«8 миллиардов человек умерли. Пандемия погубила цивилизацию»

На портале More.tv завершилась премьера американского сериала «Станция 11», снятого по мотивам одноименного романа Эмили Сент-Джон Мандел. Канадская писательница, родившаяся в 1979-м, опубликовала свой роман, созданный в жанре постапокалиптической фантастики, в 2014-м.

«8 миллиардов человек умерли. Пандемия погубила цивилизацию»
© Русская Планета

8 лет назад человечество, пусть и пережившее свиной и птичий грипп, с иронией смотрело на возможность наступления конца света в результате пандемии. Мы верили в потенциал современной медицины, готовой пришить оторванную голову к плечам. Мы знали, что в мире есть отличные противовирусные препараты и антибиотики. И были твердо уверены, что волнения по поводу всех видов гриппа — происки «акул фармацевтики».

Тем ужаснее смотреть сегодня «Станцию 11»

Нежный и, одновременно, страшный сериал, где конец света незримо начинается буквально в антракте спектакля, в ходе которого умер актер. Мизерны шансы и тех, кто успел получить «слив» от умирающей медсестры из «красной зоны», закупить продукты на весь лимит кредитной карточки в магазине и навсегда запереться в 4-х стенах, заклеив скотчем все щели.

Спойлер: продукты рано или поздно кончатся, а заклеенные щели не спасут от мародеров.

Действие разворачивается в 2020-м и 2040-м годах

История существования человечества надежно забыта. Даже летоисчисление ведется, начиная с первого года пандемии. Ветшающий аэропорт превращен в музей цивилизации — место, где «постпандемы» — люди, родившиеся после начала пандемии, таращатся на электролампочки, как на 8-е чудо света, а «предпандемы», тоскующие по прежним временам, берут в плен труппу уцелевших бродячих артистов. Лицедеи запрягат лошадей во внедорожники и сохраняют погасшие смартфоны «до лучших времен». А вдруг наступят?

Берут их в заложники, чтобы не забыть: «Кто же такой Шекспир?».

В сериале человечество, платившее миллиарды футболистам и копейки вирусологом, усеяло своими трупами планету. Уцелели единицы, сумевшие приспособиться, извернуться в предлагаемых обстоятельствах такой жестокой и такой невероятной реальности.

В ней «счастливчики» думают не о том, где взять чистую маску, а о том, как научиться метать ножи, чтобы в отсутствие патронов завалить оленя, содрать с него шкуру и напитать слабеющий организм белком. Или изобразить из себя акушера, когда нужен кров над головой и перед тобой добрый десяток рожениц, ждущих врача. А сам ты «ни разу не врач».

Страшно? Еще как страшно, в особенности, когда вирусологи совершенно искренне говорят: «Мы не знаем, что нас ждет за штаммом «Омикрон»!».

Долгожданный переход коронавируса в эндемическую фазу, которого ждет все человечество? Или что-то похожее на сюжет сериала «Станция 11». До ренессанса былой цивилизации даже в финале фильма еще сотни и сотни лет.

«Омикрон» пока никуда не ушел. И каких «свершений» от него ждать? Возьмем день сегодняшний.

29 230 новых случаев заражения. Рекорд с начала 2022 года. Плюс 2051 эпизод. Заболеваемость снова растет, как на дрожжах. 686 погибших. Минимум с 5 июля 2021 года. Всего с начала пандемии (по данным оперштаба — 321 320 человек). Это небольшой город (по численности населения). Как российский Череповец.

Человечество пока не унывает, и даже изыскивает пути наращивания мобильности в условиях закрытых границ. Турция теперь интересна гражданам РФ не только, как страна-курорт с обжираловкой «all inclusive». Турки оказались более лояльны по отношению к интересам россиян, чем российское правительство, препятствующее доступу иностранных вакцин на отечественный рынок.

