Режиссеры нового десятилетия. Часть 2: французские комедии
В первой части мы писали о постановщиках, специализирующихся на фильмах ужасов. Во второй сосредоточимся на другом уважаемом в России (под)жанре: французских комедиях. Наша подборка для тех, кто устал по третьему кругу пересматривать фильмы с Пьером Ришаром и Луи де Фюнесом. Принцип отбора всё тот же: первый полный метр автора не "старше" десяти лет. Николя Бедос Николя Бедос. Фотография Николя Бедоса могла бы стать иллюстрацией к энциклопедической статье "Популярность". Его биография включает практически все, что положено знаменитостям: рождение в семье артиста (Ги Бедос, отец Николя, был известным актером-комиком); раннее появление на телевидении, радио и в театре; проблемы с наркотиками (в 20 лет Бедос, по его словам, был близок к суициду); романы со звездами (Пом Клементьефф, например). И, к сожалению, бесконечные скандалы: бытовой антисемитизм, мизогиния, вождение в нетрезвом виде, расизм, любовь к проституткам и так далее. Список заканчивается борьбой с медицинскими масками, и это ожидаемо. Впрочем, все это не отменяет вклад Бедоса в кинематограф. Его картины периода "нулевых" мало известны, их можно опустить. Он начинал как соавтор сценариев: вначале было "Право на лево" (2011), затем — "Любовь без пересадок" (2013). Одновременно Бедос завоевывал славу киноактера: в 2012-ом он появился в одноименной экранизации романа Фредерика Бегбедера "Любовь живет три года". Тогда же Бедос составил компанию Ромену Дюрису, известному ролями у Седрика Клапиша, в фильме "Любовь на кончиках пальцев". Режиссерский дебют Бедоса вышел в 2016 году. Картина "Он и Она" рассказывала о сорока пяти годах из жизни супругов Адельман. Ее отправной точкой стала смерть мистера Адельмана — своенравного, но талантливого писателя. Его муза и жена миссис Адельман взялась рассказать всю историю их любви журналисту, пришедшему к ней за интервью… Кадр из фильма "Он и она". Бедос писал сценарий к фильму вместе со своей женой Дорией Телье. Пара и сыграла Адельманов. Возможно, именно поэтому "химия" между актерами не ослабевала ни на секунду за два часа экранного времени. Сюжетные перипетии заставляли зрителя сопереживать Адельманам, занимания то Его, то Её сторону. К тому же в концовке был сюжетный твист в духе Шьямалана, что мелодрамам, прямо скажем, не свойственно. Второй полный метр Бедоса, "Прекрасная эпоха", вышел в 2019 году. Николя снова сам написал сценарий, а вот главную мужскую роль отдал Даниелю Отою, наиболее известному в России по триллеру "Набережная Орфевр, 36" (2004). Его герой — пожилой художник, брак которого трещит по швам. Чтобы как-то отвлечься, тот обратился в фирму, которая обещала воссоздать любой день из его жизни с помощью декораций и актеров. Герой выбрал дату знакомства со своей будущей женой… Как и в первый раз, в "Прекрасной эпохе" Бедосу удалось воссоздать флер "настоящей французской комедии". Здесь и трогательная история любви, и добрый, интеллигентный юмор, и красивая картинка, за которую снова отвечал Николя Больдюк. Фильм отметили одиннадцатью номинациями на "Сезар": свои статуэтки взяли Бедос (сценарий), Фанни Ардан (роль второго плана) и художники-постановщики. Кадр из фильма "Прекрасная эпоха". В 2020-ом Николя Бедос, заменив Мишеля Хазанавичуса (Оскар за "Артиста"), довольно неожиданно стал постановщиком третьей части франшизы об Агенте 117 (Жан Дюжарден) — очередной вариации на тему смешного Джеймса Бонда. Фильм вышел в прошлом году и особо никому не понравился. Сейчас Бедос работает над "Маскарадом", который должен выйти в наступившем году. О его сюжете пока ничего не известно. По слухам, в картине появятся Пьер Нинэ, Изабель Аджани и Франсуа Клозе. Филипп Лашо Филипп Лашо Филипп Лашо, в отличие от Николя Бедоса, начинал с нуля. Он попал в индустрию благодаря ныне закрытому каналу "Fun TV", куда отправил свои пробы на должность телеведущего. В "нулевые" годы Лашо продолжал развивать телевизионную карьеру, работая с Canal+ и постепенно двигаясь в сторону кинематографа. Первая "проба пера" для Лашо кончилась неудачей: в 2007-ом году он работал над пародией на "Титаник", но фильм так и не удалось доснять из-за судебных исков. Впервые на большом экране Лашо появился в 2010-ом, сыграв небольшую роль в комедии "Сердцеед" с Роменом Дюрисом. Затем стал соавтором сценария картины "Париж любой ценой" (2013), однако вскоре переключился на собственные проекты. В своих картинах, наследуя раннему Вуди Аллену и вторя нынешнему Дэнни Буну, Лашо сам исполняет главную роль, а также сам пишет сценарий и сам же режиссирует. Забавно, что в российском прокате пока ещё ни один фильм Лашо не вышел под оригинальным именем. Это важно понимать, ведь локализованные названия его картин могут показаться (и кажутся) дурацкими. Кадр из фильма "Superнянь". Первые работы режиссера — "Superнянь" (2014) и "Superнянь-2" (2015) — используют