Юбиляры очень непохожи друг на друга. Они работают в разных сферах, но без каждого из них сегодняшний культурный пейзаж Курска был бы совсем иным, не таким интересным. Именно за это мы им и благодарны. Небольшие творческие портреты Мастеров написал наш колумнист Юрий Моргунов. Фанат музейного дела Ровно 50 лет назад Виктор Склярук пришёл работать в Курский областной краеведческий музей. И теперь в Курске, наверное, нет ни одного гуманитария, который бы не знал Виктора Исаевича, скромного, улыбающегося и крайне деликатного. – Он маниакальный собиратель древностей, тончайший исследователь исторических эпох, грамотнейший профессионал, который не перестаёт удивлять своими познаниями, – говорил о Викторе Скляруке замечательный курский краевед Владимир Степанов. Биография учёного проста и лишена внешних эффектных событий. Родился 26 января 1942 года в эвакуации в городе Ургенч (Узбекистан). Учился в курской школе № 25, работал слесарем, затем армия, исторический факультет Курского государственного пединститута. Преподавал в школе, в музей пришёл на должность экскурсовода, потом стал заведовать отделом истории досоветского периода. Вот, в общем-то и всё. Однако при этом: перестроил экспозицию отдела, организовал досоветские отделы музеев в Обояни, Тиму, Судже, Коренево, Кшени, создал выставки, запомнившиеся курянам: «Тысячелетие русской культуры», «Старинные керамика и фарфор», «Пушкин и его время», «Серафим Саровский – 250 лет». На выставке «Пушкин и его время» куряне увидели работы мастера Бреге, о котором поэт упоминал в «Евгении Онегине» и каретные часы XIX века. Каретные часы при нажатии кнопки отбивали время, и путник, в темноте не видящий циферблата, мог узнать, сколько осталось ехать до станции. Виктор Склярук умеет и рассказывать. Благо у него энциклопедические познания и азарт учёного. При этом он не чужд эмоций. На выставке икон, рассказывая группе студентов об экспонатах, Склярук как-то сказал: «А это икона Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель – это вам не пупсик какой-то!..» Виктор Исаевич собирает для музея коллекции монет, самоваров, керамической игрушки, печных изразцов. Он составил каталоги книг, написанных на кириллице, рукописных книг, икон и окладов икон. А вот один из примеров, как добывались экспонаты. В 1989 году курские историки начали публиковать статьи о манёврах царской армии под Курском в 1902 году. Но при этом никаких «иллюстраций» не было. Тогда Виктор Исаевич написал в Эрмитаж, и куряне получили копии фотоснимков 1902 года из альбома, подаренного курянами императору Николаю II. Казалось бы, что все просто, тем не менее, сделал это только Склярук. Из рассказа Виктор Исаевича посетителям музея: «Это часы фашиста, немецкого лётчика, которого сбили наши году в 43-м. И сняли часы. Часы у лётчика были на ноге. Потому что руки у него заняты штурвалом и приборами, ему время узнать, иначе как на колено глянуть, более сделать ничего невозможно. Такая вещь – очень редкая». Владимир Степанов писал о Скляруке: «Вспоминая, как не щедро оплачивался труд музейных работников в СССР и в последние десятилетия новой России, поражаюсь стоическому духу Виктора Исаевича. Не сбежал музейный работник на богатые хлеба, не стал таскать огромные тюки из Турции и Польши, а нёс тяжёлую ношу просветителя-историка. Да и около него образовался тесный круг краеведов-историков… Это они решили выпустить в свет каталог «Старые курские открытки». Этим чудесным изданием широко пользуется курская пресса, телевидение, коллекционеры». С 2002 года Виктор Исаевич – заслуженный работник культуры РФ, в 2003 году он стал лауреатом премии губернатора им. Гордеева, в 2017 был награжден памятным знаком «За Труды и Отечество». В декабре прошлого года курский учёный получил премию правительства России имени Луначарского – за значительный вклад в развитие российской культуры. За 50 лет работы в Курском краеведческом музее Склярук сам стал частью истории области. Дирижёр-звезда Сергей Поскурин по месту рождения – не курянин. Он родился в Старом Осколе, объездил едва ли не весь мир, трубач и профессор, работал в жюри международных конкурсов, записал более 20 компакт-дисков, опубликовал более 200 научных и методических работ, организатор международных Марьинских ассамблей, жил в Стокгольме, но переехал в Курск, где создал Губернаторский камерный оркестр. Проскурин – редкий для российской провинции пример академического музыканта, ставшего звездой. Его знают и узнают на улицах не только ценители классической музыки, но и простые куряне, не посещающие филармонические залы. 26 января ему исполнилось 65 лет. И лучше всего юбиляра характеризуют его же цитаты из интервью разных лет. – Так получилось, что я всё время жил в столицах: то в Дании, то в Австрии, то в Молдавии, но мне всегда хотелось жить в России. У меня была мечта выразить накопившееся в душе. Мне хотелось создать оркестр, чтобы я от начала до конца мог за него нести ответственность, свой коллектив, как своя семья. Моя мечта сбылась. Россия мой дом, и лучше, чем Россия, места для меня нигде нет. Я уверен, что наши люди – носители самостоятельно сформировавшейся цивилизации. Мы не Европа и не Азия. Когда мы сможем осознать, кто мы такие на самом деле, всё начнёт налаживаться. – Юг курской песни – это нечто другое, чем север. Я прослеживаю два больших разных направления. Во время татаро-монгольского ига большинство курян бежали в брянские леса. Почему? Потому что болота, конь не идёт в болото. И большая часть толковых людей, кто был связан с музыкой, с песнями, с хороводами, они бежали, это исторически учёные доказали, в Брянск и леса. И они вернулись, и эта музыка была сохранена. В то время, когда здесь 100 лет развивалось совершенно другое направление фольклора курского, вдруг куряне, которые вернулись со своими предками, внесли своё. Гетерофонная фактура звука, которая вернулась в то время, была интересна тем, что голоса накладывались, создавалось совершенное диссонансное звучание. Оно не подчинялось гармонии. – Я нашёл три сочинения, принадлежащие перу князя Барятинского. Это настоящие жемчужины музыкального архива! Я листал ноты с восторгом и волнением первооткрывателя. Разбирал оркестровые партии, читал записи музыкантов на полях нот, всматривался в почерк князя. Когда мы проводили первую нашу ассамблею в 2005 году, Русский камерный оркестр впервые исполнил найденную увертюру ре минор для симфонического оркестра. Что поражает меня больше всего? Высочайшая музыкальная образованность князя. По нашим меркам, это уровень консерватории. – Музыку нельзя играть по нотам. Между нот находится очень много чувств. Между строчек, между партитурными линейками находится очень много того, что хотел сказать композитор. И это надо прочитать. И это можно сделать совершенно по-разному. Одну и ту же музыку разные исполнители могут сыграть настолько по-разному, что её и узнать-то будет сложно. А дирижёр должен достаточно хорошо знать эпоху, из которой родилась эта музыка, какие переживания композитора, какие мысли были у него при её создании. Русские играют очень эмоционально. Европейские оркестры играют более точно, виртуозно. Я думаю, что наш оркестр отличается от других провинциальных оркестров тем, что мы играем по-европейски технично, но с русской энергией… Юрий МОРГУНОВ

Учёный и дирижёр
© Курская правда