Основоположник русского кинематографа: Главархив рассказал об Александре Ханжонкове в Международный день кино
Александр Ханжонков был одним из пионеров российского кинематографа, создавший первые художественные киношедевры, первые экранизации русской классики и первых звезд немого кино, таких как Вера Холодная и Иван Мозжухин. Ханжонков заложил основы научно-документального и просветительского кино. Он в одном лице был и организатором кинопроизводства, и режиссером, и сценаристом, и прокатчиком. В Главархиве Москвы сохранились документы, связанные с кинофирмой Александра Ханжонкова, в том числе журнал 1911 года «Вестник кинематографии», который отражает киножизнь того времени.
Александр Ханжонков, потомственный дворянин и казачий офицер, стал кинематографистом достаточно неожиданно. В 1905 году он случайно попал на просмотр нескольких иностранных картин в Ростове-на-Дону. Это решило его судьбу. Вскоре он подал в отставку из армии и начал свой путь в русском кино на полученный реверс в 5 тысяч рублей – сумма, вносимая офицерами на определенный счет в банке, для обеспечения семьи в случае вступления в брак ранее 28 лет. Ханжонков рискнул всем и выиграл.
В мае 1906 году вместе с французом Эмилем Шарлем Ошем Ханжонков создал Торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков» с целью «торговли кинематографами, лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, и другими товарами». Компаньоны поровну внесли по пять тысяч рублей. Однако партнёрство не принесло ожидаемых результатов и быстро распалось. Оставшись один, Ханжонков не сдался, взял кредиты, и в декабре того же года в конторе московского нотариуса Торсуева был подписан договор об учреждении Торгового дома «А. Ханжонков и К», уже без Оша. Основной капитал фирмы составил двадцать 21 500 рублей: капитал состоял из сумм, внесенных, помимо Ханжонковым, еще тремя вкладчиками. Наученный горьким опытом Ханжонков самостоятельно управлял фирмой, несмотря на трех партнеров. Впоследствии Торговый дом превратился в Акционерное общество с тем же названием.
Сначала кинематографист-новичок выступал только как прокатчик иностранных картин. Но вскоре Ханжонков организовал собственную кинофабрику и начал снимать фильмы сам или с помощью привлеченных режиссеров. Ханжонков был увлечен экранизациями русской классики и русской истории. Одними из первых фильмов, которые сняли на кинофабрике, были «Русская свадьба XVI столетия», «Драма в таборе подмосковных цыган» и «Боярин Орша» по Лермонтову. Для работы Ханжонков пригласил начинающего режиссера Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома.
Уже в 1910 году фирма Ханжонкова сняла по роману Достоевского фильм «Идиот», а в 1911 году – эпохальный военно-исторический фильм о Крымской войне «Оборона Севастополя». Хотя лента была художественной, однако и здесь Ханжонков сказал новое слово – в картине были показаны настоящие ветераны Крымской войны. Фильм удостоился одобрения императора. Документальные ленты Ханжонкова тоже стали новаторскими, особенно знаменитый художественно-документальный фильм «Пьянство и его последствия», вызвавший небывалый резонанс.
К 1915 году фирма Ханжонкова стала получать более 130 000 рублей прибыли. «За исключительно полезную деятельность на почве отечественной кинематографии» Александр Ханжонков был также награжден орденом Святого Станислава 2-й степени, ведь именно он заложил основы отечественного кинопроизводства.