«Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в Мастерской Петра Фоменко: «Кто наши судьбы пишет?»

«Мы игрушки чьи-то или играем сами?..»

«Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в Мастерской Петра Фоменко: «Кто наши судьбы пишет?»
© Мир24

Новогодние каникулы закончились, но это не повод прощаться с хорошим настроением. А вот посмеяться от души можно в Мастерской Петра Фоменко на страшно смешной комедии «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных».

Абсурд и сарказм. Здесь есть «перчинка», но нет пошлости. Все «вкусно» и изысканно. Смелый, экстравагантный, с хорошим чувством юмора и иронии, полный аллюзий спектакль вряд ли оставит кого-то равнодушным. Эта музыкальная черно-белая комедия вызывает столько мыслей и чувств, что хоть стой, хоть падай.

«Если нет слов – молчи. Ответ придет, кто готов спросить…»

Прототип главного героя – Чарльз Сэмуэль Аддамс – автор знаменитой «Семейки Аддамсов» (семьи фриков, которая живет в странноватом и сюрреалистичном хоррор-мире). А помните немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бертона, сказку о Белоснежке и историю о Ромео и Джульетте? Все это не случайно обозначено в описании постановки.

По сюжету автор страшных рассказов Чарльз Адамс (Мария Большова, Владислав Ташбулатов) внезапно умирает. Роковая красавица, теперь вдова, Аделаида (Полина Айрапетова, Александра Кесельман) жаждет получить наследство, но откуда ни возьмись появляется дочь покойного Луиза (Вера Строкова, Дарья Коныжева), о которой мачехе ничего не было известно. Конечно, алчная покорительница мужских сердец хочет убить девчонку. И вот, чтобы не погибнуть, девушка бежит в лес, где попадает в дом семи повешенных – героев ее отца.

«Герои рассказов не исчезают, они живут вечно…»

И вот тут-то и начинается поиск ответов на вечные вопросы бытия. Несерьезно о серьезном. Что важнее – польза или красота? Что значит жизнь напоказ? Можно ли подделать содержание так же легко, как почерк? Легко ли притворяться и зачем это нужно, или стоит оставаться всегда самим собой? Как научиться понимать сов без слов, чтобы быть мудрее? И почему, наконец, «все счастливые истории похожи друг на друга, а все несчастные – несчастны по-своему»?

«Этот мир сумел бы вполне обойтись без нас. Но кто-то же нас поместил сюда и сейчас… Зачем кто-то нас поместил сюда и сейчас?..»

Режиссером-постановщиком спектакля стал хореограф Олег Глушков. И самое главное, что отличает его работу, это, пожалуй, простота языка, на котором он говорит со зрителем. Невольно задумываешься даже, это каким же чувством юмора и самоиронии нужно обладать по жизни, чтобы так ярко и легко говорить на такие сложные и тяжелые темы – смерть, гробы, повешенные…

Но как бы там ни было настоящим адом оказывается жизнь без любви: «Жить без любви – вот настоящий ад. День прожит. Зачем?» – слышим мы со сцены. Здесь и карикатура на жадность, и корысть, и бездействие госслужащих, которые живут по принципу «не надо суетиться». «Будьте в покое, и все само найдется, а если не найдется, то и не надо», – говорит полицейский Констебль Монтгомери (Алексей Колубков, Вениамин Краснянский).

Стоит также отметить общее оформление спектакля. Тут проработано все до мельчайших деталей: не только декорации и костюмы, образы героев и оркестра, грима и света, но и программка сделана в виде надгробия, что уже задает определенное настроение зрителю. Удивительная картинка постановки невольно напоминает старое кино и знакомых многим персонажей. Кстати, не случайно из имени на афише исчезла одна буква «Д». Как говорится, все персонажи выдуманы, а совпадения случайны. Или не очень случайны… Но реализма тут точно искать не стоит.

Черно-белые тона необыкновенно ярко смотрятся о сцены. Будто ты попадаешь в какой-то особый мир, где никогда не сможешь больше побывать, кроме как здесь – в Мастерской Петра Фоменко. Здесь персонажи ездят на велосипеде под проливным дождем, святой отец (Анатолий Горячев) ругается не хуже сапожника, покойник выкатывается из гроба, а дворецкий вместо убийства делится с «жертвой» фляжечкой виски, бывшие мужья вдовы Адамс оживают на стенах в картинах, ирландские танцы под шотландские виски, настоящий оркестр и еще много-много всего интересного. Но главным остается все же вопрос: какую мы сами играем роль – персонажа или ее сочинителя?..