Войти в почту

Слабакам тут не место: рецензия на «Трагедию Макбета» от автора «Большого Лебовски» и «Фарго»

14 января на Apple TV+ вышла «Трагедия Макбета» — основанная на бессмертной пьесе Шекспира новая драма Джоэла Коэна. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, какой получилась эта версия трагедии великого драматурга, и как фильм оказался в личном списке лучших проектов 2021 года Барака Обамы.

Слабакам тут не место: рецензия на «Трагедию Макбета» от автора «Большого Лебовски» и «Фарго»
© WMJ.ru
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»
«Трагедия Макбета»

Вышел второй сезон «Эйфории». Разбираемся, удалось ли продолжению превзойти оригинал

Ведьмы убеждают стареющего шотландского лорда Макбета в том, что ему суждено стать королем. Но путь к вожделенной власти омыт кровью всех, кто окажется на пути честолюбивого Макбета и его супруги. Предавая друзей и следуя советам жены, герой выбирает зло своим главным оружием и способом достижения цели.

За пьесу Шекспира в свое время кто только не брался — от Куросавы до Полански — хотя версия Коэна стилистически кажется ближе режиссеру другого измерения — Бергману. И дело не только в узнаваемых кадрах, а в том, как расставлены акценты, как звучат шепоты и крики.

С Бергманом «Трагедию Макбета» роднит и вполне намеренное желание Коэна привнести в фильм театральность: пространство в кадре минималистично, исполнено в строгой аскезе — этим декорациям позавидовал бы сам Канье Уэст (простите, Ye), главный ценитель простоты в стиле. Также в картине есть чисто театральная работа со светом — когда надо, героев лобовым приемом подсвечивают на фоне абсолютной тьмы, выводя в центр сцены, а когда потребуется — уводят за пределы светового поля.

При этих световых уловках цвета в кадре нет — Коэн отказывает своей истории в ярких красках, деля мир внутри кадра исключительно на черное и белое. Это особенно контрастирует с относительно недавним «Макбетом» Джастина Курзеля, в котором от видеоряда пестрило в глазах.

Но отсутствие света не означает скуку — на протяжении всех двух часов экранного времени в кадре не останавливается игра теней, превращая действие в захватывающую баталию второго плана. За все это визуальное великолепие фильма отвечает постоянный оператор Коэнов Брюно Дельбоннель — настоящий художник и гений работы с изображением.

В актерских рядах тоже сплошь великие имена, собрание лучших британских актеров своего времени — от звезд «Гарри Поттера» (кстати, шестой фильм франшизы как раз снял Дельбоннель) до главных театральных звезд туманного Альбиона. Хотя центральные роли шотландской знати Коэн подчеркнуто доверил американским актерам: Дензелу Вашингтону и Фрэнсис МакДорманд.

У обоих по несколько «Оскаров» и еще с десяток номинаций. Это артисты того ранга и масштаба, которым веришь безоговорочно, и конечно же, их супруги Макбет получаются идеальными властителями-тиранами с большим объемом внутри. Несмотря на минимализм, перекочевавший в манеру игры артистов, в их героях прослеживается сложный внутренний путь от добра к злу. Поэтому в картине так много крупных планов — Коэну интересно проследить не внешнее, но внутреннее движение супругов, увидеть, какие механизмы запускаются и ломаются внутри них.

«Трагедия Макбета» наследует линию недавних «Легенды о Зеленом рыцаре» и «Последней дуэли». И пусть эти картины выпускались в прокат, но очевидно, что подобные истории в наше время скорее могут выходить только при поддержке мощных онлайн-платформ. Не зря Ридли Скотт, постановщик «Дуэли», сетовал на аудиторию из-за низких кассовых сборов ленты — хотя художественно она сделана великолепно, но массово заманить зрителя в кинотеатры не смогла.

Какой окажется реакция публики на «Трагедию Макбета» — загадка. Критики наградили фильм исключительно высокими оценками, а бывший президент США Барак Обама даже включил его в свой личный список лучших релизов 2021 года.

Как бы там ни было, но Джоэл Коэн создал интересную и самобытную трактовку бессмертной трагедии Шекспира, в которой проблемы власти, оголтелой жестокости и предательства актуальны даже спустя почти 400 лет. Времена, пейзажи и герои меняется, но мир с его страстями остается прежним.

Ведь, как писал Шекспир: «Жизнь — это только тень, комедиант, паясничавший полчаса на сцене и тут же позабытый; это повесть, которую пересказал дурак: в ней много шума и ярости, нет лишь смысла».

Фото:Пресс-служба Apple TV+

Видео:Пресс-служба Apple TV+