кажется, лучшая часть "паучьей" трилогии с — бессовестный фонтан фан-сервиса, которому невозможно сопротивляться и который, видимо, действительно спасет пандемийный прокат. Но в нынешнем топе "Нет пути домой" по другой причине: это фильм с удивительно теплой, человечной интонацией, согревающее кино о вторых шансах и закрытых гештальтах. Под конец года (и списка) — самое то.

Лучшие фильмы 2021 года
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости