Войти в почту

Две даты гибели и два надгробия: что не так с кончиной режиссера Мейерхольда

Из-за печальных обстоятельств у режиссера оказалось сразу два надгробия, но при этом его праха нет ни под одним из них. Как так вышло.

Две даты гибели и два надгробия: что не так с кончиной режиссера Мейерхольда
© Клео.Ру

Туристы, посещающие Ваганьковское кладбище, прекрасно знают, что здесь находится могила жены Сергея Есенина и его сына. На этом же надгробии высечено имя ее второго мужа – известного режиссера Всеволода Мейерхольда. Но ни его праза, ни тела здесь нет. Реальное место захоронения находится в другой части Москвы – на Донском кладбище.

Настоящую дату смерти известного деятеля не знают ни историки, ни близкие родственники. Чтобы понять, почему так вышло, нужно окунуться в то время и познакомиться с Всеволодом Эмильевичем поближе. Он был очень вспыльчивым и увлекающимся человеком.

Родился будущий режиссер в семье обрусевших немцев в Пензе. У его родителей было семейное дело, но сын заниматься им не захотел. Он сменил фамилию на русский лад и решил стать юристом.

Во время обучения его покорила постановка Станиславского, и Всеволод понял, что он полностью хочет окунуться в творчество. Со Станиславским они в последующем стали приятелями.

Талант Мейерхольда был оценен, и через несколько десятилетий он возглавил один из столичных театров.

Как у увлекающегося мужчины, у него была не одна супруга. Первая жена родила ему 3-х детей, но он, невзирая на обязательства, однажды потерял голову от Зинаиды Райх. Актриса к тому моменту воспитывала двух сыновей от уже покойного Сергея Есенина. Она ответила взаимностью Мейерхольду, и для первой жены режиссера это стало большой трагедией.

Влюбленные оказались очень эксцентричной парой. Ради своей любимой Всеволод принимал резкие и не всегда разумные решения. Мейерхольд выгнал ведущую актрису и легко увольнял тех, кто плохо отзывался об актерских способностях Райх.

Режиссер взял себе фамилию жены, сделав ее двойной.

Зинаида в какой-то момент начала упиваться своей исключительной ролью в театре. Многие их современники писали, что артистка устраивала истерики буквально на ровном месте. Она не боялась ничего, и однажды на светском приеме прямо в лицо заявила Калинину, приближенному к Сталину, что он путается со множеством женщин и не должен читать морали другим.

Пара не почувствовала новых порядков. Окрыленные любовью и успехом, они не замечали ничего.

Сталин, посмотрев одну из постановок, заявил, что она слишком буржуазная. В считанные дни театр был закрыт. Мейерхольд отправился на гастроли в Европу. Тем временем на всю его семью НКВД начали собирать компромат.

Во многом этому поспособствовала сама Зина. Артистка после закрытия театра написала Сталину письмо, в котором назвала его «не разбирающимся в искусстве грузином». Этим она окончательно подписала себе и мужу приговор.

Всеволода Эмильевича предупреждали, чтобы он не возвращался в СССР, но режиссер не поверил, что его – пламенного революционера, поддерживающего новую власть, могут осудить. В итоге к ним пришли представители НКВД. Всеволода забрали, а Зинаида написала жалобу на одного из представителей структуры. Актриса обвиняла всех в смерти первого мужа и просила не трогать второго.

Через 3 недели после этого актрису нашли в собственной квартире с многочисленными ножевыми ранениями. Изуверы вырезали ей глаза. Через несколько дней после смерти женщины детей Есенина выселили, а квартиру отдали людям, приближенным к Лаврентию Берии.

Всеволода отправили в тюрьму, а первой жене и детям сообщили, что мужчина был осужден на 10 лет без права переписки. Бывшая супруга с детьми на протяжении долгого времени носила ему передачки с провиантом, пока не узнала, что Всеволода Эмильевича уже давно нет в живых.

Перед смертью 66-летнего режиссера избивали, а потом расстреляли в подвале этой же тюрьмы.

Позже в архивах историкам удалось найти две справки о смерти Мейерхольда с указанием разных дат. Согласно одной, режиссера не стало 2 февраля 1940 года, во второй была дата – 17 марта 1942 года.

Родственники долгое время не знали, где именно погребен Всеволод Эмильевич. Внучка Мейерхольда в 1956 году, через год после официальной посмертной реабилитации его имени, решила установить надгробие на могиле Зинаиды Николаевны Райх и ее сына Константина Есенина.

Позже родственники узнали, что прах режиссера покоится на Донском кладбище. При этом точное место захоронения установить невозможно. Тела сотен расстрелянных в те годы людей сжигались, а прах ссыпался в общую могилу. Потом она превратилась в подобие кладбищенской свалки. Со временем ее расчистили, а всем, кто согласно документам, был тут «захоронен», установили мемориалы.