Войти в почту

Грязное искусство. Музыка наносит колоссальный урон планете. Как индустрия пытается уменьшить масштаб бедствия?

Наибольший вред окружающей среде приносят промышленность, сельское хозяйство и автомобили. Но с появлением новых технологий миру стала угрожать и музыка: работа стриминговых сервисов ежегодно приводит к выбросу тысяч тонн CO2, за мировыми турне артистов тянется колоссальный углеродный след, а после концертов фанаты оставляют горы мусора. Гиганты индустрии вовремя осознали масштаб проблемы и объединились, чтобы не допустить климатической катастрофы, а музыканты меняют свой подход к выступлениям и стараются сделать их экологичнее. Гармония спасения — в материале «Ленты.ру».

Грязное искусство. Музыка наносит колоссальный урон планете. Как индустрия пытается уменьшить масштаб бедствия?
© Lenta.ru

Потоки грязи

Климат на планете неминуемо меняется, в атмосфере копится огромное количество парниковых газов. В 2021-м содержание углекислого газа в воздухе достигло абсолютного рекорда за всю историю наблюдений, заключили эксперты Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) и Центра океанологических и землеустроительных исследований в Сан-Диего. Иными словами, приостановка производства в пандемию не привела к снижению уровня загрязнения атмосферы планеты. Неочевидным фактором, который отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды, оказалась музыкальная индустрия.

Фото: David W Cerny / Reuters

Одними из самых «грязных» носителей считаются виниловые пластинки, продажи которых в последнее время подскочили до рекорда 1990-х годов. Современные пластинки содержат в среднем 135 граммов ПВХ с углеродным следом 0,5 килограмма CO2. При продаже 4,1 миллиона записей будет произведено 1,9 тысячи тонн углекислого газа (без учета транспортировки и упаковки). Это почти столько же, сколько в год производят 400 человек. Другие носители — компакт-диски — делают из многослойного поликарбоната и алюминия, который оказывает немного меньшее воздействие на окружающую среду, чем ПВХ, и изготавливается с использованием меньшего количества материалов, чем записи. Однако компакт-диски нельзя перерабатывать, потому что они сделаны из смешанных материалов, которые сложно и неэкономично разделять на составные части. Кроме того, от влаги и царапин диски быстро приходят в негодность и попросту отправляются на свалку.

С приходом новых технологий диски ушли в прошлое, а винил стал уделом коллекционеров. Сейчас большинство любителей музыки предпочитают слушать ее через стриминговые сервисы. Выручка от потокового воспроизведения достигла 13,4 миллиарда долларов, или 62 процентов от всех доходов, связанных с дистрибуцией музыки. Однако негативное влияние на окружающую среду все равно сохранилось. Это подтверждают данные совместного исследования ученых Университета Глазго и Университета Осло под названием The Cost of Music. Эксперты установили, что переход музыки в онлайн помог сократить количество используемого пластика, но углеродный след от индустрии вырос.

Дело в том, что для работы стриминговых платформ требуются мощные серверы, при этом 60-70 процентов электроэнергии для их работы производится на тепловых электростанциях, выделяющих огромное количество углекислого газа. Углеродный след за час потоковой передачи мультимедиа составляет около 55 граммов эквивалента CO2. Энергия расходуется каждый раз при прослушивании трека. Например, работа Spotify в 2019 году привела к выбросам 229 тысячи тонн углекислого газа, еще 169 тысяч тонн газа попали в атмосферу в 2020-м.

169 тысяч тонн CO2 оказалось в атмосфере из-за Spotify в 2020 году

«Хотя прослушивание музыки обычно требует меньшего энергопотребления, чем потоковая передача других форматов мультимедиа, огромный рост потребления онлайн-музыки перевешивает это преимущество. Выбросы углерода связаны не только с несколькими устройствами, которые мы подключаем для потоковой передачи нашей любимой музыки, — серверы, к которым мы подключаемся, которые предоставляют нам эти услуги, потребляют больше энергии, создавая гораздо больший углеродный след», — объяснил эксперт по энергетике Уилл Оуэн.

