Умер легендарный фотограф Стив Шапиро. Он снимал звезд XX века и показывал события, перевернувшие историю
Культовый американский фотограф Стив Шапиро был автором множества знаковых фотографий главных людей XX столетия. Его карьера началась в 1961 году, во времена золотого века фотожурналистики, а снимки публиковались в таких популярных журналах, как Life, Time, Newsweek, Vanity Fair, Sports Illustrated. Работы Шапиро не только наглядно демонстрировали ключевые моменты современной американской истории: от движения за гражданские права до жизни культовых персон Голливуда, которые в его объективе превращались из икон в обычных людей со своими слабостями и причудами. Его снимки также позволяли обычному зрителю заглянуть в те места, которые всегда были скрыты от его глаз, — на съемочные площадки будущих киношедевров. 15 января знаменитый фотограф умер в Чикаго в возрасте 87 лет. Лучшие снимки Стива Шапиро — в галерее «Ленты.ру».
Марш Мартина Лютера Кинга
В марте 1965 года Шапиро, работавший в то время для журнала Life, увековечил на фотографии известный марш активиста Мартина Лютера Кинга от Сельмы до Монтгомери, который стал частью массового движения за избирательные права чернокожих американцев. Протест способствовал тому, что в том же году в США приняли новый Закон об избирательных правах, что стало одним из самых главных успехов движения за гражданские права чернокожих.
«Когда я просматривал снимки, я заметил, что доктор Кинг смотрел на толпу с предчувствием», — вспоминал Шапиро. «Ему угрожали убийством, и я думаю, он чувствовал, что это может произойти в любой момент», — рассказывал фотограф.
Протест против расовой сегрегации
На марше в Сельме фотограф запечатлел еще одного активиста. Молодой парень лег на землю с американским флагом в руках в знак протеста против расовой сегрегации. «Это было невероятное время для фотожурналистов, потому что было больше эмоционального потока — возможности создавать больше эмоциональных снимков, которые захватывали дух», — комментировал Шапиро работы тех времен.
Надежда на новый день
В конце 60-х Стив Шапиро сопровождал кандидата в президенты США Роберта Кеннеди, брата Джона Кеннеди. «Когда Роберт Фрэнсис Кеннеди путешествовал по всей Америке во время своей президентской кампании, было удивительно наблюдать за тем, как толпы людей собирались, чтобы увидеть его и выразить любовь и уважение. Это были не только молодые либералы, там были пожилые люди, чернокожие и белые», — рассказывал фотограф.
По словам Шапиро, к Кеннеди тянулись сотни людей, чтобы пожать ему руку или просто прикоснуться к нему. «Привело ли их туда лишь имя Кеннеди? Или они чувствовали, что он принес с собой надежду на новый день?» — задавался вопросами Шапиро.
Бессменная героиня светской хроники
В апреле 1962 года Стив Шапиро запечатлел Жаклин Кеннеди, супругу 35-го президента США Джона Кеннеди, которая была одной из самых влиятельных женщин своего времени и бессменной героиней светской хроники. На фотографии первая леди слушает речи супруга и шаха Ирана Мохаммеда Резу Пехлеви, который вместе с женой, императрицей Фарах Пехлеви, прибыл в США.
«Некоторые фотографии в какой-то степени историчны. Я фотографировал Джеки Кеннеди, которая наблюдала за мероприятием в Вашингтоне вместо того, чтобы смотреть в камеру и улыбаться. Она почти никогда не смотрела в объективы фотографов. И назревал один единственный вопрос: "О чем она думает?" И в этом есть жизнь», — описывал Шапиро снимки первой леди.
Выиграть должен был он
В 1963 году Шапиро сфотографировал для журнала Sport Illustrated легендарного боксера Мохаммеда Али, одного из самых титулованных и узнаваемых мировых спортсменов. Тогда Кассиус Клей (настоящее имя Мохаммеда Али) был на пике своей популярности и только завоевал «Золотые перчатки». Для того чтобы сделать снимки спортсмена, Шапиро приехал в дом его родителей в Луисвилле, штат Кентукки. Вместе с Али они сыграли в монополию, фрагмент игры попал на легендарный снимок.
«Али не хотел, чтобы я проигрывал игру, потому что в случае моего проигрыша все мои оставшиеся деньги и имущество возвращались в банк. Он продолжал одалживать мне деньги, чтобы в конце игры он, а не банк, забирал все на доске. Выигрывать должен был он», — описал Шапиро отношение спортсмена к игре. По словам фотографа, Мохаммед Али был большим фанатом монополии и везде носил ее с собой в поиске тех, кто согласился бы с ним сыграть.
Легенда мирового спорта
В том же году Шапиро сделал еще один культовый снимок Мохаммеда Али. На фотографии боксер демонстрирует свои мышцы детям из Луисвилля. Тогда легенда мирового спорта стал боксером года по версии журнала The Ring, а уже через год завоевал звание чемпиона мира. «Он любил проводить время с местными детьми. Они любили его, а он любил их», — отмечал Шапиро.
Собственный взгляд
Еще одна яркая работа Стива Шапиро — снимок студентов Оксфордского университета, сделанный летом 1964 года. Сам Шапиро фотографии в университете не обучался. Его первым наставником стал известный военный фоторепортер Уильям Юджин Смит, который также много лет работал в журнале Life. Благодаря Смиту Шапиро получил технические навыки и по-настоящему заинтересовался документалистикой. По словам фотографа, именно Смит научил его отражать в работах собственный взгляд и собственное видение мира.
