Берлинский кинофестиваль: история и специфика
Современный неамериканский фестивальный мир сформирован и поддерживается Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), под эгидой которой проводится в общей сложности 52 кинофестиваля. Самые популярные и знакомые зрителю – 15 конкурсных фестивалей игрового кино, которые проходят в Каннах, Венеции, Локарно, Шанхае, Токио, Варшаве, Монреале, Москве и других городах, включая Берлин. Берлинский кинофестиваль — или, как его еще называют, Берлинале — проводится раньше всех: в середине февраля. Вместе с Каннским и Венецианским он образует триумвират наиболее известных и востребованных европейских фестивалей, являясь самым молодым из них: старейший фестиваль FIAPF в Венеции стартовал в 1934 году, Канны – в 1946-ом, Берлин — в 1951-ом. Берлинский фестиваль был организован странами-победительницами Второй мировой войны. Его основателем считают Оскара Мартая, американского комиссара, в задачи которого входило курирование немецкого послевоенного кинопроизводства. Первые Берлинале преследовали политическую цель — демонстрацию немцам американской культуры с подспудной мыслью о ее превосходстве. Так, самым первым фильмом, показанным в рамках Берлинского кинофестиваля, стала "Ребекка" (1940) Альфреда Хичкока. В 1956-ом году Берлинале была аккредитована FIAPF, и на смену немецкому судейству и общественному голосованию пришло интернациональное жюри, необходимое для официального фестиваля. Уже тогда оформилась политика фестиваля, которой он придерживается до сих пор. Во-первых, это внимание к интеллектуальному и артхаусному кино, часто снятому в традиционной манере. В разные годы главный приз кинофестиваля, Золотого медведя, забирали Ингмар Бергман ("Земляничная поляна" — приз в 1958), Микеланджело Антониони ("Ночь" — 1961), Жан-Люк Годар ("Альфавиль" — 1965), Пьер Паоло Пазолини ("Кентерберийские рассказы" — 1972), а также Роберт Олтмен, Роман Полански, Витторио де Сика и другие авторы "фильмов не для всех". Во-вторых, это интерес к острополитическому кинематографу. Так, в 1970-ом году из-за картины Михаэля Ферхёвена "О.K." (о вьетнамской войне) разгорелся такой скандал, что жюри пришлось подать в отставку и отказаться от выдачи наград. Впрочем, в этом Берлинале не изменяет себе и по сей день: в 2019-ом Золотого медведя взял фильм "Синонимы", в центре сюжета которого — отказ от еврейской идентичности, а в 2020-ом — картина "Здесь нет зла" про смертную казнь в Иране. Кадр из фильма «Синонимы» (2019) #3329366 (kinopoisk.ru) После конфликта вокруг "О.К." организаторы Берлинского кинофестиваля решили пересмотреть его устройство. Была создана новая секция — "Международный форум молодого кино", на котором рассматривались экспериментальные картины. В рамках форума в свое время состоялись показы восьмичасовой документалки "Тайга" (1992) Ульрике Оттингер и небезызвестного "Сатанинского танго" (1994) — семичасовой черно-белой драмы венгерского классика Беллы Тарра. Тогда же Берлинский фестиваль начал внимательнее следить за продукцией киностудий Восточного блока. В 1977-ом Золотой медведь достался Ларисе Шепитько и её драме "Восхождение". Во второй — и последний на данный момент — раз Золотой Медведь отправился к нам благодаря Глебу Панфилову. Его "Тема" взяла приз в 1987-ом. Лариса Шепитько (в центре) на вручении. Фото: yandex.net Сейчас Берлинале — крупнейший фестиваль в Европе, продажи билетов здесь доходят до отметки в триста тысяч. Этому во многом способствуют проводимые в рамках фестиваля мероприятия "Европейского кинорынка" (EFM), который, наряду с кинорынками в Каннах и Америке, является одним из трех важнейших событий для людей из киноиндустрии. В 2020-ом году здесь было представлено свыше семисот фильмов, а 600 дистрибьюторов и продавцов работали с 1700 покупателями кинокартин. Глеб Панфилов с Золотым Медведем. Фото: vm.ru. На Берлинском кинофестивале вручается большое количество разнообразных наград. Их условно можно поделить на те, которые присуждает основное жюри, и те, которые присуждают иные лица и организации: "Международная ассоциация кинокритиков" (FIPRESCI), "Международная федерация кинотеатров" (CICAE), газета "Berliner Morgenpost" и другие. Важнейшими, впрочем, остаются именно медведи, вручаемые основным жюри: вышеупомянутый Золотой и несколько Серебряных. Серебряными медведями награждают за лучшую режиссуру, лучший сценарий, выдающиеся достижения, а также за главную и второплановую роль (в 2021-ом на Берлинале отказались от гендерного разделения) и за второй лучший фильм года (Гран-при Жюри). В копилке отечественных мастеров три Гран-при Жюри: призы забирали Александр Аскольдов ("Комиссар" — награжден в 1988), Кира Муратова ("Астенический синдром" — 1990) и Виктор Аристов ("Сатана" — 1991). Серебряного медведя за режиссуру получали Сергей Соловьев ("Сто дней после детства" — 1975) и Георгий Шенгелая ("Путешествия молодого композитора" — 1986). Актерских медведей (задолго до гендерно-нейтрального приза) получали Евгения Глушенко ("Влюблен по собственному желанию" — 1983) и Инна Чурикова ("Военно-полевой роман" — 1984), а также Анатолий Солоницын ("Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" — 1981), Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис (оба за "Как я провел этим летом" в 2011-ом). Наконец, еще трижды Золотой (да, здесь тоже золотой) медведь отправлялся в Россию благодаря конкурсу корометражного кино: в 1993-ем, 1996-ом и 1999-ом. Кадр из фильма «Как я провёл этим летом» (2010) #1231805 (kinopoisk.ru) Берлинский кинофестиваль уже объявил программу на 2022-ой год. В основном конкурсе состоятся премьеры новых фильмов Франсуа Озона ("Peter Von Kant"), Клер Дени ("Feu") и Ульриха Зайдля ("Rimini"). В секции Berlinale Special покажут свежие проекты Квентина Дюпье ("Incroyable mais vrai") и Дарио Ардженто ("Occhiali neri"). Мы же пристальнее всего будет следить за программой Encounters, куда вошла картина Александра Золотухина "Брат во всем".