Войти в почту

Вечная любовь Тамары Гвердцители: как звезда потеряла надежду на личное счастье и какие талисманы помогают ей выходить на сцену?

18 января исполняется 60 лет советской, грузинской и российской эстрадной певице, композитору и пианистке, народной артистке России и Грузинской ССР Тамаре Гвердцители.

Вечная любовь Тамары Гвердцители: как звезда потеряла надежду на личное счастье и какие талисманы помогают ей выходить на сцену?
© Мир24

Ее завораживающее контральто пленяет слушателей с первых нот, а глубина ее образа, естественность и индивидуальность актрисы искренне восхищают. В честь юбилея выдающейся певицы рассказываем о ее жизни, творчестве, а также о том, почему она не осталась ни во Франции, ни в США и для чего привозит новый веер из каждой гастрольной поездки, а все свои сценические костюмы хранит дома, не расставаясь с ними.

«У меня был особенный, серебряный с металлом голосок»

Будущая звезда сцены родилась 18 января 1962 года в Тбилиси. Ее отец Михаил Гвердцители работал ученым-кибернетиком и происходил из древнего княжеского рода Хидирбегашвили. Мать Инна Кофман – правнучка раввина одесской хоральной синагоги. Ее родители – одесские евреи – спасаясь от нацистов, перебрались в Грузию во время войны. Когда Инна Кофман выросла, то осталась в Тбилиси, окончила филологический факультет и преподавала русский язык и литературу в школе.

О своих родителях Тамара Гвердцители вспоминала: «Мой папа из аристократической грузинской семьи, и было вызовом обществу, что он влюбился в еврейскую девушку – мою маму». Однако родители жили очень дружно. Через год после Тамары в семье родился сын Павлик, и мама с большим усердием занималась образованием детей и развитием их талантов. Сын стал кибернетиком, как отец. А в дочке рано раскрылся музыкальный талант.

В одном из своих интервью Тамара Гвердцители рассказывала:

«Я запела уже в 11 месяцев. Все смеялись: «Вот, мол, певица!». В Грузии все поют, но у меня был особенный, серебряный с металлом голосок. Говорят, друзья родителей – музыканты – очень серьезно вслушивались. А в три года я уже сама подбирала мелодии. Мое первое выступление в качестве солистки хора состоялось в англоязычном детском саду. У меня до сих пор дома хранится голубое капроновое платье с кружавчиками, сшитое мне мамой специально для этого выступления. Потом были съемки детской телевизионной программы, для которой специально отбирали выдающихся детей по всем грузинским детсадам. Мне было тогда три года».

А в пять лет Тамрико (так звали певицу в семье) сдала экзамен в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. Она не только всерьез училась музыке, но и посещала английскую спецшколу. Это при том, что в семье все свободно говорили на смеси грузинского и русского, а одесские бабушка и дедушка привносил в это смешение языков еще и идиш. Тамара Гвердцители вспоминала: «Застольные песни у нас тоже были перемешаны – и греческие, и армянские, и еврейские, и грузинские, не говоря уже о кухне. На столе всегда были и маца, и сациви, хотя больше всего я люблю фрукты».

Когда будущей певице было 9 лет, она вошла в самый первый «золотой» состав вокально-инструментального ансамбля «Мзиури», который в 70-х годах прошлого века приобрел невероятную популярность в России и за рубежом. Девочки-исполнительницы не только пели, но и играли – на гитаре, саксофоне, ударных инструментах. С этим ансамблем юная певица объездила полмира и приобрела богатый сценический опыт.

Тысяча огней и грохот бомбежки

Когда встал вопрос о том, какую профессию выбрать, Тамара хотела поступить в театральный вуз. Но мама ее отговорила: стоило ли оканчивать такую серьезную музыкальную школу, чтобы бросить потом занятия музыкой? И Тамрико поступила в Тбилисскую консерваторию. Она училась по классу фортепиано и композиции, и еще умудрилась одновременно окончить специальный колледж по вокалу. При этом девушка уже с третьего курса стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио Грузии.

«До сих пор задаю себе вопрос: почему я не осталась в классической музыке? – говорила певица. – Наверное, это судьба. Сейчас я пою на грузинском, русском, украинском, иврите, французском, английском, итальянском и испанском. Из этих восьми языков шесть я понимаю, на четырех – свободно разговариваю». По окончании консерватории она была уже известной певицей, представляла СССР на международных конкурсах и много гастролировала по всему миру.

