Мы все умрем, но какая разница? Рецензия на «Не смотрите наверх» с Лоуренс и Ди Каприо
24 декабря на Netflix вышла новая работа Адама Маккея «Не смотрите наверх» — автора и режиссера «Игры на понижение» и «Власти». Это хлесткая сатира про мир, оказавшийся на пороге гибели, но не сумевший спасти сам себя. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, удалось ли истории, снятой в стиле фильма-катастрофы, обхитрить жанр и взглянуть на привычный сюжет с нового ракурса.
«Быть Рикардо»: Кидман и Бардем пытаются спасти карьеры и свой брак в байопике о Люсиль Болл
Группа астрономов неожиданно открывает новую комету и, рассчитав ее траекторию, выясняет, что через полгода она столкнется с Землей. Последствия этого столкновения окажутся самыми трагичными — все живое, включая саму планету, погибнет. Двое ученых в исполнении Дженнифер Лоуренс и Леонардо Ди Каприо с трудом добиваются аудиенции у президента США, но там к их предупреждению относятся с недоверием.
Тогда они начинают действовать иначе — выступают в популярной телепередаче. Но вместо распространения жизненно важной информации добиваются неожиданного результата: кто-то становится ходячим мемом и теряет репутацию, кто-то пускается во все тяжкие с любовными интрижками — но все это время не прекращается обратный отсчет…
Автор и режиссер фильма Адам Маккей начал свою карьеру в Голливуде с комедийных историй — достаточно простых, чтобы понравиться широкой аудитории, и в меру необычных, чтобы отточить свой личный стиль. Постепенно истории Маккея стали усложняться — в 2015 году на экраны вышла его обласканная критиками «Игра на понижение» — сложная история о мировом финансовом кризисе, рассказанная настолько доступно и остроумно, что в миг стало понятно — в Голливуде появился уникальный рассказчик, нашедший идеальный баланс между смешным и трагичным.
«Не смотрите наверх» тоже строится на идее совмещения юмора и драмы. Герои фильма узнают о близком конце света, но вопреки ожиданиям, не способны спасти ни себя, ни свою планету. Если последние 20 лет фильмы-катастрофы строились на очевидном утверждении, что всегда найдутся небезразличные люди, которые не допустят самого страшного, в версии Маккея даже апокалипсис не способен расшевелить аморфных героев.
Маккей рассматривает трагичный сюжет в саркастичном ключе: ученые, изначально такие преданные своей цели, постепенно сбиваются с пути — кто-то по собственной воле, кто-то под давлением общества. Власти, которые в каждом фильме о конце света обычно выступают ключевой действующей силой по спасению всего сущего, здесь абсолютно безразличны к проблемам мира.
Политиков «новой формации» отыгрывает актерский капустник, затмевающий главный сабантуйчик этого года — «Французского связного» Уэса Андерсона. Это неподражаемая Мэрил Стрип (женская версия взбалмошного и бесконтрольного Дональда Трампа) и Джона Хилла, исполнивший роль ее сына и главы администрации. Актеры дурачатся, мимикрируют и хохочут в кадре, как на детском утреннике, хотя с каждой минутой поводов для шуток становится все меньше.
Чуть позже на арене появляется еще один герой, очевидно списанный с реального прототипа: миллиардер-открыватель — утрированная версия Илона Макса, сыгранный Марком Райлэнсом. Бизнесмен в неожиданном ключе вмешивается в ход и без того нелепых событий — ему удается выяснить, что несущаяся на Землю комета смерти полна полезных минералов и драгоценных металлов, и значит, ее нельзя уничтожить, покуда в ней есть финансовая выгода.
Разумеется, бизнес, подкрепленный авторитетом власти, раскалывает нацию: отныне есть те, кто верит в конец света, но не готов сделать хоть что-то ради его избежание, есть те, кто верит в комету, но тоже хочет рискнуть ради эфемерной выгоды, и те, кто… вообще не верит в комету.
Подобный сценарий казался бы маловероятной выдумкой и гипертрофированной сатирой, если бы не само время, в которое выходит фильм. Не мы ли живем в эпоху теорий заговора с вышками 5G, чипированием и спорами о вакцинации во время мировой эпидемии? Вот то-то же.
Глубоко беременная Лоуренс в платье принцессы, а Пью — в «хищном» тренче: звезды на премьере
Но «Не смотрите наверх» — не просто сатирическое драмеди о конце мира. Картина полна киноцитат, заигрывающих с внимательным и насмотренным зрителем. Например, сцена с героем Леонардо Ди Каприо, в которой он срывается в прямом эфире, — это поклон в сторону культового монолога из фильма «Телесеть». В нем герой Питера Финча произносит пламенную речь-вердикт всему обществу — равнодушному и слепому к общим трагедиям.
Но в отличие от «Телесети» в «Не смотрите наверх» эта сцена решена совершенно иначе — герою даже не дают возможность закончить свою речь. Потому что в наше время бешенных скоростей, быстрых новостей и коротких роликов из TikTok некому дослушать настолько долгий монолог отчаявшегося человека.
Вот и получается история-анекдот про то, что мы все непременно умрем, но только... кому какая разница? В принципе, если не отрывать взгляд от земли и не пытаться увидеть дальше собственного носа, итог человечества предрешен. И для его трагического финала не понадобятся даже стремительно несущиеся из глубин космоса гигантские кометы.
Фото:EastNews
Видео:@Netflix Russia/ YouTube