Почему не только мы, волгоградцы, что имеем – не храним, потерявши – плачем

Известие о том, что ушел из жизни любимый многими поколениями россиян и всех советских людей поистине народный артист Леонид Куравлёв, болью отозвалось сегодня во многих добрых сердцах. Он был представителем старой гвардии киноартистов, фильмы с участием которых составили золотой фонд отечественного кинематографа и до сих пор с неизменным интересом смотрятся и пересматриваются не только людьми старших поколений, но даже современной молодежью.

Почему не только мы, волгоградцы, что имеем – не храним, потерявши – плачем
© Волгоградская правда

Лично для меня Леонид Куравлев – это главным образом Афоня. И хотя у артиста около 250 сыгранных киноролей, больше всего люблю его в образе «профессора сантехники», как называл его в том же фильме герой Савелия Крамарова. Когда я вижу на экране Куравлева и того же Крамарова, невольно вспоминаю и Нонну Мордюкову, и Римму Маркову, и Вячеслава Тихонова, и Георгия Вицина, и Сергея Филиппова, и Раневскую, и некоторых других немеркнущих звезд нашего кино, которые оставили большой след на земле. Известно, что все они жили очень скромно, большинство из них доживали свой век в нищете и ушли в мир иной тихо, без аплодисментов, которые звучат сейчас на проводах в последний путь современных «звезд».

Намеренно взял слово звезды в кавычки, потому что не вижу среди нынешних завсегдатаев кино- и телеэкранов мастеров такого уровня, какими были артисты поколения Куравлева. Они никогда не участвовали ни в каких скандалах, не кичились своим богатством, которого не было, и не выклянчивали у государства каких-либо привилегий.

Невольно вспоминаются события двухлетней давности, когда один наш знаменитый певец, выписавшись из ковидной больницы, где его с большим трудом выходили и поставили на ноги столичные медики, обратился с заявлением лично к премьер-министру за матпомощью в связи с отменой его концертов из-за пандемии коронавируса. Мишустин тогда ему отказал. И правильно сделал! 

В 2020 году многие СМИ писали, что стриптизер Сергей Глушко (Тарзан), продюсер Иосиф Пригожин, певец Валерий Меладзе и юмористка Елена Воробей от имени корпоративного цеха сетовали на то, что шоубиз находится в глубоком финансовом кризисе, и требовали от властей признать их пострадавшими от последствий пандемии и оказать помощь. Мол, на жизнь не хватает, семьи бедствуют, персонал, музыкантов и техников содержать не на что. 

Популярный музыкальный критик Сергей Соседов тогда, помнится, распалялся в одном из телевизионных ток-шоу по поводу поведения представителей нашего шоу-бизнеса в сложный для всех россиян жизненный период: «Они же все, по сути, долларовые миллионеры, а некоторые – даже миллиардеры! Они потеряли всякую совесть! У них, видите ли, концерты отменились, они впали в нищету… А как же, спрашивается, жить простым людям на их скромные зарплаты и пенсии, которые не имеют бешеных гонораров и которые из-за пандемии потеряли работу?..»

Недавно по каналу ТВЦ показали фильм о жизни и творчестве гениального киноартиста прошлого Бориса Новикова – незабвенного Тараса Купи-продай из фильма «Тени исчезают в полдень». С удивлением узнал, что умер народный артист в полной нищете, и его жена несколько лет не могла захоронить урну с прахом мужа, потому что у нее не было денег на оплату места на кладбище и на памятник. Когда же об этом стало известно из газет, поклонники таланта народного артиста сбросились и за свой счет захоронили прах любимого ими Купи-продая на Даниловском кладбище столицы. И поставили достойный памятник…

Когда думаешь о бренности нашей жизни, невольно вспоминается популярная в нашем народе поговорка: что имеем – не храним, потерявши – плачем… Самый яркий пример – развал СССР, крах которого президент Путин недавно назвал величайшей катастрофой XX века. 

Вот уж действительно: что имеем – не храним…

Но только ли мы, бывшие советские люди, такие беспечные и неосмотрительные? Однажды еще молодой, но уже известный американский скрипач с мировым именем Джошуа Белл провел любопытный эксперимент над своими соотечественниками.

В вестибюле станции метро в Нью-Йорка он 45 минут играл на уникальной скрипке Страдивари, которую купил за 4 миллиона долларов и которая сейчас стоит уже 10 миллионов, но большинство людей проходило мимо, не обращая на него внимания. Остановились ненадолго и послушали его игру лишь 6 человек, еще 20, не останавливаясь, бросили ему деньги. Всего музыканту пожертвовали тогда 32 доллара… А за 2 дня до этого на его концерте в Бостоне был аншлаг, и билеты стоили в среднем 100 долларов.

По следам своего эксперимента музыкант заявил в интервью журналистке, что, если бы он провел такой же эксперимент в Москве, то внимания к его музыке прохожие в России, по его убеждению, проявили бы больше…

Возможно, он и прав… 

Только кажется, что таких чувств, как соучастие и сострадание, в нашем народе с его загадочной русской душой, сейчас, по сравнению с прошлыми временами, стало меньше. Зато стало больше озлобленности, жизненных проблем и забот.

Жизнь пролетает быстро, почти незаметно… И надо спешить делать добро… Об этом лишний раз напомнил сегодняшний уход из нее легендарного Леонида Куравлева…