Например, сингл Оливии Родриго Drivers license, прослушиваемый на Spotify с начала года, оставляет такой же углеродный след, как четыре тысячи полетов из Лондона в Нью-Йорк и обратно. По подсчетам британской компании Uswitch, песней с одним из самых больших углеродных следов в 2021 году оказалась композиция Heat Waves группы Glass Animals, которую прослушали 842 миллиона раз. Это равносильно выбросам 3072 тонн углерода в год, а чтобы компенсировать ущерб, необходимо высадить почти 120 тысяч деревьев.

Отрицательно на экологии сказываются и живые концерты. Сама по себе организация выступлений музыкантов — сложный и многоуровневый процесс, в реализации которого задействуется множество ресурсов, вредящих атмосфере. Часто для создания спецэффектов применяют аэрозольные баллончики со смесью пропана, бутана и бензина, которые, испаряясь и проникая в состав атмосферы, способствуют нарушению естественного баланса углеродного цикла внутри нее. Сюда же добавляется вред от работающих на топливе источников электроэнергии, которые ставят на концертных площадках. Самые ходовые — дизельные генераторы.

Не стоит оставлять без внимания и выбросы от перелетов и поездок как самих музыкантов, так и их многочисленных поклонников к месту проведения концертов. Крупные исполнители могут брать с собой в турне десятки грузовиков для оборудования и несколько частных самолетов. Показательный пример — мировое турне U2 2009 года. Углеродный след от 44 выступлений сопоставили с полетом на Марс и обратно. Причем музыканты могли бы сократить выбросы на 75 процентов, если бы перевозили декорации весом почти 430 тонн не самолетом, а по морю.

Только в Великобритании за 2016 год живые концерты и фестивали способствовали выбросам 20 тысяч тонн CO2. А на таких фестивалях, как Coachella, ежегодно образуется свыше 1,5 тысячи тонн твердых отходов (около 107 тонн в день), причем только пятая часть мусора перерабатывается, остальное оказывается на свалках. Сколько вреда причиняет живая музыка в глобальном масштабе, ученые пока не определили.

Ветер перемен

В музыкальной индустрии признают существование проблемы. В декабре крупнейшие лейблы Sony Music Entertainment, Universal Music Group и Warner Music Group объединились для спасения планеты от глобального потепления и подписали соглашение Music Climate Pac — обязательство по декарбонизации. К борьбе против климатического кризиса присоединились и некоторые независимые компании — группы лейблов Beggars и Secretly, Warp, Ninja Tune и другие. Cокращать выбросы от выступлений артистов музыкальные объединения будут в рамках инициативы ООН Race To Zero. Музыкальные гиганты договорились о поэтапном снижении углеродного следа индустрии до нуля к 2050 году. Промежуточная цель — снизить углеродный след от выступлений артистов на 50 процентов к 2030 году.

Есть и частные инициативы. Например, композитор и музыкальный продюсер Брайан Ино учредил фонд Earth Percent. Он предложил артистам и компаниям отдавать часть своих доходов в фонд, эти деньги потом хотят передавать связанным с музыкальной индустрией организациям, которые освещают чрезвычайную климатическую ситуацию. Среди них Music Declares Emergency, которая призывает активнее рассказывать о проблемах экологии в СМИ и стимулирует власти свести вредные выбросы к нулю не позднее 2030 года. Представитель организации Music Declares Emergency Льюис Джеймисон считает, что у музыкальной индустрии есть уникальный шанс стать образцом зеленого восстановления для других.

Coldplay. Фото: Mairo Cinquetti / Keystone Press Agency / Globallookpress.com

Напрямую с музыкантами работает Reverb и помогает им снизить вред окружающей среде от концертов. С ней работают, например, Dave Matthews Band, Dead & Co., Billie Eilish, Tame Impala и другие. Главная цель — сделать все концерты экологически благоприятными, то есть компенсировать больше вредных выбросов, чем создали. Пока активисты раздают на выступлениях многоразовые бутылки, внедряют системы переработки отходов и рассказывают о проблемах экологии.