Когда в 1979 году началась война в Афганистане, Гвердцители стала давать благотворительные концерты там. Однажды во время такого концерта в Кабуле началась бомбежка, и в зале неожиданно погас свет. Певица рассказывала:

«Было очень страшно, но я продолжала петь. Тут кто-то из мужчин поднял вверх горящую зажигалку, а вслед за ним в разных местах взметнулись тысячи огней. Люди слушали меня, забывая ужасы войны». То выступление и благодарность слушателей надолго запомнились певице.

В 1982 году Гвердцители записала свой первый мини-альбом под лаконичным названием «Дебют. Тамара Гвердцители». В него вошли ее исполнительские шлягеры, в том числе песни, с которыми она победила на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей в Днепропетровске, на фестивале «Красная гвоздика» в Сочи и в музыкальном конкурсе «Дрезден-шлягер».

50 вееров в память о первой любви

Первые романтические отношения возникли у юной звезды во времена учебы в консерватории. Это был короткий и целомудренный роман: в Мадриде, где она побывала в составе советской делегации, в девушку влюбился 19-летний сын хозяина гостиницы по имени Хорхе.

Юноша пылко ухаживал за Тамрико, и в знак любви подарил ей веер, который певица хранит до сих пор. В память о той романтической истории Тамара Гвердцители непременно привозит из разных стран мира веера. «Наш мир стал слишком эмансипированным, – говорит певица. – А веер – романтичная и женственная вещь. Мне очень нравится». Сейчас в ее коллекции более пятидесяти изысканных вееров со всех концов света.

В 1984 году 22-летняя Тамара Гвердцители вышла замуж за режиссера Георгия Кахабришвили, который позже занял пост заместителя председателя Гостелерадио Грузии. Он был на 15 лет старше невесты и казался родителям певицы перспективным зятем.

Их бракосочетание произошло в день открытия нового Дворца бракосочетаний, это казалось молодым людям добрым знаком. На церемонии их бракосочетания даже оказалась премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, которая в то время приехала с официальным визитом в Тбилиси. Грузинские чиновники решили показать Тэтчер новый ЗАГС и выбрали для этого момент бракосочетания Гвердцители и Кахабришвили. В результате о свадьбе звездной пары сообщили все грузинские СМИ.

В 1986 году у певицы и режиссера родился сын Сандро Кахабришвили. Однако скоро оказалось, что свои супружеские роли оба представляют себе совершенно по-разному. Муж хотел, чтобы Тамара Гвердцители посвятила себя семье и стала бы украшением их семейного союза, не претендуя на серьезную сценическую карьеру. А его самого увлекла политическая деятельность, и семья отошла на второй план.

Актриса же не мыслила себя без сцены и не готова была оставить ее. Тем более что ее карьера складывалась очень хорошо. У нее уже был плотный график выступлений по всему СССР. В 1988 году на музыкальном фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии артистка получила первое место за композицию «Посвящение Эдит Пиаф».

В 1991 году после распада Советского Союза в Грузии стало неспокойно, Тамара с сыном уехали в Москву. Георгий же остался в Тбилиси. Поэтому не удивительно, что в 1995 году супруги развелись.

«Париж! Запомни это имя!»

Но в Москве певица тоже не задержалась: в этот период она оказалась очень востребована за рубежом. Ее творчеством заинтересовался легендарный французский композитор и певец Мишель Легран. Через своего агента он связался с Гвердцители и предложил ей приехать в Париж. После нескольких совместных репетиций маэстро предложил ей контракт, о котором молодая певица не могла и мечтать. Когда состоялся ее первый концерт в парижской «Олимпии», Легран, представляя трехтысячному залу Тамару Гвердцители, сказал: «Париж! Запомни это имя!». В дальнейшем они работали, выступали вместе и дружили долгие годы. Певица очень тепло отзывалась о Мишеле Легране.

До начала 2000-х артистка основную часть времени проводила за рубежом. Она пела в Канаде, выступала с оркестром на сцене легендарного «Ассембли-холл» в Нью-Йорке, провела в США тур по нескольким городам и в конце концов даже перебралась жить туда, забрав с собой сына, а чуть позже и маму. «В Нью-Йорке много родственников со стороны мамы, поэтому мне там было хорошо, – говорила позже актриса. – А сыну Америка особенно дорога. Все-таки основные годы становления он провел там, вырос среди американцев».

