Мы все умрем, но какая разница? Рецензия на «Не смотрите наверх» с Лоуренс и Ди Каприо

24 декабря на Netflix вышла новая работа Адама Маккея «Не смотрите наверх» — автора и режиссера «Игры на понижение» и «Власти». Это хлесткая сатира про мир, оказавшийся на пороге гибели, но не сумевший спасти сам себя. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, удалось ли истории, снятой в стиле фильма-катастрофы, обхитрить жанр и взглянуть на привычный сюжет с нового ракурса.

Мы все умрем, но какая разница? Рецензия на «Не смотрите наверх» с Лоуренс и Ди Каприо
© WMJ.ru
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»
«Не смотрите наверх»

«Быть Рикардо»: Кидман и Бардем пытаются спасти карьеры и свой брак в байопике о Люсиль Болл

Группа астрономов неожиданно открывает новую комету и, рассчитав ее траекторию, выясняет, что через полгода она столкнется с Землей. Последствия этого столкновения окажутся самыми трагичными — все живое, включая саму планету, погибнет. Двое ученых в исполнении Дженнифер Лоуренс и Леонардо Ди Каприо с трудом добиваются аудиенции у президента США, но там к их предупреждению относятся с недоверием.

Тогда они начинают действовать иначе — выступают в популярной телепередаче. Но вместо распространения жизненно важной информации добиваются неожиданного результата: кто-то становится ходячим мемом и теряет репутацию, кто-то пускается во все тяжкие с любовными интрижками — но все это время не прекращается обратный отсчет…

Автор и режиссер фильма Адам Маккей начал свою карьеру в Голливуде с комедийных историй — достаточно простых, чтобы понравиться широкой аудитории, и в меру необычных, чтобы отточить свой личный стиль. Постепенно истории Маккея стали усложняться — в 2015 году на экраны вышла его обласканная критиками «Игра на понижение» — сложная история о мировом финансовом кризисе, рассказанная настолько доступно и остроумно, что в миг стало понятно — в Голливуде появился уникальный рассказчик, нашедший идеальный баланс между смешным и трагичным.

«Не смотрите наверх» тоже строится на идее совмещения юмора и драмы. Герои фильма узнают о близком конце света, но вопреки ожиданиям, не способны спасти ни себя, ни свою планету. Если последние 20 лет фильмы-катастрофы строились на очевидном утверждении, что всегда найдутся небезразличные люди, которые не допустят самого страшного, в версии Маккея даже апокалипсис не способен расшевелить аморфных героев.

Маккей рассматривает трагичный сюжет в саркастичном ключе: ученые, изначально такие преданные своей цели, постепенно сбиваются с пути — кто-то по собственной воле, кто-то под давлением общества. Власти, которые в каждом фильме о конце света обычно выступают ключевой действующей силой по спасению всего сущего, здесь абсолютно безразличны к проблемам мира.

Политиков «новой формации» отыгрывает актерский капустник, затмевающий главный сабантуйчик этого года — «Французского связного» Уэса Андерсона. Это неподражаемая Мэрил Стрип (женская версия взбалмошного и бесконтрольного Дональда Трампа) и Джона Хилла, исполнивший роль ее сына и главы администрации. Актеры дурачатся, мимикрируют и хохочут в кадре, как на детском утреннике, хотя с каждой минутой поводов для шуток становится все меньше.

Чуть позже на арене появляется еще один герой, очевидно списанный с реального прототипа: миллиардер-открыватель — утрированная версия Илона Макса, сыгранный Марком Райлэнсом. Бизнесмен в неожиданном ключе вмешивается в ход и без того нелепых событий — ему удается выяснить, что несущаяся на Землю комета смерти полна полезных минералов и драгоценных металлов, и значит, ее нельзя уничтожить, покуда в ней есть финансовая выгода.

Разумеется, бизнес, подкрепленный авторитетом власти, раскалывает нацию: отныне есть те, кто верит в конец света, но не готов сделать хоть что-то ради его избежание, есть те, кто верит в комету, но тоже хочет рискнуть ради эфемерной выгоды, и те, кто… вообще не верит в комету.

Подобный сценарий казался бы маловероятной выдумкой и гипертрофированной сатирой, если бы не само время, в которое выходит фильм. Не мы ли живем в эпоху теорий заговора с вышками 5G, чипированием и спорами о вакцинации во время мировой эпидемии? Вот то-то же.

«Не смотрите наверх»

Глубоко беременная Лоуренс в платье принцессы, а Пью — в «хищном» тренче: звезды на премьере

Но «Не смотрите наверх» — не просто сатирическое драмеди о конце мира. Картина полна киноцитат, заигрывающих с внимательным и насмотренным зрителем. Например, сцена с героем Леонардо Ди Каприо, в которой он срывается в прямом эфире, — это поклон в сторону культового монолога из фильма «Телесеть». В нем герой Питера Финча произносит пламенную речь-вердикт всему обществу — равнодушному и слепому к общим трагедиям.

Но в отличие от «Телесети» в «Не смотрите наверх» эта сцена решена совершенно иначе — герою даже не дают возможность закончить свою речь. Потому что в наше время бешенных скоростей, быстрых новостей и коротких роликов из TikTok некому дослушать настолько долгий монолог отчаявшегося человека.

«Не смотрите наверх»

Вот и получается история-анекдот про то, что мы все непременно умрем, но только... кому какая разница? В принципе, если не отрывать взгляд от земли и не пытаться увидеть дальше собственного носа, итог человечества предрешен. И для его трагического финала не понадобятся даже стремительно несущиеся из глубин космоса гигантские кометы.

Фото:EastNews

Видео:@Netflix Russia/ YouTube