Назад в 30-е: почему на рубеже десятилетий мир вернулся к трехминутным песням
Исследователи Калифорнийского университета проанализировали более 150 000 песен, размещенных на сервисе Spotify, и пришли к неожиданному открытию. Оказалось, что длительность средней музыкальной композиции за последнюю сотню лет регулярно менялась. Наиболее продолжительные треки слушали в 90-х годах, а сейчас мир практически вернулся к стандартам, характерным для Бенни Гудмена и юного Фрэнка Синатры.
Средняя длинна музыкальной композиции в 1930 году составляла 195 секунд. Во многом это было обусловлено техническими ограничениями. В те годы самым популярным носителем были 10-дюймовые грампластинки на 78 оборотов в минуту. На одну сторону как раз влезал трек длинной около трех минут.
Уже через 20 лет, в эпоху Элвиса Пресли и Бадди Холли, композиции удлинились почти на полминуты (222 сек). К 70-м средняя продолжительность песни достигла 242 секунд. При этом вершины музыкальных чартов штурмуют «Like Rolling Stone» Боба Дилана продолжительностью более 6 минут, семиминутная «Hey Jude» от The Beatles, а также «Stairway to Heaven» Led Zeppelin, «American Pie» Дона Маклина и, конечно «Bohemian Rhapsody» от Queen.
Но такие продолжительные песни остаются исключением из правил. Появление новых методов звукозаписи позволяло не сковывать себя рамками нескольких минут, но против таких фокусов выступали радиостанции. Их доходы зависели от количества рекламных объявлений на час эфира, а для музыкантов ротация на радио оставалась основным путем к широкой известности. Приходилось подстраиваться.
Тем не менее, треки продолжали расти. Рекордной длинны они достигли в 90-х (259 сек). За следующие 20 лет они сократились почти до показателя 1970 года — 243 секунды. А в 2020, несмотря на окончательный уход в цифру, появление платных, лишенных рекламы подписок и общий научно-технический прогресс, средний трек звучал всего 197 секунд.
По мнению ученых Калифорнийского университета, эта тенденция вызвана тремя причинами.
Во-первых, снижением внимания потребителей к процессу. Сейчас для прослушивания музыки не нужно крутить ручку патефона или хотя бы переставлять кассеты в магнитофоне. Пара нажатий на сенсорный экран смартфона, а то и голосовая команда Алисе, и любимый трек уже звучит из колонок или наушников.
Во-вторых, у людей появилось существенно больше доступных развлечений. Соответственно, размывается внимание и исчезает смысл записывать продолжительные композиции.
И в-третьих, на длительность песен влияют поисковые алгоритмы. Они подмечают, когда пользователь пролистывает тот или иной трек и подсовывают ему все более короткие композиции, которые прослушиваются полностью. Эти же песни начинают предлагаться большему количеству пользователей.
Как будет развиваться музыкальная индустрия — покажет время. Возможно, история пойдет по протоптанной тропинке, и молодежь второй половины XXI века будет заслушиваться 8-10-минутными композициями. А может быть правы окажутся сценаристы фильма «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Действие картины происходит в 2032 году, а самой популярной музыкой являются рекламные песенки прошлого века длительностью от силы 15-20 секунд.