Брат основателя империи Max Factor был легендой преступного мира. Как он создавал пирамиды и обманул британскую корону?

Обычно в русских народных сказках старший брат выступает в роли самого сильного и умного представителя семейства, а вот младшему уготована судьба быть дураком. Однако в итоге именно он совершает что-то выдающееся. В рамках цикла о легендарных авантюристах «Лента.ру» рассказывает историю Джона Фактора, старший брат которого был создателем косметической империи, а он тоже стал своего рода легендой. Правда, совсем другими методами.

Брат основателя империи Max Factor был легендой преступного мира. Как он создавал пирамиды и обманул британскую корону?
© Lenta.ru

Народная скорбь

В конце января 1984 года в Лос-Анджелесе состоялись пышные похороны. В траурной процессии на знаменитом кладбище Hollywood Forever участвовал мэр Города ангелов Том Брэдли и трое сенаторов США. За спинами скорбящих политиков колыхалось настоящее людское море — сотни афроамериканцев пришли проститься с человеком, которому многие были буквально обязаны жизнью.

Лос-Анджелес прощался с Джоном Фактором — одним из главных филантропов и благотворителей Калифорнии. Он выложил миллионы долларов из собственного кармана и помог привлечь инвестиции крупнейших фондов и компаний в помощь негритянским районам города.

Фактор строил спортивные площадки, помогал церквям кормить малоимущих, финансировал образовательные программы. Целое поколение чернокожих жителей столицы Калифорнии выбилось в люди благодаря этому человеку

Только из некрологов многие узнали, что их благодетеля на самом деле звали Яков Факторович, что приехал он в США из Российской империи в начале XX века и был младшим братом легендарного основателя косметической империи Макса Фактора. Остальные подробности биографии покойного или опускались, или упоминались вскользь.

Мэр Лос-Анджелеса Том Брэдли, 1974 год. Фото: Wally Fong / AP

Американская мечта

Max Factor — один из самых известных косметических брендов в мире, а история успеха его создателя — один из классических примеров воплотившейся американской мечты.

Сын раввина Абрама Факторовича Максимилиан из польского города Здуньска-Воля с детства работал подмастерьем сначала у аптекаря, а потом в мастерской по производству париков и косметики. Он так преуспел в этих ремеслах, что открыл собственный магазин в Рязани, а потом стал даже личным косметологом царской семьи.

Однако после усиления антисемитских настроений в Российской империи, а особенно после печально известного Кишиневского погрома 1903 года, Максимилиан Факторович с женой и тремя детьми решил эмигрировать

В 1904 году он приехал в Сент-Луис. Там беженец сократил имя на американский манер и превратился в Макса Фактора. В США он быстро добился успеха, перебрался в Лос-Анджелес и стал одним из крупнейших поставщиков грима для голливудских студий. В 1927 году компания Max Factor начала широкую розничную торговлю первоклассной косметикой, осчастливив сначала американок, а потом и женщин всей планеты.

Впрочем, прославилось семейство Факторов в США не только этим. У Макса Фактора был младший единокровный брат Яков. Он приехал в Америку в 1906 году вместе с родителями в возрасте 11 лет.

Актриса Луиз Фазенда и Макс Фактор, 1924 год. Фото: Hulton Archive / Getty Images

Мальчик Яша

Особой нежности к отцу Макс Фактор не питал. Абрам Факторович бросил его мать и снова женился. Успешный косметолог помог новому семейству родителя перебраться в США, но осыпать деньгами не собирался.

Тем не менее как только его сводный брат, который был младше ровно на 20 лет, достиг подросткового возраста, Макс устроил его работать в одну из своих парикмахерских в Лос-Анджелесе, чтобы тот мог обеспечивать родителей. У Якова, который по примеру брата, «американизировал» имя и стал Джоном Фактором, к парикмахерскому делу обнаружился настоящий талант.

Очень скоро выяснилось, что молодой человек не только делает отличные прически, но еще и умеет развлечь клиента приятной беседой, да и вообще обладает прекрасными, как сказали бы сегодня, коммуникативными навыками

Впрочем, жизнь под крылом брата, который становился все более и более знаменитым, не очень радовала Джона. Когда ему подвернулась возможность переехать на другой конец страны и начать самостоятельную карьеру в парикмахерском деле, он не стал раздумывать.

С середины 1910-х Джон Фактор работал в шикарной гостинице Morrison Hotel в Чикаго, а его клиентами становились самые интересные персонажи из самых разных слоев общества.

Криминальный талант

Пока Макс Фактор собственными руками гримировал Дугласа Фэрбенкса, Мэри Пикфорд и снабжал «фабрику грез» косметикой, его младший брат открыл в себе еще одну выдающуюся способность.

