Магия пяти минут: фильму «Карнавальная ночь» 65 лет

65 лет назад на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Прозвучавшая в нем «Песенка про пять минут», спетая Людмилой Гурченко, остается хитом по сей день.

Магия пяти минут: фильму «Карнавальная ночь» 65 лет
© Вечерняя Москва

Удивительно, но фильму, который сегодня по полному праву называется легендарным, было не так легко появиться на свет.

И, приступая к съемкам картины, ни инициировавший ее Иван Пырьев, очень кстати вспомнивший про валяющийся без дела сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова, ни молодой режиссер Эльдар Рязанов, до «Карнавальной ночи» снимавший только документальные ленты, ни безвестная студентка Людмила Гурченко не подозревали, какую любовь обретет фильм и как долго будет жить. Это был тот самый счастливый билет, который всем им подарила судьба.

Две Людмилы

Эльдар Рязанов, прочитав сценарий, откровенно… затосковал. Это был удар: он ведь так хотел снимать драмы! А тут — водевиль. Решив увильнуть от неприятного ему задания, он даже пошел на хитрость и попытался слинять в отпуск, но Пырьев поймал его, билеты — по слухам — порвал и просто сказал: «Надо».

На пробы пришло море прекрасных девиц. Но Рязанов мечтал найти «неизвестное публике лицо», и ему посоветовали обратить внимание на девушку, что блистала в самодеятельности Московского авиационного института. Изящная, с очаровательным личиком, чуть пухловатым и трогательным, Людмила Касьянова кипела энергией. Пробы прошли удачно, на Людмилу даже заказали платья, но Рязанов томился смутными сомнениями. Очевидно, то же чувствовал и Пырьев. Как-то он, шествуя по коридору ВГИКа, обратил внимание на смутно знакомую девушку с осиной талией. Известный ценитель женской красоты, Пырьев остановил студентку и поинтересовался, где мог видеть ее раньше. Девушка — а это была Людмила Гурченко — бойко отвечала: «На пробах «Карнавальной ночи». Я там пела песню Лолиты Торрес — кстати, единственная, вживую». Пырьев вспомнил: да, было дело: «Пели. Помню. И кривлялись при этом. А зачем?»

Касьянова была прекрасна. Но в этой тонюсенькой звонкоголосой пигалице Гурченко явно было что-то такое... Пырьев притащил ее на пробы еще раз. Мнения разделились: Пырьев был за Люсю-2, а худсовет — за Касьянову. Назревал конфликт, но тут снова вмешалась судьба: появившийся на съемочной площадке «Мосфильма» ассистент режиссера Григория Козинцева буквально вцепился в Касьянову! Для съемок пьесы Евгения Шварца по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот» нужна была истинно прекрасная Дульсинея Тобосская, и лучше Касьяновой вариантов не было. Так все и разрешилось: Людмилу без проб утвердили на роль Дульсинеи, и на год позже «Карнавальной ночи» в свет вышел фильм «Дон Кихот», имевший огромный успех и собравший все возможные и невозможные на грады. Красавица Людмила Касьянова вскоре снимется в картине «Во власти золота», затем еще в четырех фильмах, а потом… исчезнет. На самом деле она становиться актрисой не собиралась и отправилась на факультет журналистики МГУ, после окончания которого вышла замуж за писателя Виктора Казакова, и они уехали в Берлин. Там, после шести лет перерыва, Людмила Ивановна снялась в первой части дилогии «Пока я жив» о Карле Либкнехте, где сыграла его жену, а еще через несколько лет — во второй его части.

Людмила Касьянова не стала актрисой, но сделала отличную карьеру — работала на телевидении, стала кандидатом искусствоведческих наук, членом Союза кинематографистов, членом Союза журналистов, автором пяти книг по искусствоведению и более ста статей. Не стало ее 2 января 2020 года — в 84 года.

Ну а тогда... После того как на роль героини утвердили Гурченко, ее героиня Лена Крылова «выдвинулась вперед» — изначально, по сценарию, она была просто некой привлекательной девушкой, как говорится — без прописанной драматургии.

Музыкальные приключения

Говоря про «Пять минут», мы несправедливо забываем о втором бесспорном хите фильма — «Песне о хорошем настроении».

Музыки в картину нужно было написать много — советский фильм, действительно похожий на яркий водевиль, должен был внушать оптимизм и «заражать радостью». Композитор Анатолий Лепин, уже известный по фильмам «Девушка без адреса», «Мы где-то встречались» и «Здравствуй, Москва», был на подъеме. Но чтобы вынудить талантливого поэта Вадима Коростелева написать в срок стихи песни о хорошем настроении, Пырьев сначала долго инструктировал его, а потом... запер упрямца в студии, заявив, что, пока он не напишет нужные слова, никуда отсюда не выйдет. Спорить было бесполезно — очевидно, это поняла и та муза, что посетила Коростелева, и он выдал прекрасный текст, а через пару суток Лепин прислал партитуру песни.