Личный пример

В стороне от проблем климата не остались и музыканты. Одним из лидеров экоактивизма стала британская группа Coldplay. В 2019 году рокеры отменили тур в поддержку альбома Everyday Life, заявив, что не будут выступать с концертами, пока не найдут способ проводить их c меньшим ущербом для планеты. До этого еще никто не отказывался от концертов в пользу экологии.

Британцы Massive Attack не оценили порыва коллег. «Это не решение, если одна группа прекращает гастролировать. Даже если все группы перестанут гастролировать — это не решение. Здесь важна культура», — говорил лидер коллектива Роберт Дель Ная. Со своей стороны группа уже многие годы старается сократить вред для окружающей среды от своей деятельности: музыканты используют энергию из возобновляемых источников, чаще арендуют оборудование и по возможности передвигаются на поездах, а не на самолетах.

Экологичный подход к концертам уже внедрили Radiohead: группа выработала новые правила проведения концертов. Участники решили выступать только на площадках с повышенной транспортной доступностью, начали использовать энергосберегающее освещение и перевели автобусы на биодизель. Так же поступила британская группа Enter Shikari и канадский рокер Нил Янг (он отправился в тур от Ванкувера до Массачусетса, используя только биодизельные автобусы и фургоны). Чтобы популяризировать переход на более экологичные виды транспорта, Янг превратил свой любимый бензиновый седан Lincoln 1959 года в гибридный электромобиль. Вообще, тема природы стала одной из главных в его альбоме Greendale (2003 год), а текст более поздней композиции Who’s Going to Stand Up? (2014 год) открыто призывает к запрету углеводородного сырья.

Lorde. Фото: Arturo Holmes / Getty Images

Английский коллектив The 1975 отдает по фунту с каждого проданного билета в организацию НКО One Tree Planted, которая сажает деревья по всему миру, Билли Айлиш отказалась от пластиковых трубочек на своих концертах, а новозеландская певица Lorde выпустила экоальбом о единении с природой в формате Music Box, который представляет собой стопроцентно биоразлагаемый экобокс.

Моби за годы творчества из короля техно превратился в вегана-экоактивиста. В 2009-м музыкант принял участие в серии концертов Play to stop — Europe for climate, посвященной борьбе с изменением климата. В начале 2010-х Моби стал сотрудничать с организацией PETA, борющейся за права животных, и помогал ей собирать деньги. Также он вступил в зоозащитную организацию The Humane Society. В недавнем интервью Meduza (признано в России СМИ-иноагентом) он и вовсе признался, что считает защиту природы важнее своей музыкальной карьеры.

Музыканты эко-активисты есть и в России. Например в 2020 году при участии Димы Билана запустили самую большую негосударственную сеть фандоматов по приему пластиковых отходов. А в 2019-м у певца был гастрольный тур в поддержку раздельного сбора отходов, а также против загрязнения Мирового океана. Иван Дорн выпустил экоманифест и призвал человечество пересмотреть свое отношение к природе и перестать загрязнять ее, так как это может привести к страшной трагедии. «Для меня экологические проблемы стали актуальными в позапрошлом году, когда я открыл для себя настоящий туризм: не привычные всем отели и шезлонги, а костры, палатки и гитары. Представьте мое удивление, когда я понял, что даже дикая и недоступная природа может быть загажена!» — рассказывал он.

Солистка «Ночных снайперов» Диана Арбенина — посол Фонда дикой природы (WWF) в России и регулярно поддерживает его инициативы. Среди прочего она приняла участие в проекте «Медвежий патруль», в рамках которой фонд собирал деньги на борьбу с браконьерами, истребляющими популяцию белых медведей. Арбенина продала свою гитару Gibson Les Paul за 260 тысяч рублей, а вырученные средства пошли на поддержку проекта по сохранению атлантических моржей.

Активист со стажем — лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Он выступает с природоохранными и благотворительными инициативами с начала 2000-х. Одной из первых стала кампания по защите дальневосточных леопардов и амурских тигров. В 2003 году Лагутенко был объявлен патроном российско-британского благотворительного фонда «Амур». Также Лагутенко боролся за сохранение чистоты озера Байкал и сотрудничал с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ), читая студентам лекции по экологии и природоохранной деятельности. Кроме того, артист принял участие в акции Greenpeace: в числе 40 других знаменитостей направил президенту России письмо с просьбой освободить белух и касаток из «китовой тюрьмы» в бухте Средняя. Среди недавних активностей — участие в проекте «Вместе мы — польза», который направлен на очищение берегов Волги.