В 1919 году Джон Фактор, которого уже знали в Чикаго под прозвищем Парикмахер Джейк, решил завязать со стрижкой и попытать удачу на бирже. Старт вышел настолько успешным, что 27-летний маклер тут же получил федеральное обвинение в мошенничестве. Заработанное непосильным трудом пришлось вернуть, чтобы избежать полноценного уголовного преследования.

Впрочем, ощутив безграничные перспективы «работы с финансами», останавливаться Джон Фактор уже не собирался. 1922-1923 годы стали временем настоящего бенефиса бывшего брадобрея.

Он появлялся то в Канаде, то во Флориде, то вообще в африканской Родезии: организовывал некие предприятия, продавал акции, а потом растворялся в воздухе. Причем правоохранительные органы ни разу не смогли предъявить ему прямых обвинений

Осенью 1923 года Джон Фактор вернулся в Чикаго из Африки, и тут же купил себе 14-комнатные апартаменты в Голд-Кост — самом дорогом районе города. Казалось бы, можно пустить заработанное в оборот и жить припеваючи. Но это было бы слишком просто. Тем более что Фактор обзавелся прекрасными новыми коллегами — преуспевающим бизнесменом Джоном Торрио и его ближайшим помощником — Альфонсо Капоне.

Английские гастроли

Под Рождество 1923 года Джон Фактор отправился в Нью-Йорк, где встретился с мафиози Арнольдом Ротштейном. После разговора с чикагским гостем местный авторитет решил выделить 50 тысяч долларов на предприятие, которое обещало озолотить всех участников на немыслимую сумму. По результатам заключения сделки Парикмахер Джейк отбыл в Великобританию и взялся за дело в первые месяцы 1924 года.

В Лондоне он занялся строительством финансовой пирамиды. Фактор принялся продавать доверчивым английским инвесторам крайне дешевые акции небольшого предприятия, которые теоретически обещали огромную прибыль.

Первое время Фактор аккуратно выплачивал дивиденды, что, естественно, повлекло за собой приток новых клиентов, которых приводили к нему получившие баснословные выплаты первые вкладчики

Как только сумма накоплений достигла полутора миллионов долларов (около 17 миллионов долларов в современном эквиваленте), талантливый парикмахер вместе с деньгами растворился в воздухе.

Преследования со стороны властей он не боялся. Джейк был уверен, что никто из обманутых вкладчиков не обратится в полицию, испугавшись за свою репутацию. Так оно и вышло.

Джон Фактор, 1931 год. Фото: AP

Великий комбинатор

Уже в 1925 году он снова появился в Великобритании и устроил похожую пирамиду, правда на этот раз акции продавались дороже, а клиентура афериста стала намного солиднее.

Американский предприниматель поселился в роскошных номерах люкс на площади Гросвенор-сквер в центре аристократического района Лондона Мейфэр. Он устраивал для инвесторов роскошные вечеринки, был открыт, обходителен и дружелюбен. Заподозрить в этом человеке мошенника было просто невозможно.

В течение пяти лет Фактор растил свою суперпирамиду. Более того, со временем он начал предлагать вкладчикам вместо денежных выплат права на владение землями в Африке, которые якобы были золотоносными. Естественно, никаких прав на них он не имел. Рассказывают, что этим предложением Фактора заинтересовались даже члены королевской фамилии и начали вкладываться

Впрочем, к 1930 году произошли сразу два события, которые поставили деятельность американского гастролера под угрозу. Во-первых, британские газетчики принялись раскапывать подробности устройства его бизнеса, а во-вторых — ссудивший деньги на всю эту затею Ротштейн был убит в ходе передела криминальной поляны в Нью-Йорке в 1928 году.

Пришедший на его место Лэг Даймонд потребовал от Фактора долю в доходах и даже лично отправился в Лондон для разъяснительной беседы. Фактор от личного общения уклонился и бежал на родину.

По самым скромным оценкам, он успел ограбить британских бизнесменов и королевскую семью как минимум на восемь миллионов долларов — космическая сумма, если учитывать, что буквально год назад мир накрыла Великая депрессия. Сегодня сумма равнялась бы примерно 130 миллионам долларов.

И это не считая того, что по дороге домой он заехал в Монте-Карло, сделал крупные ставки в местных казино и чудесным образом сорвал джекпот по каждой. Говорят, что столы, за которыми играл Фактор, предварительно подверглись неким «модификациям». Но это, конечно же, только слухи.

Джон (Парикмахер Джейк) Фактор с женой Реллой. Фото: Minnesota Digital Library

Похищение

В 1933 году честному американскому бизнесмену Джону Фактору грозила экстрадиция в Великобританию. Там его обвиняли в многомиллионных махинациях с ценными бумагами, уже приговорили к 24 годам лишения свободы и с нетерпением ждали, когда же американские власти наконец посадят его на пароход.