Летом 1956 года в клуб МИИТ, где репетировал оркестр Эдди Рознера, приехали Рязанов с Лепиным и музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной. Рознера не было, их встретил Юрий Саульский — эстет и умница, любитель Эллингтона и Гершвина. Записывать музыку нужно было срочно, Саульскому она не нравилась. Он честно сказал, что она, на его взгляд, «нэпманская» и похожа на немецкие шлягеры 1930-х годов, словом — все устаревшее и никакущее. Несчастный Лепин побледнел — их с Саульским не представили друг другу, вот и вышел казус. Смущенный Саульский принялся работать над музыкальным текстом. И зря он сомневался в его качестве!

Много позже, кстати, по легенде, сам Армстронг услышал на радио «Свобода» эту мелодию, пришел в восторг и даже якобы импровизировал на эту тему. Но тогда музыка оценена не была. Фильм вообще складывался из каких-то противоречий и вопреки всему.

Финал в сценарии был обозначен кратко: «Лена Крылова поет песенку-приветствие». Теперь дело оставалось за малым — за этой самой финальной песней. Пырьев требовал от Лепина и поэта Владимира Лифшица легкую новогоднюю «штучку». Но ничего не получалось. В отчаянии устроили мозговой штурм. Кто-то подсказал идею про пять минут — короткий отрезок времени, за который можно успеть очень многое: и помириться, и простить обиды, и взяться за руки. В итоге поэту вменили в обязанность описать в песне все, что можно успеть за это время, и он сделал это просто до гениальности.

Гигантские часы-декорацию придумал Эльдар Рязанов: по его задумке вокруг должны были рассесться музыканты оркестра, а Лена-Люся выходила бы из центра вперед. Песня должна была длиться пять минут и завершаться боем курантов. Задумка Рязанова породила еще один тренд: до этого елочные игрушки в виде часов делали, но стрелки на них показывали полночь.

Теперь же они чуть сдвинулись назад: на них было без пяти 12, как бы напоминание о том, что еще многое удастся успеть.

Массовая иллюзия

А теперь — еще одна забавная деталь. А ну-ка напойте песню. «Пять минут, пять минут — это много или мало…» — так? Ничего подобного. И иногда возникающие разговоры о том, что Леночка Крылова пела что-то про три минуты — полная ерунда. Про три минуты много позже спел Валерий Леонтьев: в 1993 году у него вышел альбом «Ах, вернисаж, ах, вернисаж!», где среди прочих есть песня с таким названием — «Три минуты». Именно там и звучат строчки: «Три минуты, три минуты — это много или мало, чтобы все сказать и все начать сначала?» Спору нет — песни и правда похожи, слова одной идеально ложатся на слова другой.

И в массовом сознании две эти песни объединились, и благодаря так называемому эффекту Манделы — когда люди «сообща» помнят то, чего не было (помнили же они похороны Манделы, который был жив!), слова подзабытой песни Леонтьева приписали более старой, но и более популярной композиции. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто обратиться к словам оригинала — послушать песню в исполнении Гурченко.

…Свой фильм Эльдар Рязанов окончил за пять месяцев. На стадии завершения картины отснятый материал посмотрел худсовет и вынес неутешительный вердикт: скучно, бездарно. Но режиссер верил в успех. Картину особо не рекламировали. Фильм вышел 29 декабря 1956 года. Было продано 48 миллионов билетов, его признали лучшим фильмом и лидером проката, слава его не меркнет. Это все к тому, что иногда и худсоветы ошибаются.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Черницкий, режиссер, генпродюсер и худрук киностудии «Черомафильм»:

— Есть такие песни, без которых наши праздники не обходятся. Они — в крови нашей, в национальном характере. Есть у нас и кино такое. Любимое! Народное! «Карнавальная ночь». Ее мой дед смотрел, и отец-фронтовик отогревался душой, когда с экрана пела ему Люся Гурченко песенку про пять минут, а дети мои под эту песенку перед экраном танцевать начинают. Нестареющий фильм-праздник. А как человеку без праздника-то по жизни шагать? Будни согнут до земли. А тут смотришь на телеэкран — плечи расправляются! Почему фильм не стареет? Да потому, что вечная молодость даруется настоящим произведениям, когда кино — искусство, а не видеодобавка к попкорну.