Магия уже не та Существуют две точки зрения на современный кинематограф. Первая - консервативная: нынешние фильмы лишены той магии, которая была присуща классическим и послевоенным работам. И вторая - прогрессивная: кино трансформируется и при этом все еще удовлетворяет запросы массового зрителя. Открыл тематическую неделю киновед, главный научный сотрудник музея Эльдара Рязанова Олег Горяинов с лекцией "Способно ли кино побороть магию кино?". - Нужно сделать оговорку: никто и никогда (за редким исключением) не использует термин "магический эффект кино" как киноведческое понятие, на которое можно было бы опереться, - уточнил эксперт. - Это метафора. Под ней подразумеваются зрительские впечатления, мысли, чувства и эмоции, которые сложно выразить словами. По словам Горяинова, развитие искусства предполагает движение от странных и непонятных практик к рациональным и осознанным действиям. К примеру, литература становится более серьезной и продуманной, требующей от читателей умственного усилия при погружении в текст. Кинематограф выбрал другой путь. Есть мнение, что последние десятилетия идут инфантилизация и деградация зрителей и фильмов. Это обусловлено тем, что с конца 70-х годов наблюдается постепенный закат феномена Нового Голливуда. Классические интеллектуальные фильмы Скорсезе, Копполы, Олтмена, Хоппера, Фридкина вытесняются развлекательными. Начало этому положил выход в 1977-м шедевра Джорджа Лукаса "Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда". Эта космическая одиссея собрала в мире рекордные на тот момент 500 млн долларов. Теоретики и практики кино первой половины XX века Жан Эпштейн, Антонен Арто, Сергей Эйзенштейн возлагали на "важнейшее из искусств" большие надежды. Через "магию" и погружение в другую реальность кино должно было просвещать, усложнять, с научной точки зрения объяснять мир и менять мировоззрение зрителей. Однако, как заявил Горяинов, массовое кино не сможет изменить мир, "магия" перестала действовать, когда в искусство пришла коммерция. И даже авторские фильмы постепенно утрачивают "магическую практику". Увидеть суть Монтажер Глеб Ходин в лекции "Киноглаз. Операторская работа в кинематографе" рассказал, из каких пазлов состоит кино и почему современные зрители, постоянно окруженные экранами, редко замечают детали. - Кинематограф можно сравнить с оркестром, - сказал Ходин. - Если хочешь оценить всю симфонию, ты должен вслушаться в каждый отдельный инструмент. В кино мы обычно привыкли следить за сюжетом, актерами в кадре. Реже обращаем внимание на режиссерские находки. И лишь единицы интересуются работой гримеров, постановщиков, декораторов, каскадеров, графиков. Оператор помогает зрителю увидеть суть, заложенную в сценарии фильма, и композиционный замысел режиссера. Например, Мартин Скорсезе и Уэс Андерсон сняли большинство своих фильмов по правилу симметрии, а Стэнли Кубрик - по линейной перспективе. Талантливый оператор может внести свою лепту в процесс создания кино и дает возможность зрителю полностью погрузиться в то, что происходит на экране. Лектор вместе со слушателями заглянул в голову кинооператора, чтобы понять, как рождались приемы съемки и монтажа, помогающие нам верить и сопереживать происходящему на экране. Добросердечность и артхаус Одним из экспертов "Недели кино" стала Светлана Баскова, московский режиссер, сценарист, куратор и соосновательница института современного искусства "База". Артист-толк провел заведующий "Горький Центром" Рудольф Голубев. Баскова рассказала о художественных институциях, которые повлияли на ее творчество. Это Московский архитектурный институт, где, по ее словам, в процессе обучения можно было свободно выражать себя, и школа при столичном Союзе архитекторов. - В образовании важно, чтобы люди еще во время учебы в школе начинали знакомиться с искусством, а в вузе эти знания расширяли, - считает режиссер. - Хотя бы час в неделю молодым людям рассказывали об искусстве двадцатого века, и это бы дало ощутимый эффект. Искусство формирует не только мировоззрение, но и доброту, критическое мышление, понимание того, что у каждого человека своя жизнь и свои проблемы. Искусство воспитывает добросердечность. Взгляду через призму боли и трагизма