Пианист Александр Гиндин: "Чем раньше поймешь, что классика — это здорово, тем больше тебе останется"
Заслуженный артист России — о возрождении статуса конкурса им. Чайковского и полухалтурных концертах
Новым гостем "Музыкальной гостиной" Светланы Черных стал один из лучших российских пианистов с мировым именем Александр Гиндин. Музыкант представил в Татарской филармонии программу "От Лунной сонаты до Лунного света". Подробности — в репортаже "Реального времени".
"Как человека воспитаешь, так он и будет потом жить"
Хозяйка музыкального салона, руководитель отдела работы со зрителем, музыковед Светлана Черных призналась: "Это концерт моей мечты!" Вместе в финале концерта в четыре руки музыканты исполнили даже "Вальс" Дмитрия Шостаковича. Программу готовила Черных, а Александр Гиндин отметил, что в нее вошли самые лучшие хиты классической музыки:
— Мне очень нравится эта программа: Скарлатти и Моцарт, Лист и Григ, Чайковский и Дебюсси. Во-первых, неважно, на кого она ориентирована. Она собрана из лучших и любимых миллионами пьес, которые созданы в истории музыки. Второе: у всего в этом мире есть свое начало, без которого потом нет потока. Я тоже когда-то пришел на свой первый концерт в стены филармонии, лет семь мне было. Так вот, когда человек приходит на классический концерт впервые, это очень большой праздник. Не важно, в каком возрасте это происходит, но нам надо стремиться к тому, чтобы это случилось как можно раньше, потому что жизни наша, к сожалению, лимитирована. Чем раньше ты поймешь, что это для тебя здорово, тем больше тебе потом останется. Так что я всегда горячо поддерживаю и активно участвую в молодежных и детских мероприятиях. Как человека воспитаешь, так он и будет потом жить.
Кроме того, пианист убежден, что такие программы нужно делать на очень высоком уровне. "Не секрет, что часто детские концерты, новогодние елки приравниваются к полухалтурным историям, которые артисты делают для "галочки", зачисленного трудодня. Я считаю, что это подло, потому что для многих в зале это первое соприкосновение с высоким искусством". В этом отношении Гиндин благодарен Татарской филармонии и "экстрапрофессиональному уровню программ". Пусть отдача такой работы видна не сразу, но она обязательно будет, жанр музыкально-литературного концерта — очень востребованный инструмент, считает он.
"Ни один агент не поддержит так, как государство"
Несколько лет Александр Гиндин преподавал в Московской консерватории. "Пианистов много, но только навскидку я могу назвать 50 профессий, где они могут найти себе применение. Кроме того, занятия на фортепиано в детстве прекрасно "протаптывают" в мозгу нейронные связи, "тропинки". Человека, который занимался на инструменте, видно сразу: он раз в пять сообразительнее своих сверстников. Что касается преподавания, то я не прекратил этот вид деятельности, просто ушел с должности из консерватории. Мне гораздо ближе мастер-классы", — уверен он.
Сам пианист считает, что достаточно поздно начал заниматься фортепиано — в восемь лет. "По нынешним меркам это пиши пропало", — шутит он. Однако это не помешало Александру Гиндину в 13 лет стать самым юным победителем Московского городского конкурса пианистов, а в 17 лет — лауреатом Х Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Позже он был удостоен II премии Международного конкурса имени королевы Елизаветы, а в 2007 году выиграл Кливлендский международный конкурс пианистов.
— Да, было время, когда конкурс имени Чайковского вызывал бурную реакцию в музыкальном мире. Но тогда на дворе какие времена стояли? Я победил в 1994 году, это говорит само за себя. Сейчас страсти вокруг конкурса утихли, он вновь начал выполнять свою функцию. То есть стал максимально государственным. А кто может поддержать талант, как не само государство? Ни у одного агента или импресарио таких возможностей нет, — говорит музыкант.
"Сидя у себя в кабинете в Лондоне, успеха не добьешься"
Александр Гиндин не раз бывал с концертами в Казани: в филармонии, БКЗ. Ему доводилось выступать с Альбиной Шагимуратовой, Фуатом Мансуровым, а пару лет назад с оркестром "Новая музыка" Анны Гулишамбаровой. На его счету сотрудничество с Владимиром Спиваковым, Борисов Березовским, Хиблой Герзмава и многими другими.
— Хибла — очень хорошая певица, прежде всего. Она чудесный, очень общительный человечек, теплый и душевный, с ней весело и комфортно иметь дело. Что мне в ней нравится особенно — она точный музыкант. Не только певица с очень красивым, Богом данным голосом, она технически точна, стилистически и технически. Не такое "красивое облако", как это часто у певцов бывает, а четкий профессионал.
Он уверен, что ковидные времена навсегда изменили музыкальный мир, ушла глобализация.
— Те крупные музыкальные агентства, существовавшие последние 10 лет, "лопнули". Если раньше они могли выстраивать карьеру музыканта по всему миру, то теперь творческая жизнь состоит из множества маленьких карьер в разных странах. Сидя у себя в кабинете в Лондоне, успеха и славы не добьешься: так много событий происходит в разных точках планеты, что нужно успевать. Исполнительский бизнес ведь очень молодой еще — ему лет 200 всего. Да, сто лет назад исполнителей было значительно меньше, так исполнительство было недоразвито. Теперь же рынок переразвит, исполнителей сегодня стало больше, чем, например, во времена Прокофьева и Рахманинова. Но ведь их имена прошли сквозь сито времени. Из тысячи мы помним именно их. Хотя, к слову, Прокофьев прославился больше благодаря своей музыке. Так и сегодня: пианистов миллионы, но через много лет мы запомним примерно пять имен. Так и должно быть.
МакситоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим Платонов