18 апреля, в день судьбоносного заседания по этому делу, по новостным лентам пролетела весть, что похищен сын обвиняемого — Джером Фактор. Чикагский судья решил проявить весь свой гуманизм и перенес рассмотрение дела на октябрь.

Спустя восемь дней Парикмахер Джейк объявил, что он с друзьями, среди которых были почему-то исключительно подручные Аль Капоне, случайно заметил Джерома в проезжающем автомобиле. Отважные мужчины бросились в погоню и спасли молодого человека. А похитители скрылись.

На глазах у публики разыгрывался классический спектакль золотого века чикагской мафии. Пока федеральные власти старались выслать Фактора, местная коррумпированная прокуратура и полиция в связке с ребятами Капоне боролись за его освобождение

30 июня неизвестные похитили уже самого Парикмахера Джейка. 12 июля честнейшего бизнесмена, младшего брата легендарного Макса Фактора, Джона Фактора выбросили из машины у порога собственного дома. Его жена Релла и сын Джером объявили, что им пришлось выплатить за любимого родственника выкуп в размере 50 тысяч долларов.

После освобождения из лап неизвестных похитителей Фактора взяли под стражу и продолжили дело об экстрадиции. Но тут он заявил, что ему и его семье угрожает Роджер Туи — главный конкурент Аль Капоне. Более того, он намекнул, что обладает бесценной информацией о деятельности своего обидчика.

Через пару недель из Государственного секретариата США пришла бумага, в которой говорилось, раз Джон Фактор может дать обличающие Роджера Туи показания, выдавать свидетеля британцам пока не стоит.

Туи будет приговорен к пожизненному заключению, отпущен в 1959 году и в том же году расстрелян неизвестными. Джон Фактор к этой расправе, конечно же, не имел ни малейшего отношения.

Джон Фактор после прохождения теста на полиграфе по делу об убийстве Роджера Туи, 1959 год. Фото: Bettmann / Contributor / Getty Images

Да, господин президент

В тюрьме Парикмахеру Джейку побывать все-таки пришлось. В 1942 году его приговорили к 10 годам за мошенничество с почтой. Отсидел он, правда, всего шесть лет. После выхода в 1948-м и началась история Джона Фактора как солидного бизнесмена и благотворителя.

Сначала он выкупил строившееся в Лас-Вегасе казино Stardust, завершил работы и открыл его в 1958 году. Там выступали Боб Хоуп, Фрэнк Синатра, Дин Мартин и десятки других звезд первой величины.

В 1960 году Джон Фактор внезапно заинтересовался политикой и сделал огромный взнос в фонд молодого сенатора от штата Массачусетс, некоего Джона Кеннеди

Кто мог знать, что именно он станет 35-м президентом страны! И совершенно случайно это знакомство очень пригодилось Фактору всего через два года.

С 1930-х британские правоохранители не оставляли попыток заполучить Парикмахера Джейка в свои теплые объятья. В 1962-м это им почти удалось. Было назначено очередное заседание, после которого солидный бизнесмен, владелец одного из самых успешных казино Лас-Вегаса, мог оказаться в наручниках на борту самолета, летящего в Лондон.

Однако тут Кеннеди вдруг вспомнил, какой Фактор искренний филантроп и вообще замечательный человек. JFK лично подписал Парикмахеру Джейку прямое президентское помилование по делам 30-летней давности и дал американское гражданство, что навсегда закрыло вопрос об экстрадиции. Британцам оставалось только кусать локти.

Джон Кеннеди с дочерью Кэролайн, 9 ноября1960 года. Фото: AP

Раскаяние грешника

В середине 1960 годов Джон Фактор вернулся в Лос-Анджелес, где начинал когда-то свой путь по американской земле. В 1973-м году мэром города стал афроамериканец Том Брэдли, с которым старый мафиози быстро нашел общий язык.

Правда, речь теперь шла совсем не об очередных бандитских делишках, а о помощи прозябающему в нищете чернокожему населению, и в первую очередь детям и подросткам. Фактор прекрасно помнил, что такое быть нищим ребенком на окраинах большого города.

Яков Факторович стал настоящим ангелом-хранителем для тысяч чернокожих детей Города ангелов, не жалея никаких средств на помощь обездоленным. Неудивительно, что чуть ли не половина негритянского населения столицы Калифорнии пришла проститься с ним в январе 1984-го

Пытался ли он таким образом искупить прошлые грехи? Хотел сделать в конце жизни что-то не только для себя, но и для других? Никто не знает. Да и важны ли мотивы добрых дел?

Если Макс Фактор явил миру классическую историю воплощения американской мечты, то его младший брат стал одним из примеров раскаявшегося грешника. И еще неизвестно, кто из них в итоге принес людям больше радости.

Джон Фактор и судья Леон Янкович перед церемонией получения Фактором гражданства США, 1963 год. Фото: Ellis Bosworth / AP