мокьюментари-стилистику в духе "Проекта X: Дорвались" (2012) и рассказывают о хорошем парне Фрэнке (Лашо), который пытается посидеть с ребенком (в первой части) и жениться на возлюбленной Соне (во второй). В обоих случаях Фрэнк попадает в разнообразные передряги, о которых остальные герои и зритель узнают из найденной пленки. В дилогии о Superняне также появляется теперь уже постоянный экранный партнер Лашо — Тарек Будали. Позже он будет звать Филиппа в свои комедийные проекты, например, в картину "Женись на мне, чувак" (2017), напоминающую "Чака и Ларри" (2007) с Адамом Сэндлером. Следующий фильм Лашо — "SuperАлиби" — вышел в 2017 году. С Superнянем его связали только российские локализаторы: здесь Лашо отказался от мокьюментари и рассказал совершенно другую историю. Грегори (Лашо) — профессионал конспирации. К нему обращаются мужья, скрывающие свои делишки от жен, и просят о помощи. Грегори выезжает к ним и наскоро придумывает историю, строит декорации, чтобы его клиентов не заподозрили благоверные, когда звонят супругам по видеосвязи. Все идет хорошо, пока Грегори не встречает девушку, больше всего ненавидящую ложь… Фильм "SuperАлиби". Последняя на данный момент картина Лашо "Плейбой под прикрытием" (2018) рассказывала историю Городского Охотника — частного детектива, который вынужден лететь на Мальту для расследования нового дела. Экранную партнершу Охотника, как и во всех фильмах Лашо, сыграла его девушка Элоди Фонтан, также снявшаяся в дилогии о "Безумной свадьбе" (2014, 2018). Сейчас Лашо закончил работу над новой комедией "Суперчел", которая по трейлеру чем-то напоминает "Пипца" (2010), "Зеленого шершня" (2011) и аналогичные картины про супергероев-самозванцев. Стиль Лашо — антитеза стилю Бедоса. Гэги здесь часто построены на табуированных темах, а комедия положений нередко прерывается обычной буффонадой. В общем, если не ждать тонких диалогов и сложных отсылок, можно от души насладиться юмором superкомедий Лашо. Целый ряд "других" Подобрать одно имя, которое по популярности могло бы встать рядом с Лашо и Бедосом, не получилось. Но есть несколько перспективных авторов, которые пока еще не столь на виду, но их громкие премьеры (мы надеемся) впереди. Мохамед Хамиди, режиссер франко-алжирского происхождения, часто ставит в центр комедий встречу французов с мигрантами, подчеркивая возможность их объединения. Пока единственная его картина, добравшаяся до российских стримингов — "Пока все хорошо" (2019). Главный герой в исполнении Жиля Леллуша ("Французский транзит", "Враг государства №1") вынужден переместить офис из Парижа в пригородный Ла-Курнев, заводской район-гетто, чтобы уйти от проблем с налоговой. Герой не доверяет мигрантам и смотрит на них свысока, пока не понимает, что они единственные, кто может ему помочь… Хотя картина может показаться сделанной "на повестку дня", Хамиди удалось насытить её добрым юмором, как стереотипным, так и разрушающим стереотипы. Оно и не удивительно: режиссер вырос в департаменте Сен-Сен-Дени, куда входит и Ла-Курнев, а потому о здешних жителях знает не понаслышке. Последняя картина Хамиди, "Королевы поля" (2019,) еще может добраться до России: главную роль здесь играет комедийная звезда Кад Мерад, наиболее знакомый отечественному зрителю по "Бобро поржаловать!" (2008) и "Хористам" (2004). Кадр из фильма "Пока все хорошо". Другой многообещающий автор комедий положения, Тристан Сегела, начинал с переделки на французский лад американских комедий "нулевых". Его дебют "Снова 16" (2013) во многом был калькой с "Папе снова 17" (2009), где главный герой-неудачник внезапно возвращался в годы своей юности и становился звездой школы (Зак Эфрон). Первую известность за пределами Франции Сегелу принес "Хороший доктор" (2019). Немолодой врач Мани, страдающий алкоголизмом, остался один на дежурстве в рождественскую ночь. На одном из вызовов он встретился с курьером Малеком. Внезапно у Мани защемило спину, и Малек был вынужден заменить его в неотложке… "Хорошего доктора" сложно назвать искрометной комедией, однако она может поднять настроение. Ремейк фильма уже делают в Италии. Фильм "Ничего себе каникулы". Наконец, новый взгляд на французскую романтическую комедию предлагает Патрик Кассир. Пока у режиссера всего один фильм, но следующий, по данным IMBD, уже на подходе. Его ромком "Ничего себе каникулы" (2018) отличало свободное обсуждение героями не только любви, но и секса, причем без скатывания в сортирный юмор. Бен и Марион познакомились в Тиндере и сразу решили провести отпуск совместно, а поскольку хотели в разные места, то выбрали географическую середину. Ею стал небогатый район Болгарии, где Бену и Марион предстоит выяснить, настоящая ли у них любовь… Фильм подходит любителям как мелодрам, так и "географического юмора" в духе "Евротура" (2004). В главных ролях заняты Джонатан Коэн и Камиль Шаму, появлявшиеся в комедиях Дэни Буна.