Подвиг кинооператоров: как удалось запечатлеть ужасы осажденного Ленинграда
Во врем блокады Ленинграда мужество и героизм проявляли все – и военные, и гражданские. Но были люди, благодаря которым страницы этой страшной истории были «задокументированы». Это кинооператоры. Они каждый день снимали осажденный город и людей, передает корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.
Герой фильма – кинооператор Ансельм Богоров. Все 900 дней блокады он был вместе с Ленинградом.
«Как он говорил, его спасла кинокамера. Она давала ему стимул к жизни, он видел, наблюдал, и он знал, что надо это все зафиксировать, оставить в памяти», – поделился режиссер Валерий Пятинин.
«Плачьте, но снимайте» – такой наказ «солдатам» с кинокамерами дал известный режиссер Александр Довженко. В блокированном городе их оставалось не больше 30. Почти все – вчерашние студенты института киноинженеров. Документалистов мобилизовали и перевели на казарменное положение в декабре 1941-го. К этому времени несколько человек умерли. В основном от голода. Остальным помог легендарный кинохроникер Роман Кармен, который прилетел в осажденный город.
«Он обладал авторитетом, весом, он в Москве объяснял, что надо операторов подкармливать, и привозил специальные консервы, подкармливал своих коллег, и это в значительной степени просто многим спасло жизнь», – рассказал профессор СПбГУ, кинокритик Сергей Ильченко.
Чтобы защитить технику от налетов, прямо во дворе студии на Каменном острове вырыли траншеи и обшили их досками. Там хранили камеры, оптику, пленку. В феврале 1942-го те, кто пережил первую блокадную зиму, начали работу над фильмом «Ленинград в борьбе». В кинотеатрах столицы и осажденного города ленту показали уже в июне.
С подобными камерами шли в бой военкоры Великой Отечественной, в снаряженном состоянии весит четыре с половиной килограмма, как винтовка Мосина. Пока солдаты меняли патроны, операторы перезаряжали пленку, две бобины по 30 метров – всего две минуты записи.
Электрического питания у камеры КС нет. Пружинный механизм. Надо взводить вручную перед каждым «мотором». Чтобы зарядить пленку в аппарат и не засветить ее, действовать приходилось в полной темноте. В войну научились делать это прямо во время боя, на ощупь, внутри плотного мешка.
«Используя старые аппараты, которые были до появления камер ручной кинохроники, очень много не удалось просто снять. Оператор не смог бы быть в гуще событий, бежать вместе с солдатами, вырываться первым в окоп. Пока он ставил бы камеру на штатив, его бы уже убили», – рассказал кинооператор, коллекционер Роман Луговский.
Каждый четвертый военный оператор во время Великой Отечественной погиб, каждый второй был ранен. Оптика сверкала на солнце, выдавая человека с кинокамерой снайперам. Да и в погоне за лучшим кадром часто забывали про безопасность. Военные хроникеры признавались: не знали, как вести себя, когда видели раненых и отступающих красноармейцев, горящие советские машины, убитых горем людей. Не знали – снимать, бросаться на помощь или вступать в бой. Но в 1943-м все начальники киногрупп получили письмо из Москвы.
«Сейчас киноматериалы о зверствах и разрушениях немцев систематизируются и обрабатываются для Чрезвычайной государственной комиссии и по ее заданию. Снимайте зверства и разрушения немцев, самые ужасные, самые тяжелые, не приноравливаясь к требованиям эстетичности», – говорилось в письме.
Остров Сухо – один из ключевых объектов «Дороги жизни». Четверо операторов из блокированного Ленинграда приехали снимать быт моряков Ладожской флотилии, а оказались на линии огня.
Историк Баир Иринчеев восстановил этот эпизод войны, когда к нему попала рукопись морского офицера. А ведь накануне боя один из кинооператоров – Николай Долгов – получил выговор и даже был переведен в ассистенты за неточно выставленную экспозицию в сумерки.
Снятые военными кинооператорами кадры вошли в фильм-обвинение, который продемонстрировали на Нюрнбергском процессе. Ансельм Богоров дошел с камерой до Берлина. Ужасы осажденного Ленинграда, которые запечатлел он и три десятка его товарищей, увидел весь мир.