Руководитель ансамбля «Песняры» Роман Козырев – о Владимире Мулявине, своем пути, Америке и пандемии
1976 год. В один из дней по Всесоюзному радио транслируют песню. Прекрасное сопрано солистки Большого театра Бэлы Руденко «катится жемчугом по бархату», как впоследствии напишет об артистке японская пресса. На бэк-вокале у оперной певицы – хор мальчиков Московского хорового училища. Так 45 лет назад состоялась премьера песни «Беловежская пуща». А годом позже композиция попадет в репертуар ВИА «Песняры» и станет культовой.
«Во времена Союза в каждой квартире, в каждом доме было радио. И каждый день из динамика звучали «Песняры», – вспоминает Роман Козырев. – «Беловежская пуща» была настоящим хитом! А знаете почему? Очень многие композиции становились популярными именно после удачной аранжировки. Так случилось и с «Пущей».
Роман вырос в музыкальной семье. Окончил музыкальную школу, затем институт культуры. И все это время соприкасался с творчеством «Песняров».
«Будучи студентами, мы постоянно делали аранжировки песняровских песен. Тогда еще не было таких профессиональных компьютеров, как сейчас. Я до сих храню записи тех аранжировок», – рассказывает он.
В ансамбль «Песняры» Козырев попал неожиданно для себя. В 2003 году ему предложили пройти отбор. Прямо на пороге Роман встретил своего преподавателя Аркадия Эскина. Он в свое время тоже работал в «Песнярах».
«Аркадий Борисович меня увидел и говорит: «И ты здесь?!». Я и до этого волновался, а тут еще больше стал переживать – понимал, что играть предстоит и перед педагогом», – рассказывает Роман.
Кандидатуру Романа Козырева одобрила специальная комиссия в составе представителей Министерства культуры, прежних участников ансамбля и, конечно же, семьи Владимира Мулявина. В «Песнярах» артист уже 18 лет.
«Для меня очень важно, способен ли музыкант вызывать эмоции у зрителя. Считаю, что для артиста – особенно для вокалиста – это наиважнейшее мастерство, – убежден Роман Козырев. – Например, один человек поет неплохо: все профессионально, чисто, но зал не цепляет. Другой поет не так мастерски, но зато буквально «горит» на сцене. Именно это я ищу в музыкантах. Владимир Мулявин таким даром обладал. Он не был профессиональным вокалистом – он, в первую очередь, был замечательным музыкантом. А вокалистом стал, наверное, потому, что в то время некому было петь в его коллективе. Зритель Мулявину верил».
В свое время «Песняры» стали первым советским ВИА, который отправился в гастрольный тур по Америке. Выступал ансамбль и на Международном фестивале MIDEM в Каннах. Было множество поездок, высоких наград и премий.
«Меня потряс тот факт, что в 1976 году «Песняры» продали 46 миллионов пластинок. Вы можете себе представить такое количество? – продолжает Роман. – То есть, каждый третий человек в Советском Союзе купил пластинку ансамбля. Конечно, это накладывает обязательства. Чувство ответственности присутствует всегда. Что бы я ни делал, всегда задаю себе вопрос: а что бы сказал Мулявин?».
А вот лично с Владимиром Мулявиным Роман не был знаком. Но всегда следил за судьбой коллектива. Особенно в период раскола.
«Я помню, как сидел у компьютера, читал эти новости, что распался коллектив, что ушли музыканты. Это меня потрясло. Я страшно переживал, – вспоминает Козырев. – А насчет держать планку… Да, трудно. Но мы пошли своим путем. Мне очень нравится аналогия по поводу картин известных художников: мы не пытаемся нарисовать второго Рембрандта – мы пытаемся нарисовать свою картину. Так и здесь. Я хочу сделать свою историю. Но опираясь на те традиции, которые были заложены. Хочу, чтобы у каждого поколения белорусов были свои «Песняры».
Когда началась пандемия, ансамбль гастролировал в странах Балтии. Тур пришлось прервать, концерты – отменить. Несмотря на то, что все билеты были раскуплены. Музыканты вернулись домой – в Беларусь.
«Мы закрылись в своей студии и стали работать над новым альбомом. Записали двенадцать новых песен. Параллельно давали онлайн-концерты и на 9 Мая, и в поддержку врачей, и для международного фестиваля «Прымацкая бяседа», – рассказывает Роман. – Но самый главный был 12 января – в день рождения Владимира Мулявина. Ему исполнилось бы 80 лет. А месяц назад мы дали концерт памяти Великого Песняра уже во Дворце Республики. Зал был полон! Вот это и есть огромное уважение и любовь к Владимиру Мулявину».
До сих пор в студии хранятся предметы, которые лично выбирал, покупал Муля – так Мулявина ласково называли близкие, друзья, коллеги.
«Здесь и знаменитый микрофон Neumann, и партитуры. Причем, рукописные. Тогда ж не было компьютеров, ксероксов. Все переписывалось от руки».
Сегодня концертная жизнь «Песняров» постепенно возвращается в прежнее русло. Их выступления по-прежнему отличает живое исполнение, многоголосие и полные залы. А недавно одна из композиций ансамбля вошла в топ-5 мира.
«Все знают знаменитый полонез Огинского «Прощание с Родиной». Несколько лет назад Вячеслав Шарапов написал к этой музыке текст, – рассказывает Козырев. – Мы перевели стихи на белорусский, украинский и польский. Так песня зазвучала на четырех языках – в том числе, и на русском. По версии Youtube эта композиция вошла в топ-5 лучших вариаций полонеза в мире».
Есть еще один важный нюанс, которым отличаются «Песняры». На официальном ютуб-канале ансамбля наряду с миллионами просмотров практически отсутствуют склоки и ругань в комментариях.
«Музыка – мощная объединяющая сила. И она может многое сказать о нации, – убежден руководитель коллектива. – Там столько написали о белорусах! Что это очень чистые люди, что только белорусы могут так петь. Знаете, для меня эти слова гораздо важнее, чем просто фраза «Песняры» – классные!». Все-таки, наша цель – это чтобы о нашей стране, о наших людях было хорошее мнение. Мы хотим показать чистоту и благородство белорусского народа».