Большинство снимков «Крестного отца» — результат работы Шапиро
В 1970-х фокус внимания Шапиро переключился на кинематограф: он занялся работой на съемочных площадках кинокартин, многие из которых впоследствии становились культовыми. В 1971 году Шапиро работал на съемках легендарной трилогии Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». Знаменитый снимок, на котором Коппола беседует с актером Марлоном Брандо, по сей день остается одной из самых знаменитых работ фотографа. Изначально на съемках «Крестного отца» работал студийный фотограф, однако культовыми оказались именно работы Шапиро.
«Все актеры очень друг другу нравились, они приводили друзей на съемки, даже на площадку в Сицилии. Вне камер все мгновенно возвращались в привычное состояние: были расслаблены, дурачились и шутили друг над другом», — описывал Шапиро атмосферу на съемочной площадке «Крестного отца». «Когда я впервые вошел в комнату Брандо, он показал мне язык», — отмечал фотограф.
Оставался таким, каким был его персонаж
В 1975 году Шапиро фотографировал съемки фильма Мартина Скорсезе «Таксист». В кадре режиссер сидит на заднем сиденье в машине с Робертом Де Ниро. По словам Шапиро, чтобы вжиться в роль, актер месяц провел за рулем такси в Нью-Йорке. «Дело в том, что Роберт настолько сильно вживался в свои образы, что даже при выключенной камере, когда все вокруг позволяли себе расслабиться и быть собой, он и внешне, и внутренне оставался таким, каким был его персонаж», — рассказывал Шапиро.
Абсолютная откровенность
Еще одной легендарной работой Шапиро стал снимок известного американского художника и режиссера Энди Уорхола и его музы, иконы середины 60-х, — актрисы Эди Седжвик. Без них в те годы не обходилось практически ни одно светское мероприятие, а за их отношениями следила вся Америка. В зените славы Уорхол и Седжвик снимались в десятках фотосессий. Снимок Шапиро, сделанный в 1965 году, был одной из его любимых работ. «Эта фотография Энди и Эди — один из лучших снимков. Она абсолютно откровенна», — говорил фотограф.
Повис в воздухе
В 1974 году в объектив Стива Шапиро попали актер Дастин Хоффман и режиссер Боб Фосс, которые вместе работали над фильмом «Ленни». На снимке Хоффман повис в воздухе рядом с Фоссом. «Это было сплошное удовольствие, Дастин Хоффман — один из самых веселых людей на свете, постоянно смеялся и дурачился. Мы все были в отеле, и тут он ни с того ни с сего решил совершить этот прыжок мимо Боба Фосса. Эта фотография вообще очень хорошо характеризует Дастина как человека», — высказывался фотограф об актере.
По-настоящему талантливый человек
Еще одна известная работа Шапиро — снимок бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта на фоне его картины «Замок в Пиренеях», сделанный фотографом в 1965 году для журнала Life. Основная идея фотографии была в том, чтобы рассказать историю о художнике, которому снится сон об огромной парящей в воздухе скале с замком на вершине.
«Когда перед тобой по-настоящему талантливый человек, съемка превращается в коллаборацию. И мы с Рене вместо того, чтобы фотографировать его у стены, решили сделать серию с использованием его же картин», — вспоминал Шапиро.
Прибывший на планету пришелец
В 1975 году на съемках фильма «Человек, который упал на Землю» Стив Шапиро фотографировал британскую рок-звезду Дэвида Боуи, который исполнил в картине главную роль. Он сыграл прибывшего на планету пришельца, образ которого впоследствии закрепился за музыкантом. Впервые Шапиро и Боуи встретились на уникальной частной двенадцатичасовой фотосессии в Лос-Анджелесе в 1974 году. Тогда Дэвид Боуи хотел отойти от своего вымышленного персонажа — «марсианина» Зигги Стардаста.
«Чуть ли не каждый раз, когда он надевал новый костюм, он вдруг задумывался и просил дать ему еще минуту, а потом пропадал минут на двадцать и возвращался в совершенно другом костюме. А мы ведь не сделали ни одного кадра с предыдущим! У него, конечно, потрясающее воображение, талант создавать разных персонажей», — описал Шапиро творческий процесс с музыкантом.
Отражение в творчестве
В том же году Шапиро сфотографировал Дэвида Боуи с книгой о Бастере Китоне, американском комедийном актере и легенде немого кино. Образы, которые создавал Китон, находили своеобразное отражение в творчестве Боуи. «Когда Дэвид узнал, что я фотографировал Бастера Китона, одного из его кумиров, мы тут же стали друзьями», — делился Шапиро.
С жемчужной сережкой
Еще одним фрагментом портрета эпохи 60-х, который создавал своими снимками Шапиро, стала фотография американской певицы и актрисы Барбры Стрейзанд с жемчужной серьгой. Снимок был сделан в 1967 году в Лос-Анджелесе. В 2016 году Шапиро совместно с еще одним легендарным фотографом Лоуренсом Шиллером и самой Барброй Стрейзанд выпустили в свет арт-книгу о ней. В издание вошли редкие кадры кинодивы, в основу которых легли первые пять лет жизни певицы в Голливуде.
Культовый статус снимков
В 1974 году фотограф работал с американской певицей Тиной Тернер. Шапиро сделал снимок Тернер и ее мужа Айка Тернера на фоне их собственных портретов. На первый взгляд, фотография кажется обычной, однако со временем и эта работа Шапиро получила негласный статус культовой. «Я часто даже не понимаю, почему фотография становится культовой. Со взрывом в воздухе дирижабля "Гинденбург" все очевидно. Но иногда это простой портрет, который затрагивает струны нашего сердца. Затем мы видим, как он воспроизводится снова и снова и приобретает этот культовый статус», — высказывался Шапиро.