Как мы слушаем музыку и почему это похоже на секс?

Что больше всего доставляет человеку удовольствие? Можно выделить три универсальных источника: еда, секс и музыка. Могут ли они заменять друг друга? В чем еще схожи прослушивание музыки и занятия сексом? Этими вопросами задался Майкл Спитцерис, профессор музыки Ливерпульского университета в Великобритании. Мы сделали перевод его эссе, в котором автор рассказывает об эволюции музыки и ее эмоциональном, психическом и физическом переживании.

.disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; } .marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Музыка и оргазмы

Может ли музыка довести до оргазма? И да, и нет. Ответ на этот вопрос лежит в истории эволюции музыки, но начнем с оргазмов. Послушайте песню Уитни Хьюстон «Я всегда буду любить тебя» из фильма «Телохранитель». Она начинает петь тихо, с придыханием, в низком регистре, с неуверенными вздохами между словами. Певица растягивает слова, что характерно для госпел-музыки, и тем самым усиливает эмоцию неуверенности. Все это идет к кульминационной строчке «И я всегда буду любить тебя». Затем она повторяет цикл снова, опускаясь вниз и поднимаясь к кульминации дважды. Каждая волна выше и увереннее, чем предыдущая.

Даже когда мы не поем, мы воображаем, что делаем это, точно так же мы отражаем позы и движения друг друга при разговоре. Причина кроется в зеркальных нейронах в нашем мозгу. Профессор психологии Франк Руссо утверждает, что прослушивание песен запускает «спонтанную внутреннюю двигательную симуляцию», связывая сенсорные и моторные области нашего мозга. Таким образом, мы чувствуем, будто поем сами.

Почему музыка вызывает ощущение, аналогичное сексуальной кульминации? Неврология называет эти физиологические эффекты фриссоном, или кожным оргазмом. Моторная система и система вознаграждения объединены в стриатуме — в подкорковых базальных ганглиях переднего мозга. Верхняя часть полосатого тела отвечает за действия. Нижний вентральный стриатум связан с наиболее эмоциональной частью мозга, называемой лимбической системой. Группа нейробиологов из Университета Макгилла в Монреале под руководством Роберта Заторре обнаружила прямую связь между этими областями и музыкальным «ознобом», связанную с выбросом дофамина.

Дофамин — нейромедиатор, вызывающий удовольствия, связанные с едой, сексом, а также с музыкой. С помощью позитронно-эмиссионной томографии лаборатория Заторре измерила, как дофамин высвобождается в мозгу восьмерых испытуемых, слушающих свои любимые произведения. Во время фазы предвкушения дофамин вливается в полосатое тело на спине. Когда наступает музыкальная кульминация, она вызывает эмоциональную реакцию в вентральном стриатуме. Поэтому слушатели испытывают такое же удовольствие от воображаемого «движения» к музыкальной цели, как и от ее достижения.

Кожный оргазм проявляется как озноб, мурашки по коже и пилоэрекция (когда волосы встают дыбом). Эти реакции похожи на ощущения во время секса или же при испытывании страха.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Музыка и крики животных

Музыка любви также имеет ту же форму, что и секс. Например, песня Уитни Хьюстон «I Will Always Love You» постепенно усиливается, приближаясь к экстатической развязке. Хьюстон не просто выражает любовь; эта песня имитирует акт любви в его медленном нарастании до оргазмической верхней ноты. Форма любви — усиливающиеся волны желания, которые откладывают кульминацию на длительный срок. То же самое можно услышать в опере Вагнера «Тристан и Изольда».

Возможно, связь между музыкой и сексом еще более фундаментальна. Чарльз Дарвин считал, что музыка возникла в результате полового отбора, а именно благодаря пению птиц. Самцы поют, чтобы привлечь самку. Многие виды собираются в хоры, чтобы петь вместе в брачный период. Это явление называется «теккинг», и его воплощением является синхронное чириканье самцов сверчков. Хотя половой отбор является конкурентным, сверчки щебечут вместе, чтобы вместе превзойти соперников. Токование также осуществляется стаями самцов горбатых китов, которые обычно поют весной, во время брачного периода. Сексуальное состязание, конечно же, не ограничивается звуковой битвой. Визуальная красота хвоста павлина выполняет ту же адаптивную функцию.

Есть ли здесь связь с происхождением человеческой музыки? Дарвин считал, что она возникла из брачных криков животных. По его мнению, музыкальная эволюция была процессом, посредством которого гоминиды постепенно совершенствовали и артикулировали страсти животных криков. В частности, мы разделяем с птицами, китами и нечеловеческими приматами базовый набор эмоций, таких как любовь, печаль, страх и гнев.

В своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» Дарвин утверждал, что эмоции выполняют адаптивные функции, которые помогают животным выживать во враждебной среде. Страх заставляет животное бежать; гнев побуждает его атаковать; любовь — эмоция привязанности; печаль — терапевтическая реакция на потерю. Будь то тропический лес, финансовый торговый зал или школьная площадка, эти эмоции выполняют одну и ту же работу. Животные и человеческие эмоции не просто похожи — они выполняют сопоставимые адаптивные функции.

Как эти идеи связывают музыку и секс? Некоторые сведения из зоологии противоречат теории Дарвина о том, что музыка возникает из брачных криков. Например, пение птиц может быть социальным, а не сексуальным.

Вернемся к песне Хьюстон «Я всегда буду любить тебя». Мы можем предположить, что ее эмоции вовсе не сексуальны. Воспроизводимые эффекты основаны на более общих принципах. Леонард Мейер, американский теоретик музыки, разгадавший загадку музыкальных эмоций в 1950-х годах, понял, что вся музыка основана на шаблонах, некоторые из которых даже психологически запрограммированы. Эмоции вызываются, когда привычный паттерн каким-то образом разрушается. Например, когда мелодия при повторе видоизменяется.

Музыкальная эмоция — это квинтэссенция удивления. Она возникает между предвкушением и кульминацией

Мы могли бы назвать воздействие музыки на нас кожным оргазмом, но это всего лишь эвфемизм для чего-то более фундаментального, чем сексуальное возбуждение. Музыкальное удовольствие вполне может быть одним из самых сильных переживаний, которые мы знаем, наряду с сексом, едой и наркотиками. Тем не менее мы видим в музыке духовную ценность.