В новый год возьмут всех. Как сельский дом культуры на два смартфона новогоднюю сказку снимал
В последний день ушедшего года Березанский культурно-досуговый разметил на своей странице в Instagram и на YouTube-канале новогодний подарок землякам и подписчикам – праздничную постановку «К границе Нового года». В середине декабря корреспондент «ВС» побывал на съёмках первой сцены сказочной новогодней истории. Как дом культуры станицы Березанской перешёл на видеоформат работы, чего требует от актёров съёмочный процесс, есть ли место кинематографу в сельской культуре и кому стоит посмотреть сказку – в материале со съёмочной площадки березанских культработников. Творчество в объективе – Так, я раньше всех, не опоздала? Где очередь? Почему не вижу? Ну, значит я первая. В нашей сказочной жизни, что главное? Очередь вовремя занять. Всем всего ни за что не хватит. А уж в светлое будущее точно всех не возьмут. Меня возьмут. Я первая, – бормочет Баба-яга в зимнем лесу.– Ба! Какие люди!, – удивляется Иван-царевич, появляясь на поляне под ручку с Золушкой и Еленой Прекрасной.– Для кого и «Ба!», для кого Бабулечка-Ягулечка, а для кого-то попрошу по батюшке – Варвара Егоровна, и на «Вы»!, – осаживает юношу сказочная бабушка. Самодеятельные актёры Березанского КДЦ в зале прогоняют сцену перед записью на видео. К зимним праздникам дом культуры снимает музыкальную сказку про границу старого и нового года. «Когда возникли первые коронавирусные ограничения, было невероятно тяжело. Сложно было понять, в каком формате работать и что показать людям, – говорит директор КДЦ Марина Воропаева. – Решили, будем делать мастер-классы: пусть подписчики смотрят на наших страницах в соцсетях и повторяют. Снимали от и до, видео были на 10-20 минут. В общем, мало кто досматривал. Сейчас ролики с мастер-классами – 1,5-2 минуты, и у нас переписка завалена сообщениями от родителей с фотографиями детей с их картинками или поделками, сделанными вместе с нами. К сожалению, не всегда есть время снимки сортировать, но периодически подборки мы выкладываем». Снимать и монтировать со временем научились все сотрудники ДК. У кого получается лучше, помогают старшим товарищам. Были и притирке к камере: работать для записи оказалось не то же самое, что на сцене. Концертный зал сузился до маленького объектива, и пришлось опытным путём определять тот самый формат, который лучше всего покажет зрителю красоту творческого номера. «Наша работа онлайн мне сейчас даже интереснее, чем вживую, потому что здесь мы что-то новое познаём, чего не использовали в работе раньше», – говорит руководитель Марина Воропаева. Перед нынешнем Новым годом в КДЦ решили не просто подготовить концертные номера, как на прошлый праздник, а замахнулись на съёмку новогодней музыкальной сказки. Синтез звука и картинки – То-то я чую, нерусскими духами пахнет, – ведёт носом Бабя-яга.– Это «Шанель», – обижается Золушка.– В шинели ты или в фуфайке – это твоё дело. Главное, очередь не нарушай! – ворчит сказочная старушка. – Я первая, остальное меня не касается, а ты вперёд батьки не лезь.– Кеске се? «Батька»? Мадам – Батька?, – изумляется заграничный персонаж. – Это по-русски, тебе не понять… Звукорежиссёр КДЦ Роман Кузнецов, он же оператор, поглядывая на актёров, настраивает свои камеры – два смартфона на стойках, выставляя на экранах цветовую температуру записи. «Сначала снимаем на два телефона со штатива. Потом я два раза веду съёмку с рук для крупных планов с эмоциями или чтобы показать движение в кадре. Киношных микрофонов у нас нет, поэтому звуковая дорожка записана заранее (да и в настоящих фильмах звук иногда записывают не на съёмочной площадке, а после, в студии, и потом совмещается с видео), – рассказывает Роман. – Поэтому актёры на сцене работают под запись, а это трудно, потому что в реальности порой хочется что-то добавить к тексту, и получается, что на видео губы шевелятся, а звука нет. Некоторые моменты уже точно будем перезаписывать». Роман, как и многие, начал осваивать видеосъёмку с приходом пандемии. Сам по образованию звукорежиссёр, попробовал одну, вторую программу монтажа, и остановился на третьей. «Опыт и знания получал на практике. Смотрел в Интернет, изучал, пробовал сам. Наверное, мне сейчас больше нравится заниматься с видео, чем с аудио, но для меня это не смена деятельности, а развитие, звук мне всё равно роднее», – подытоживает специалист. Искусство перевоплощения – Слышали? Все слышали, что Дед Мороз сказал? Берём, говорит, только хороших, а плохих – оставляем. Итак, на хороших-плохих рассчитайсь. Хорошие – подняли руку. А сейчас – плохие. Что-то я не вижу ваших рук!, – сердится Баба-яга на молодёжь.