Российская остросоциальная драма «Продукты 24» вошла в программу Берлинале. Это полнометражный дебют 34-летнего режиссера Михаила Бородина. Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в Москве в 2012 году. Тогда в московском районе Гольяново освободили женщин, которые многие годы жили и работали в рабских условиях в одном из продуктовых магазинов.
Роли в фильме исполняют представители Центральной Азии, большей частью непрофессиональные актеры. Съемки проходили в российской столице и в Узбекистане. Сам Бородин, кстати, родился в небольшом городке под Ташкентом. Business FM поговорила с режиссером Михаилом Бородиным о его картине:
— Там на самом деле совокупность проблем, это антиколониальный взгляд, взгляд на положение мигрантов как в России или Центральной Азии. Мы старались, я не знаю, получилось ли это, сделать картину, которая говорила бы о людях, о которых в нашем кино очень редко говорят.
— На каком этапе сейчас «дело гольяновских рабов», есть внимание правоохранителей к этой истории?
— Если брать российских правоохранителей, понимания никакого, ни одного дела не заведено, восемь или девять раз подавали заявления, и каждый раз отказывали по тем или иным причинам, что нет состава преступления и так далее. Подали иск в Европейский суд по правам человека, и буквально перед Новым годом мы получили такую новость, что ЕСПЧ начал рассматривать это дело. Само рассмотрение — это уже важный этап.
— Правда, что в фильме снимались реальные фигуранты этой истории?
— Да, снималась женщина, она очень сильный человек, борется до сих пор, и она нам помогает, мы с ней на связи постоянно. У нее небольшой эпизод, мне было важно, чтобы она тоже осталась в этой картине.
Лента «Продукты 24» попала в программу «Панорама». Это не основной конкурс Берлинского киносмотра. В любом случае продюсер фильма Артем Васильев считает, что это тот редкий случай, когда обнародование драмы может влиять на судьбы людей. С учетом того, что картина на болезненную тему, тут важнее не призы и программы, а сам факт показа на таком остросоциальном фестивале, как Берлинале, отмечает Артем Васильев:
— Он, мне кажется, кроме острой социальности еще приобретает радикальные художественные интересы в связи с тем, что уже несколько лет новая команда работает над составлением команды. Мне кажется, к политической радикальности или социальности прибавился еще во многом интерес к новым формам.
— «Панорама» — это особенная программа?
— Она известна тем, что наиболее зрительская с точки зрения интереса к ней аудитории фестиваля. Она еще известна тем, что там всегда большое количество дебютов. К сожалению, пока все ожидания от Берлинале связаны с организационными антиковидными новостями. Мы до сих пор не уверены, что сможем там оказаться в силу того, что там очень радикально меняются условия, ужесточаются и в силу непризнания «Спутника V», и сложности с однофазными европейскими вакцинами. Фестиваль будет менее масштабным, чем обычно.
Берлинале на этот раз пройдет в середине февраля в усеченном формате: вместо традиционных десяти дней всего шесть. Показы с 50-процентной рассадкой.
Режиссер «Мальчика русского» Александр Золотухин снял новый фильм «Брат во всем». Как и в случае дебюта его премьера пройдет в рамках программы Encounters на Берлинале. Это история непростого расставания двух братьев-близнецов, которые своей сильной привязанностью мешают друг другу добиться мечты — стать военными летчиками.
В 2021 году фестиваль проходил в онлайн-формате только для жюри и критиков. Тогда главную награду — «Золотого медведя» — получил нашумевший румынский фильм «Неудачный секс, или Сумасшедшее порно» о слитом в Сеть домашнем видео учительницы истории. Российский Минкульт разрешил прокат этой картины, но без ряда сцен и с другим названием.