Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Все смешалось в татарских детских спектаклях

Оркестр, рэп, батут, ковбои, мужчина-Малефисента и холодильник

Все смешалось в татарских детских спектаклях
Фото: Реальное времяРеальное время

Театры имени Камала, Тинчурина и Кариева к новогодним праздникам выпустили новые спектакли для детей, в которых есть, кажется, все — от оммажа до ответа народным сказкам. В толпе детишек и родителей оказался и корреспондент .

Видео дня

Камаловский: от советской школы до ковбойского пистолета — один шаг

Как сообщалось при открытии сезона, в декабре зрителей ждал спектакль "Петя, волк и Шомбай", написанный актером Фанисом Зиганшой на основе сказки для чтеца и симфонической сказки Сергея Прокофьева .

К премьере изменилось многое. Победителя злых сил играет Алмаз Гараев, Фанис абый остался в роли автора, но название в итоге звучит как "Малай, волк и Шомбай". От Прокофьева тут осталось разве что присутствие оркестра. Инструменты тут никаких ролей не играют, а вместо музыки Сергея Сергеевича звучит музыка Ильсура Вельгаса и Мансура Музаффарова. Да и сама история попроще: вот выходит дирижер Данияр Соколов, оркестр начинает играть — и тут на музыкантов падает Шомбай. Оказывается, он шел спасать Деда Мороза, которого злая Аждаха превратила в волка.

Познакомившись с инструментами, он находит в зале мальчика (Радиф Галимов в чем-то невозможно ярком) и отправляется в путешествие. В частности, на экран транслируется изображение речки, через которую малай ползет и решает загадку Злого духа (Зуфар Нуртдинов). И это очень даже понятно. А вот что делают в сказке ковбойша (Лейсан Гатауллина) с угрозами на английском, Мальчик-с-Пальчик (это не перевод имени, так его в спектакле называют) и монах с порванными штанами (), объяснить сложнее. Может, команда театра решила, что так можно привлечь внимание юного зрителя? Ведь считается, что у современных детей очень короткий период внимания — их постоянно надо веселить, удивлять, пугать.

В конце малай и Шомбай оказываются в казане трех волков — красивого (Раиль Шамсуаров), старого (Ильнур Закиров) и жестокого (). Они поют на спор песенки, чтобы зрители определили, кто же из них заколдованный Дед Мороз. И вроде всем весело, но глаза на заднем фоне говорят, что приключение не закончено. Будет вторая серия? Правда, из-за этого странного клиффхэнгера кажется, что еще не конец, ан нет — пожалте в буфет.

Приятно, что оркестра в Камаловском все больше. Плохо, что для этого нужны еще и ковбои и мальчик-с-пальчик. И самый странный момент спектакля — когда оркестр играет нехитрый бит, а актеры читают рэп, упорно в него не попадая.

Тинчуринский: удивительное перемещение птицы из клетки в пещеру

Пьесу Рузаля Мухамметшина "Асылкош" ("Дивная птица") Тинчуринский мог поставить и раньше, но менялись кандидатуры — в итоге ее взял новый главный режиссер , это его первая работа в должности.

Любопытно, что костюмами здесь занимается Алия Гайнуллина — ее Имамутдинов приметил на лаборатории "Кыйссаи Йосыф", которая завершилась серией перформансов. Там команда Гайнуллиной сотворила серию инсталляций на тему голода в Поволжье.

Здесь же ее яркие костюмы дополняют общую цирковую атмосферу. Два брата, Ильбарс и Айбарс (символизирующие силу и ум) — скачут на батуте. И этим сразу привлекают внимание подростков, сидящих в одном ряду со мной. Надо отметить, что если в Камаловском зрители были в основном младшего школьного возраста, то в Тинчуринском можно было увидеть детей и постарше. Мои соседи, что характерно, отпускали циничные шуточки, но — на татарском.

Братья отправляются в путешествие и попадают в пещеру, заполненную книгами. Естественно, они зачитываются и оказываются запертыми в плену у Черной змеи. Одному из них, Ильбарсу (его в разных составах играют либо новички Фархад Мухаметзянов и , либо ) теперь надо добраться до Дракона (как и змею, его играет мастер пластики Зульфат Закиров, что закономерно). Отметим, что пьеса по составу компактная. В ней заняты только пять основных актеров, которые играют по две-три роли (кроме Ильбарса), и массовка.

Здесь тоже есть оркестр, играет он музыку Зульфии Рауповой в редакции Ильяса Камала. Рэпа нет, но есть песни, которые нелегко разобрать. И тут тоже пытаются решить вопрос с удержанием зрительского внимания — обращаются к публике, устраивают не только прыжки, но бои (их ставит перебравшийся из ТЮЗа в Тинчуринский Ильнур Гарифуллин). А когда из ямы (там, кстати, тоже стоят батуты) выползает Ифрит с рогами, как у Малефисенты, восторгу зрителей нет предела.

Что есть у Тинчуринского, но нет у Камаловского — это сложная философия. Ильбарс должен освободить Асылкош — но он же должен ее отдать другому злодею. Жаль, решается этот вопрос очень просто — все-таки, новогодняя сказка…

Кариевский: когда предки достали

"Камыр батыр" сначала существовал в виде эскиза лаборатории "Тамга" — и уже тогда планировалось, что он превратится в полноценный спектакль. Для этого драматург Алексей Житковский провел детскую драматургическую лабораторию.

Получившийся у ее участников текст больше напоминает книгу, а не пьесу. Эта история героев, которые оказались не нужны родственникам, так что они объединились искать себе новый дом. Но, поскольку действие надо визуализировать, режиссер иногда попадает впросак, показывая все чересчур прямолинейно. Камыр-батыра, к примеру, в буквальном смысле "делают" старик со старухой, прячась за столом. А после выпроваживают за порог.

Такая же судьба у других героев. Героя по имени Тиз (быстрый) отец хотел превратить в спортсмена. Старый Суык (холодный) сидит в лесу в холодильнике — таким образом его, по древней традиции, отправили на смерть родственники. А Җил (ветер) — забыт родителями-музыкантами, ушедшими на концерт. Не забудем еще и героя, которые одновременно стреляет из лука и любит природу. Трагедия мультипотенциала! Вся эта братия оказывается на "Битве батыров", которую устраивает король по просьбе дочери-принцессы. К слову, король (Булат Гатауллин) настолько хорошо играет безразличие, что, кажется, ему даже и зритель неинтересен.

В чем проблема этого спектакля? В нем много интересных — спорных, но интересных! — завязок, которые все больше заворачиваются в современные реалии, но никак не разрешаются. Спектакль распадается на серию эпизодов, многие из которых словно бы звучат куда-то в пустоту. Да, зритель реалии явно узнает. Но насколько уместно декларировать проблемы, не обозначая пути их решения, в новогодней сказке? С родителями никто не мирится, зато все устраиваются в "Камыр-хаус" и начинают работать пекарями. Да, и они тоже читают рэп. И ведут себя, как рэперы. О чем будут разговаривать мамы-папы и их дети после спектакля? Наверное, про то, как интересно были придуманы костюмы.

Вероятно, пьесу стоило писать не только детям, но и их родителям.