Баскова научилась в глубинке. Образы духовности Русского Севера и одновременно бедности, неопрятности бабушкиного дома, "душности" деревни выработали в ней критическое отношение к подобным вещам. Первой серьезной работой режиссера стал фильм 1998 года "Кокки - бегущий доктор" (18+). Библейский мотив, фаустовская проблема поиска смысла жизни, акционизм - ведущие вопросы в этом артхаусном кино. Картина пронизана духом свободы, актеры импровизируют в действиях и репликах. Тема рабочего класса и его встроенности в систему проявляется в более поздних фильмах Басковой. Один из них - "За Маркса..." (16+) 2012 года. Зрители увидели его после артист-толка. - В этом фильме я нашла "героя нашего времени", - рассказала автор. - Кризис 2010-х, задержки и невыплаты зарплат, при этом чудовищные эксплуатации на заводах. Многие человеческие жизни трагически оборвались в это время. И героем тогда был тот, кто мог протестовать против такой системы, несмотря на все риски. Я узнала, что при некоторых заводах существуют независимые профсоюзы, которые борются за права рабочих. Мы со съемочной группой посетили Липецк и Калугу. Меня поразила отчаянность и смелость этих людей, которые находились под гнетом репрессий, угроз, гонений с работы, а в некоторых случаях даже уничтожения. Эта проблема нашла отражение в фильмах "Одно решение - сопротивление" (18+) и "За Маркса...". Актеры по разные стороны баррикад К завершению в галерее "Виктория" выставки "Музей революции" приурочили показ черно-белого фильма Питера Уоткинса "Коммуна" (16+), который длится 5 часов 45 минут. Это политическое кино, документальная драма о событиях в Париже в 1871 году. Парижская коммуна - отдельная от остальной Франции республика, существовавшая всего два месяца. Это была власть без капитала и многопартийности, государство было заказчиком у самого себя. Коммуна дала первый опыт профсоюзов, женских клубов и безрелигиозного образования. Фильм снят в экспериментальной манере. К работе привлекли более двухсот непрофессиональных актеров. У них не было сценария - все диалоги и поступки сымпровизированы. Роли разделены на пролетариат и буржуазию, которые сталкиваются в политических и социальных взглядах. - Телекомпании установили правило, что документальное кино должно длиться не более часа, - отметил куратор проекта Сергей Баландин. - По их мнению, больше зритель не выдержит с психологической точки зрения. Питер Уоткинс нарушает все каноны документального кино, критикует его классические формы и снимает почти шесть часов. В результате в 2000 году, когда вышла "Коммуна", разгорелся скандал с телекомпаниями. Ее сначала показывали только ночью, а затем и вовсе сняли с эфира. Официального перевода фильма нет до сих пор. Сейчас его показывают на фестивалях и в музеях как важную веху киноискусства. Азия в Голливуде Последнюю лекцию "От маргиналов к визионерам: история американо-азиатского кино" прочитал переводчик и куратор кинопрограмм Михаил Захаров. Он предложил слушателям проследить за тем, как представители этого кинематографа использовали полный метр, анимацию и сериалы, чтобы говорить на пересечении таких тем, как расизм, культурная и трудовая миграция, мизогиния. Первый американо-азиатский фильм сняла Мэрион Вонг. От картины "Проклятья Куон Гвон" 1916 года сохранилась лишь малая часть. Вонг выступила в роли режиссера, сценариста, оператора, актрисы. В своей картине она поднимала вопросы потомков китайских эмигрантов в Америке. Первой добившейся известности голливудской актрисой китайского происхождения стала Анна Мэй Вонг. После фильма "Багдадский вор" (1924, 12+) ее стали приглашать знаменитые режиссеры. Сейчас американо-азиатское кино стремительно набирает популярность. Пример тому - нашумевший южнокорейский сериал "Игра в кальмара" (18+). Захаров рассказал, какие картины стали ключевыми в этом направлении кинематографа и почему оно тяготеет к жанрам боевика, ромкома и мелодрамы. Поднятые в ходе лекции вопросы он раскрыл на примере знаковых картин - от новаторского нуара Сэмюэла Фуллера "Кровавое кимоно" до гоночного боевика Джастина Лина "Форсаж", от активистского документального кино Артура Донга и Кристин Чой до хулиганских стендапов Маргарет Чо и Боуэна Янга.