В «Гоголь-центре» исчез велосипедист
Пока Кирилл Серебренников впервые после дела «Седьмой студии» выехал в Германию — готовить там свой новый спектакль, на малой сцене его родного «Гоголь-центра» — тоже премьера. И хотя Серебренников почти год, как не худрук, постановка, как мне показалось, вполне в его духе — и смешно, и страшно, и остросоциально. Действие происходит в учебнике математики. Все герои живут по строгим правилам этого учебника. По условию задачки из пункта А со скоростью четыре километра в час каждый день выходит пешеход. В это же время из пункта Б со скоростью девять километров в час выезжает велосипедист. Расстояние между двумя пунктами — около 50 километров. По идее, велосипедист и пешеход должны в какой-то момент встретиться в точке С. Но не в этот раз. Потому что велосипедист куда-то исчезает, оставив только сломанный велик и окровавленную перчатку. Молодой режиссер Филипп Гуревич решил поставить эту детективно-математическую пьесу в нуар-стилистике:
Филипп Гуревич режиссер «Мне кажется, что она так не очевидно, при этом довольно понятно говорит про наш мир, про какую-то системность, особенно у нас в стране. Мы все привыкли ходить из пункта А в пункт Б. Либо у нас нет желания вырваться куда-то за эти рамки, либо желание как-то извне гасится. Поэтому, мне кажется, эта пьеса необычайно как-то актуальна. Мне кажется еще, суперсерьезно про это говорить нельзя, поэтому это все происходит в жанре какого-то нуара — то есть иронии над жанром детективного нуара. Я много смотрел старого нуара: «Мальтийский сокол», «Неоновый демон» — тоже нуар — или «Китайский квартал» Полански. Я вдохновлялся кинематографом и пытался найти этому театральный какой-то масочный, гротесковый эквивалент в существовании актеров».
Вместо декораций — словно лист тетрадки в клеточку. Наравне с пешеходом, который внешне напоминает персонажа юмористических скетчей Антона Лапенко, главный герой этой истории — следователь. Каждый из второстепенных персонажей, которые живут в соседних задачках, по-своему трагикомичен. Сразу несколько гротесковых образов тут у актрисы Риты Крон: она и мать пропавшего велосипедиста, и диспетчер, и даже проститутка. Правда, непонятно, как эта героиня оказалась на страницах учебника. Но самая заметная — ее же женщина-мечта, продолжает Рита Крон:
Рита Крон актриса «Она возникает таким видением в голове следователя каждый раз, когда возникает какой-то переломный момент. И вот какая-то связь нерушимая такой тонкой нитью через весь спектакль — от самого начала до самого конца — этот персонаж проходит. Этих персонажей постоянно бросает в какие-то обстоятельства, где они вынуждены сделать какой-то выбор, чтобы разгадать загадку, чтобы решить свои проблемы какие-то внутренние, внешние. Такой жанр мне очень близок. Я окончила курс Гаркалина, ГИТИС, «эстрада» — и там все было такое острое, гротесковое. И после работы с Панковым тоже все было очень-очень близко к данному жанру. Так что мне было интересно и привычно».
В некоторых сценах Крон в мехах играет на аккордеоне. Эффектно. Вообще в спектакле много музыки. Известные зарубежные композиции изменили до неузнаваемости. В следующий раз математический детектив можно будет увидеть и услышать в «Гоголь-центре» в конце февраля.