– Вы ведь, Варвара Егоровна, отрицательный персонаж? А отрицательные – они и есть плохие, а положительные – хорошие, – разъясняет Иван-царевич.– Слыхали? Положительный выискался! Положили его на печку, он и положительный», – заводится Яга. Негодующая на сцене Баба-яга – самый загримированный персонаж сказки. Макияж на лицо актрисы наносит руководитель изобразительной студии КДЦ Татьяна Андреева, она же главный автор и создатель декораций и костюмов. «В гриме главное – индивидуальные особенности: у каждого своя мимика, свои морщинки. Гримом – в нашем случае, старящем человека – так надо подчеркнуть все эти складки, чтобы они выглядели естественно. Чтобы, если улыбается актёр, то и лицо его улыбалось и, раскраска, подчёркивающая возрастные особенности кожи, соответствовала движениям лицевых мышц», – говорит преподаватель юных художников. По словам директора, образы в целом в коллективе были утверждены единогласно. Спор был только по Кощею. «Он у нас в сказке меценат: людям помогает, ёлки раздаёт направо и налево, спонсорскую помощь оказывает. Одна часть его видела в классическом костюме, но мы, всё же, решили, что кожаная косуха, цепь и казаки будут намного интереснее», – рассказывает Марина Воропаева. Кощей тоже участвует в съёмочном дне – будет танцевать, но он выйдет на сцену только в 7 вечера (сами съёмки, идущие каждый день в течение последних двух недель, начинаются в 16.30). Вместе с ним в кадре появится его секретарь Пелагея – культорганизатор Елена Некрасова, которая видит в новом для культработников киноискусстве свои плюсы. «Было бы хорошо живое представление сделать для зрителя, но с другой стороны есть действия, которые на видео можно показать интереснее, на сцене так не получится. Например, в сказке будет момент перевоплощения. Не особо сложный, но, тем не менее, тоже своего рода спецэффект. Или локации. Мы снимали в несколько местах, а на сцене можно лишь декорации быстро сменить», – говорит участница постановки. Елена только «за», если съёмка останется в жизнь культработников после пандемии. «Хочется всем станичникам донести наше творчество, но на представление не у каждого может получиться прийти. И потом, у нас зал на 400 мест, а просмотры некоторых видео в соцсетях гораздо больше», – замечает сотрудник КДЦ. Добрым молодцам урок – Справки, говорю, вам собирать нужно, Варвара Егоровна. Совершила дело доброе – бери расписку, подвиг какой – документ, в крайнем случае, грамоту почётную. И сразу видно будет, достоин ты светлого будущего или нет. Чем больше справок, тем лучше, – советует Бабе-яге Иван-царевич. – Нам это, конечно же, необязательно. Нам светлое будущее по статусу обеспечено. Девочки, вперёд! Ориентир – граница старого и нового года. Театрализованные сценки будут чередоваться с творческими номерами. Например, хор «Березанушка» споёт бабки-ёжкины частушки, а коллектив «Девчата» станцует под «Счастье есть» из «Ивана Васильевича». Так сказка для детей или для взрослых? «Она – для всех, – отвечает Марина Воропаева. – Поскольку репетиции и съёмки идут вечером, актёры иногда приходят с детьми. Ребята смотрят сказку на одном дыхании, видно по эмоциям, что сопереживают персонажам. И в то же время, сказка – со смыслом, как «Маленький принц» Экзюпери – вроде для детей, но и взрослым, тоже будет, над чем задуматься. Баба-яга, вроде, отрицательный персонаж, но, оказывается, она может и помочь. А Иван-царевич, хоть и положительный, ведёт себя не самым лучшим образом, и ему стоит тоже измениться. И в финале герои всё это понимают, и сказка заканчивается хорошо. Как и должно быть в Новый год».