В последние годы одним из самых активных природозащитников из представителей российского рок-сообщества стал фронтмен «ДДТ» Юрий Шевчук. Впервые он публично выступил за охрану окружающей среды, когда высказался в защиту Химкинского леса. В 2013 году Шевчук заступился за активистов Greenpeace, подошедших к нефтяной платформе «Приразломная» на судне Arctic Sunrise и пытавшихся забраться на нее. Тогда против экологов возбудили уголовное дело по части 3 статьи 227 («Пиратство»; до 15 лет лишения свободы), позже дело на фоне общественного резонанса переквалифицировали на «Хулиганство». В августе 2020 года лидер «ДДТ» поддержал жителей Башкирии, выступавших против разработки шихана Куштау местной промышленной компанией БСК.

На верном пути

На фоне глобальной озабоченности проблемами климата музыкальная индустрия неминуемо изменится. Осенью 2021 года Massive Attack обратились к ученым Манчестерского университета, которые смоделировали способы сокращения углеродного следа от музыкальной сферы. Исследователи предложили рок-звездам отказаться от частных самолетов и возить в туры меньше оборудования — так значительно уменьшатся выбросы углекислого газа от частых перемещений. После этого Massive Attack призвали власти Великобритании регулировать вредные выбросы от концертных туров, но серьезных шагов со стороны властей в этом вопросе пока не последовало.

Моби. Фото: Jesse Grant / Getty Images

Вероятно, в будущем концерты будут выглядеть как грядущее турне Coldplay, чьи выступления должны состояться уже в 2022-м, если свои коррективы в расписание не внесет коронавирус. Группа все-таки нашла способ снизить вред от своих концертов: они обещают сократить выбросы CO2 во время гастролей на 50 процентов по сравнению с мировым турне 2016−17 годов, а также «почти полностью» использовать возобновляемую энергию во время шоу. Тур должен начаться 18 марта в Коста-Рике, после чего группа отправится в Доминиканскую Республику, Мексику, США, несколько стран Европы и Великобританию, последний концерт будет в Бразилии.

Впрочем, музыкальный продюсер, гендиректор музыкально-информационного агентства «Кушнир-продакшн» Александр Кушнир не особенно верит, что тема экологии всерьез волнует популярных представителей шоу-бизнеса. «В первую очередь, конечно, они выполняют главную задачу — обращают на себя внимание. Приедут ли какие-то фуры с электростанциями или не приедут, в данной ситуации это дело десятое», — так он прокомментировал нововведения Coldplay. С другой стороны, руководитель направления Live в «МТС Энтертейнмент» Янина Татарицкая верит, что большая часть из заявленного музыкантами вполне реализуемо: музыканты такого уровня могут позволить себе задуматься в первую очередь не о доходах от гастролей, а о более глобальных вещах. «И я уверена, процентов 90 из того, что они писали, будет реализовано, задокументировано, и это будет первый крупный сдвиг в этой сфере», — добавила она.

Что касается стриминговых сервисов, то они могли бы стать экологичнее за счет использования возобновляемых источников энергии. Так планирует поступить Apple Music, полный переход намечен на 2030 год. По расчетам компании, это позволит избежать выбросов 15 тысяч тонн CO2 в год (столько же в год производят 3,4 миллиона автомобилей). В свою очередь Spotify вместе с другими игроками рынка собирается изучить углеродный след от концертных туров, производства виниловых пластинок и выработки энергии для стриминга.

Пандемия не продлится вечно, и когда-нибудь мир снова откроется, но привычные вещи придется изменить навсегда, чтобы спасти планету. Как любителям музыки, так и музыкантам придется поменять свое отношение к экологии. Сейчас у музыкальной индустрии появилась уникальная возможность трансформироваться и стать образцом зеленого восстановления.