Войти в почту

Фестивальный экстаз в "Зарядье": 150-летие Александра Скрябина

По предложению Бориса Березовского на всех площадках фестиваля выступают ученики и студенты МССМШ им. Гнесиных, победившие в конкурсном прослушивании на лучшее исполнение музыки Скрябина. Евгений Ключников, студент II курса класса преподавателя Е.А. Стародубцева, открыл концерт, сыграв три этюда и поэму "К пламени" Скрябина. Затем прозвучала основная программа концерта. Все сочинения объединяла пленительная красота музыки композитора, романтическая и юношеская порывистость образов. Евгений Ключников. Могучий облик Бориса Березовского не был препятствием его утонченному звукоизвлечению пианистических рулад фортепианного концерта. Туше пианиста выказало многообразие прикосновений, от мягкой прозрачности до крупной аккордовой плотности в кульминациях. "Поэма экстаза" – визитная карточка композитора. Мастерское исполнение оркестром этой дивной музыки невероятно усиливало ее красоту. Макро- и микрофразеровки, длинные и короткие разнонаправленные волны усиления и ослабления звучности, взлеты и падения динамики, которыми управлял дирижер Валерий Гергиев, выявили типичную зыбкость, трепетность, мерцание скрябинской фактруры и привели к лучезарному финалу. Вечерний концерт гостей из Санкт-Петербурга включил произведения европейских композиторов рубежа XIX-XX веков - яркой эпохи взлета музыкального искусства, важной частью которого было самобытное творчество Скрябина. Вступление к опере "Парсифаль" Вагнера, симфоническая поэма "Жизнь героя" Рихарда Штрауса, симфонические эскизы "Море" Дебюсси были выбраны Валерием Гергиевым в качестве символов и квинтэссенций различных музыкальных стилей переходного времени смены столетий. Борис Березовский, Валерий Гергиев, Лоренц Настурика-Гершовичи. Грядущий XX век требовал от всех творцов-композиторов новых выразительных средств. Все находились в поиске новейшего музыкального языка. Велись жаркие споры о путях развития музыкального искусства. Такова была музыкальная Европа на тот момент. В России современники Скрябина разделились на два враждебных лагеря, его приверженцев и поклонников Сергея Рахманинова. Говорили так: "Скряби – нов, Рахма – ни нов". Скрябин впервые предложил синтез звука, цвета и света в своих партитурах. На следующий день для воскресного утренника Маэстро Гергиев предложил московской публике грандиозный Фортепианный концерт № 2 си-бемоль мажор Иоганнеса Брамса. Солировать с мариинцами на сцену вышел не менее грандиозный пианист Денис Мацуев. Пятичастное полотно Пятой симфонии до-диез минор Густава Малера завершило цикл московских концертов питерцев. В одиннадцать утра прекрасное соло валторны раздалось над утренним "Зарядьем", предвосхитив ответную реплику вступившего рояля. Хотя первая часть фортепианного концерта прозвучала слишком форсированно в исполнении Дениса Мацуева, успокоившись и найдя необходимый баланс внутри себя во второй части, в третьей и четвертой частях пианист продемонстрировал настоящее проникновение в стилистику Брамса. Симфоничность развернутой партитуры, вобравшей в себя пронзительную лирику, скерцозность, гимничность и масштаб общечеловеческих идей, транслировалась солистом через его великолепный пианизм. Импульсивный артистизм и харизматичный темперамент Мацуева умножался на дирижерскую волю Маэстро Гергиева, генерируя в энной степени мощь эмоционального подъема слушателей. Денис Мацуев, Валерий Гергиев. К слову сказать, публика в одиннадцать утра собралась очень правильная – истинные ценители, знатоки и меломаны, случайных не было. Ни одного хлопка между частями произведений, заинтересованное внимание, предельная отдача зала радовали пониманием происходящего. Пятая симфония Малера, одно из лучших сочинений мировой музыкальной литературы, популярная и любимая у исполнителей и слушателей, обладательница божественного Адажиетто, привела в неподдельный экстаз зал воскресного "Зарядья". Всемогущество и лидерская власть музыкантского мышления Валерия Гергиева, единство коллективной и индивидуальной сценической идентификации оркестровых групп и отдельных солистов-инструменталистов возвели махину гениальной Пятой симфонии Малера, родившейся на изломе XIX-XX веков. В идеале, зрители, посетившие все три программы уикенда Третьего международного московского фестиваля "Зарядье" под художественным руководством Валерия Гергиева, при желании смогли выстроить сложную картину музыкальной эпохи, которая влияла на собственный творческий поиск Александра Скрябина. Возможно, в этом была идея Валерия Гергиева в музыкальном приношении дани уважения гению-композитору. И, безусловно, в очередной раз все смогли убедиться в размахе самого дирижера. Авторы-титаны, прозвучавшие в концертах, масштабные музыканты, пианисты-солисты Борис Березовский и Денис Мацуев были достойными компаньонами Маэстро на сцене московского концертного зала "Зарядье". Сценическая подача произведений всех программ, исполненных Симфоническим оркестром Мариинского театра под мастерский жест Валерия Гергиева, была глубоко наполненной внутренне и предельно выразительной внешне.

Фестивальный экстаз в "Зарядье": 150-летие Александра Скрябина
© Ревизор.ru