Премодерн, модерн, постмодерн, метамодерн: где тут мы?
Фото: https://clck.ru/aqfJq Сначала был премодерн , в основе которого лежали отношения человека и Бога – это и античная философия, и богословская литература. Все, что происходит с человеком, происходит по воле Бога (совершенно неважно какого), мир непостижим. Затем на смену премодерна в 16-м веке приходит модерн , метафизическая эпоха, власть разума и рационального мышления – всё работает по правилам. В 60-х годах 20 века в Америке в эпоху культурного кризиса как антитеза модерну зарождается постмодерн . Это вполне закономерный исторический процесс – технический бум, получение доступа ко всей мировой информации, развитие науки – все это подорвало истины, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми. Теперь все то, во что верили отцы, показалось чем-то узким, урезанным, поверхностным, над этим теперь можно было лишь иронизировать. Попытки свести весь мир к каким-то рациональным системам казались постмодернистам глупыми, ведь единственного верного знания просто не могло существовать. Еще десять лет назад на этом можно было бы закончить, но на пятки постмодерну постепенно наступает метамодерн . Метамодерн хочет преодолеть цинизм постмодерна и утвердить новую искренность. Суть метамодерна: теперь не важно, что ты делаешь, важно, что ты делаешь это искренне. Получается, метамодерн – это некий маятник между постмодерном и модерном, только со взглядом в будущее, а не в прошлое. Давайте закрепим: премодерн — да пребудет с нами Бог! модерн — всё по правилам! постмодерн — уничтожим всё! едкая ирония и разрушение метамодерн — новая искренность, маятник между модерном и постмодерном. Единственное, что можно сказать точно – мы не в премодерне. С остальным сложнее: вроде бы мы сбросили модерн с парохода современности еще в 50-х годах прошлого века, потому что устали от прежних идеалов и правил. Затем мы как общество начали иронизировать и переосмыслять всё вокруг, отказались от создания нового в пользу осмысления старого и вроде бы все понятно — модерн преодолен, мы уже на шаг впереди — в постмодерне. Но тут приходит метамодерн со своей новой искренностью и говорит: Назад! К модерну! Фото: https://clck.ru/aqfKV Разберёмся с постмодерном Основная идея постмодернизма, если утрировать, отрицание модернизма, то есть отказ от прежних идеалов. Но вот в чем новаторство постмодерна – отказавшись от старых идеалов, он не предлагает новых. Постмодерн в принципе не создает идеалы, потому что это вводит в рамки и отвлекает от самой жизни. Постмодернисты не стремятся решить вопросы бытия, создать свою философию, они хотят сделать жизнь проще и понятнее, рефлексируя над уже созданным культурным наследием. Жак Деррида выделяет два ключевых понятия для понимания постмодернизма как явления. Деконструкция – полный отказ от старого, создание нового за счет старого и децентрация – рассеивание твердых смыслов любого явления. "Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности" Как и любое историческое явление, постмодернизм не стоит рассматривать в отрыве от политического, культурного и экономического состояния общества. А оно было вот какое: модернисты возвели в культ все новое, новаторское, "не такое, как было раньше", а культура за последнее время сильно коммерциализировалась и превратилась в массовую. Реакцией на это и стал постмодернизм – отказ от создания нового, нивелирование границ между массовым и элитарным искусством, попытка не искать и не утверждать какие-либо истины. Ertan Atay. Источник: https://rostravel.ru/user/286894674/ Вот 7 признаков постмодерна: 1. Эклектика. Так как все велосипеды изобретены, постмодернисты берут руль оттуда, колесо отсюда, а педали вон оттуда – получается новый текст. Зачем создавать новое, когда можно перекраивать старое? 2. Гиперрефлексия. Новое произведение постмодернизма – это рефлексия на старое (переосмысление). 3. Ирония. В основу постмодернизма ложится ирония, сарказм и чёрный юмор. Высмеивается всё, все и вся. Иногда сложно понять, кто над чем глумится. 4. Интертекстуальность - это наличие в тексте (любом художественном продукте) множества отсылок. Помните "Южный Парк"? Мультик пользовался бешеным успехом потому, что как раз состоял из отсылок к событиям/ книгам/ фильмам/ шоу и т.