Новосибирский диптих "Анна" и "Левин" – о страсти и семье

Яркое звездное небо обрушивается на зрителя, затягивает в свои глубины, напоминает о вечности. С этого звездного неба Сергей Афанасьев начинает разговор о главных ценностях – любви, семье, материнстве. Разговор долгий, вдумчивый, серьезный. В последнее время роман Льва Толстого все чаще ставят в театрах. И каждый режиссер находит свою актуальную идею. Воистину, "Анна Каренина" – энциклопедия русской жизни… Сергей Афанасьев трактует истории Левина и Анны как два пути, два выбора. И даже когда истории эти пересекаются, уже знакомых зрителю героев играют разные артисты, и интерпретация их поступков различается. Словно зритель перевернул калейдоскоп, смешались стеклышки, и перед глазами – новый узор. Так и в спектакле – мы, кажется, уже прожили ситуацию, поверили в нее. Но режиссер переворачивает калейдоскоп и удивляет новыми красками. Спектакль – это размышление о страсти и любви, об умении слышать другого и понимать. Размышление писателя Льва Толстого. Это его текст, его поиски, его решения. Лев Толстой в спектакле Афанасьева – тот связующий персонаж, который ведет зрителя за собой, расставляет акценты, меняет судьбы. Сидит Лев Толстой (Николай Соловьев) вместе с Софьей Андреевной (Ирина Ефимова) за рабочим столом, Софья Андреевна переписывает черновики, бережно отдает странички автору. Тот читает роман… И текст начинает оживать. Поначалу герои по одному словно устраивают громкую читку, педалируя свои роли, напрямую обращаясь к залу. Но сюжет разворачивается, и уже не читка, а настоящее действие захватывает зрителя. А творец, Лев Николаевич подсказывает, подталкивает. И его верная спутница Софья Андреевна – как бы героев ни жалела, но от воли автора отойти не смеет. То Анне (Регина Тощакова) подсунет лишнюю дозу морфия, то белье постельное для встречи с Вронским расстелить поможет, то для дуэли Вронскому (Константин Брюзгин) игрушечные пистолеты подсунет. Но трагедия нарастает, и Софья Андреевна начинает сомневаться в замысле автора, спорит. А в момент ссоры и вовсе подталкивает Анну к Вронскому – дескать, миритесь! Но тут уж сам Лев Николаевич вмешается – у него задумка иная, в его планы счастливый финал не вписывается… Вронский . Фильмы по роману вошли в золотой фонд кинематографа, и Афанасьев распахивает для зрителя вселенную Анны, привнося в спектакль такие знакомые кадры, прямые цитаты, музыкальные номера, создавая аллюзии – задействуя весь зрительский багаж сидящих в зале, все его воспоминания и впечатления. От захаровского "Обыкновенного чуда" с играми волшебника до "Меланхолии" Ларса фон Триера с его шатким шалашом под голубым небом… "Анна" – история страсти, которая губит. "Левин" – история создания семьи и обретения себя. Поиски и познание истины. И если в первой части творец – Лев Николаевич – предпочитает оставаться сторонним наблюдателем, лишь соглашаясь присмотреть за Сережей, пока его мать мечется между долгом и страстью, то в "Левине" он готов и на гармошке плясовую сыграть, когда Левин со Стивой Облонским (Павел Поляков) в пляс пускаются. Он пристально наблюдает за тем, как Левин (Петр Шуликов) проходит путь от озлобленности и разочарования к счастливому финалу, вкладывая в уста персонажа свои размышления о жизни и рождения, о семье и любви. И даже собственную историю объяснения с юной Софьей легко отдает своему герою. И вот – счастливый финал. Кити благополучно родила ребенка, все радостно столпились у кровати, жизнь продолжается… Творец высказался, оставил свое послание потомкам. И усталый Лев Николаевич подходит к Софье Андреевне и обыденно так сообщает: "Я ухожу". Он все сказал, все объяснил, ему больше нечего делать здесь. На этой сцене, на этой земле, в этой вселенной. Дальше – все сами…

Новосибирский диптих "Анна" и "Левин" – о страсти и семье
© Ревизор.ru