В Стамбул можно приехать, чтобы привиться вакцинами Pfizer/BionTech и Sinovac. И колесить по всему Евросоюзу, предъявляя цифровой или распечатанный сертификат, полученный в Турции.

Но от статистики заболеваемости в ЕС и за океаном лихорадит даже без температуры. В США больше миллиона заболевших. В Европе – опять-таки, ежедневный рост.

Что же происходит на Западе, где локдауны (местами) были посерьезнее наших — «доморощенных»?

Кто-то говорит, что цифра в 1 млн заболевших в США самую малость преувеличена, потому что были праздники. Данный показатель является результатом «накопленного итога». Другое мнение: «Статистика занижена!».

Праздники – на то и праздники, чтобы не сидеть в поликлиниках, даже если на термометре 39 по Цельсию. Можно принимать в расчет ту американскую статистическую цифру, которая была предъявлена на следующий день (800 тысяч), что делает миллионную отметку, все же, не очень далекой от истины.

Уникальность американской ситуации в том, что в Европу «Омикрон» пришел на спаде заболеваемости штаммом «Дельта», а в США он пришел на подъеме, поэтому мнение американских ученых очень интересно. Вытесняет ли «Омикрон» «Дельту»? Многие делают осторожные предположения, что да. Другие говорят, что вовсе нет, и, дескать, любые восторги неуместны.

«Дельта» «гнездится» в легких. «Омикрон» — в носоглотке.

Рассчитывать на вытеснение не приходится, потому что вирусы практически не пересекаются и могут вполне «мирно» сосуществовать. Верить, что «Дельта» полностью исчезнет, а на смену ей придет тотальный «Омикрон», который мы будем преодолевать, как обычный грипп, очень уж опрометчиво.

Вирусологи, конечно, «наговорили» на эту тему немало. А делать-то что? Прививаться чаще или реже?

Может, не прививаться вообще, вспоминая, что Никита Сергеевич Михалков в своем бесподобном «Бесогоне» упреждал человечество о грядущей вакцинной «чипизации» (и сам вприпрыжку «чипировался»)?

Если соотнести мнения различных специалистов, похоже, что «будем играть в догонялки» с пандемией. Примерно месяц назад нам было обещано, что через три месяца в мире появятся вакцины с «поправкой» на Омикрон-штамм SARS-CoV-2 (напомним, его идентифицировали в ноябре 2021, то есть, даже обещания сроков разработки вакцин появляются с задержкой в месяц).

Накинем еще месяц. К апрелю человечество получит модифицированные вакцины. И будет жутко радоваться, что нас, в хорошем смысле слова, пронесло.

Вакцины от «Дельты» защищают от «Омикрона»? Да. Всегда ли? Нет. Ученые свидетельствуют, что лишь на «свежих прививках» и на «высоких титрах».

А какие они у нас там? Высокие? Низкие? Узнавать надо там, где есть высокий риск, посидев в очереди, «обогатить» организм и «Дельтой», и «Омикроном», и еще парочкой неизвестных науке штаммов коронавируса.

О новом штамме, кстати, уже говорят, отмечая эпизоды заболеваний еще не озаглавленной заразой во Франции и других странах. К апрелю новые штаммы, будьте спокойны, появятся. И мы будем ждать мая, чтобы получить обещания новой вакцины. И сентября-октября, когда предложат новую версию прививки.

До появления панкоронавирусной (универсальной) вакцины, которую сегодня обещают миру американские военные, нам придется продираться к победе над заразой «короткими перебежками», надеясь на то, что эволюция вируса будет благоприятной (если не для отдельных индивидуумов, то хотя бы для человечества в целом).

Все будет хорошо. Или нет. Но тогда все будет очень плохо. Например, как в сериале «Станция 11», герои которого пробивались через заросли нео-джунглей, отбиваясь от людоедов и шепча, словно мантру:

«Я помню потерю… и побег… и долгий дрейф в чужой галактике».

Такая себе, знаете ли, история, если примерять ее на себя.