К периоду жизни в США относится одна из самых грустных страниц в ее личной жизни. Дело в том, что там она обрела наконец личное счастье. Ее избранником стал адвокат Дмитрий Бреслав. Еще в ранней юности он эмигрировал в США из Баку и уже 20 лет жил в Бостоне, где успел построить хорошую карьеру.

Тамара Гвердцители вспоминает эти отношения, как всепоглощающую любовь, особенную связь. Дмитрий очень поддерживал Тамару в ее творчестве, был рад за нее и никогда не предлагал ей выбирать между работой и семьей. Он готов был даже пожертвовать своей собственной карьерой и переехать за Тамарой в Москву, если потребуется.

Влюбленные прожили вместе три года, планировали пожениться. Они хотели ребенка, но контракты не позволяли актрисе бросить сцену. Продюсер Борис Краснов, с которым Тамара работала в то время, сказал ей: «Ты не можешь так поступить с собой, как с артисткой. Не можешь променять судьбу артистки на бабье счастье».

А потом все кончилось в один момент: возлюбленный Тамары Гвердцители внезапно умер от сердечного приступа. В этот момент сама актриса выступала в Майами. Долгие годы потом она не могла исполнять песню «Я искала тебя повсюду», которую пела в тот вечер, еще не зная, что любимого больше нет.

«На сцену я выхожу только с левой стороны»

После такого удара убитая горем актриса не смогла остаться в США, где все напоминало ей о любимом. В 2001 году вместе с подросшим сыном она вернулась в Москву. К тому времени Александру Гвердцители было уже 15 лет. После пяти лет, проведенных в США, он свободно говорил по-английски. Получив аттестат, юноша поступил в лондонский Университет искусств на факультет «Масс-медиа и культура». Сейчас он занимается наукой: пишет труды по истории, а также выступает с лекциями на русском и английском языках.

Сама же актриса, вернувшись в Москву, поселилась на в центре столицы, где живет и сейчас. У нее роскошные апартаменты: Тамара с большой любовью обставляла этот дом и очень его любит. Она попыталась найти утешение в работе. А через несколько лет даже предприняла еще одну попытку найти семейное счастье, выйдя замуж за кардиохирурга Сергея Амбатьело. Тот буквально спас актрису, когда ее здоровье пошатнулось. Однако в официальном браке пара прожила всего три года, а потом распалась из-за постоянных приступов ревности супруга. Больше Тамара Гвердцители не предпринимала попыток найти личное счастье, сосредоточившись лишь на своем творчестве

Сейчас на счету актрисы несколько студийных альбомов с песнями на разных языках. В 2016 году певица выступила на международном фестивале «Спасская башня», где исполнила на церемонии закрытия композицию «Вечная любовь» в дуэте с французской певицей Мирей Матье.

Тамара Гвердцители не ограничивается эстрадным репертуаром. Так, с 2004 года она была занята в спектакле Театра Российской армии «Человек из Ламанчи» в роли Альдонсы-Дульсинеи. А также с 2018 года выступает на сцене московской «Геликон-оперы» с монооперой Франсиса Пуленка «Человеческий голос». Этот спектакль Гвердцители посвятила Мишелю Леграну, легендарные песни которого звучат во второй части программы.

Среди телевизионных проектов, в которых участвует певица, важное место занимает «Голос 60+», наставником которого Тамара Гвердцители является с 2018 года. Она была в восторге, когда ее подопечная – 91-летняя петербурженка и блокадница Дина Юдина – стала победительницей шоу.

В этом году исполняется 35 лет творческой деятельности Тамары Гвердцители. Интересно, что певица суеверна: она по всему миру возит свои талисманы и строго соблюдает маленькие правила, которые помогают ей успешно выступить. В интервью она рассказывала:

«На сцену я выхожу только с левой стороны и всегда вожу с собой на гастроли несколько талисманов и амулетов, подаренных мне родственниками и друзьями, – чем добрее и ближе тебе человек, тем талисман сильнее. Самый любимый из них – безымянная кукла, подаренная мне родителями в канун моего первого выступления с ансамблем «Мзиури».

Певица также не расстается со своими сценическими костюмами. В ее квартире они занимают целую комнату и уже начинают теснить саму хозяйку: «Мне приходится ютиться, зато мои костюмы размещаются вольготно, – говорит Тамара. – И ничего не поделаешь. Кринолины не сложишь в чемоданчик и не засунешь на антресоль. Они должны свободно висеть на вешалке». Певица и думать не хочет о том, чтобы расстаться с частью костюмов: у них особая энергетика и с ними столько связано! Это все равно, что расстаться с частью себя самой.