Поезд жизни: в «Современнике» представили оперу о дворянском роде Юсуповых «Птица Феликс»
В «Современнике» довольно необычная для драматического театра премьера – опера «Птица Феликс». Спектакль о дворянском роде Юсуповых получился красивым и очень трогательным, но, чтобы понять, что происходит на сцене, желательно все же хоть немного знать историю. В основе постановки – пьеса Михаила Чевеги, музыку написал Александр Маноцков, автор идеи – Павел Каплевич, а режиссура – Олега Глушкова.
Акцент сделан на музыке и поэзии, а не на исторических фактах. Но «фантазии», воссозданные на сцене, столь же условны, сколь и оправданы. Оркестр постепенно опускается под сцену, и словно бы вся Русь предстает перед зрителем. Неровный, как и сама жизнь с ее ямами да ухабами, пол и несущийся в бесконечность поезд жизни… Сценография Олега Глушкова и Маши Левиной лаконична, но масштабна и многогранна. С одной стороны, все выглядит нарочито театрально и неправдоподобно, а с другой – напоминает нам о ненадежности всего в этом мире, как в одно мгновение вся жизнь может рассыпаться как карточный домик, и как много уловок у людей, и как мало честности и чести. О дворянском роде Юсуповых ходит немало легенд. Власть, роскошь, интриги – вот, что в первую очередь приходит на ум. Но революция вмиг уничтожила все сокровища и самих представителей рода.
Судьба Юсуповых – это парадокс, как и сама премьера «Птица Феликс». Это настоящий эксперимент, где драматические артисты прибегают больше к музыке и пластике, нежели к привычным диалогам.
Зритель видит несколько эпизодов из жизни рода Юсуповых, но не в исторической последовательности, а как бы фрагментарно, а также множество легенд. Уцелевшее наследие этих дворян и сегодня многим не дает покоя. «Птица Феликс» – это попытка прикоснуться к противоречивой и очень манящей энергии семьи, а также очень тонкая грань между реальностью и фантазиями… Отличный ребус для знатоков истории и великолепная эстетика для непосвященных. От времен Ивана Грозного до убийства Распутина – немалый срок в «Современнике» уложили всего в полтора часа.
Феликс Юсупов со своим братом пробираются на санях через лес, где они видят поезд жизни, а там – знакомые все лица. Вот тут и начинается путешествие по волнам памяти. Прошлого не вернуть и у каждого человека свой путь. Невероятно трогательной оказывается «ария» Николая Юсупова, который вообще-то уже умер, но все еще поет. И вот уже ты чувствуешь себя не то в сказке, не то свидетелем судеб известных людей, а потом еще долго путешествуешь по страницам истории и собственной памяти.