д. 5. Повторы, которые могут быть, как лексическими, так и синтаксическими. Например, фраза "Такие дела" в романе Курта Воннегута "Бойня № 5" встречается 106 раз. Рассказчик произносит её каждый раз после чьей-нибудь смерти: в романе умирают чудом спасенные, умирают в бою, на охоте, в шахте лифта, в уютных домах рядом со своими семьями. Умирает Христос, погибает Дрезден, выдыхается, то есть умирает шампанское, умирают ковбои в передачах по телевизору. На все эти смерти рассказчик лишь пожимает плечами и произносит "Такие дела". Артемий Лебедев, главный дизайнер и тролль нашей страны, в своем блоге реагирует на любую смерть схоже, комментируя ее фразой: "Ну, умер и умер". 6. Хаос – произведения постмодернизма могут иметь странную структуру или не иметь ее вообще. 7. Пространственно-временной континуум обычно нарушен, поэтому зачастую произведения постмодернизма фантастичны. Литературный постмодернизм с его чёрным юмором, фрагментарностью, обильным цитированием – это реакция на литературу модернизма, а также на эпоху Просвещения. Характерно то, что главный теперь не писатель, а читатель, именно вокруг него строится весь сюжет и языковые игры. Начинать искать постмодернистские произведения можно уже с конца 50-х. Например, "Голый завтрак" Берроуза, которого даже преподаватели филологических факультетов советуют читать на свой страх и риск. "Поправка-22" Джозефа Хеллера – тоже пример раннего постмодернизма. Утверждение, что в Россию постмодернизм пришел в 90-е вместе с Пелевиным довольно обидное – а как же Венедикт Ерофеев, Набоков и Лимонов? Вот немного примеров отечественных и зарубежных авторов постмодерна: Зарубежные : ● "Игра в классики" Хулио Кортасара ● "Мать тьма" и "Бойня номер 5" Курта Воннегута ● "Имя Розы" и "Маятник Фуко" Умберто Эко ● "Поколение Х" Дугласа Коупленда ● "Червь" Джона Фаулза Зарубежные/Отечественные: ● "Бледное пламя" и "Ада" Владимира Набокова Отечественные ● "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева ● "Это я, Эдичка" Эдуарда Лимонова ● "Норма" и "Голубое сало" Владимира Сорокина ● "Кысь" Татьяны Толстой ● "Generation П", "Чапаев и пустота", "IРhuck-10" Виктора Пелевина Мемы, стримы, обзоры на фильмы и книги – это все переработка первичного продукта. Мы иногда чаще смотрим Женю Badcomedian и летсплеи, чем смотрим российское кино и проходим игры. А мемы – это вообще идеальное объяснение, "что такое постмодернизм". Тут и единство форм, и бесконечное цитирование, и чёрный юмор, и высмеивание все и вся, и быстрая сменяемость инфоповодов, и, конечно же, наши любимые отсылки. Именно поэтому не только творцы-постмодернисты, но и мы все живем в обществе постмодерна. Или прошла эпоха? Каждый раз, когда вы думаете, что мир сошёл с ума, не переживайте — это просто метамодерн. Фото: https://awdee.ru/metamodern/ Термин "метамодернизм" ввели голландский философ Робин ван ден Аккер и норвежский теоретик медиа Тимотеус Вермюлен в своем эссе "Заметки о метамодернизме", опубликованном в 2010 году в "Journal of Aesthetics & Culture". Основная подоплека метамодерна — постоянно сменяющаяся норма. Чтобы успевать за ней и не сойти с ума, необходимо постоянно под неё подстраиваться. И фундамент этого — честность, самобытность, гибкость и изменчивость. Слово из физики; которое входит в условный словарик метамодерниста — осцилляция, то есть колебание. Автор: Ginger Gregg Duggan and Judith Hoos Fox, MetaModern, 2015. "Манифест метамодерниста" написан художником Люком Тернером в 2011 году. Содержит восемь позиций, в которых отражены процессы, происходящие с человеком: 1. Колебание для метамодерниста — это закон развития мира. 2. Освобождение от наивности модернизма и цинизма постмодернизма — задача метамодерниста. 3. Колебание между противоположными друг другу идеями приводит мир в движение. 4. На любом пути есть ограничения. Нужно пытаться заглядывать за них. 5. Мир полон различий. Проявление этих различий — одна из задач искусства. 6. И прошлое, и будущее одинаково важны для метамодерниста в настоящем. 7. Исследование мира и поиск истины объединяют искусство и науку. 8. Метамодернист может строить собственные утопии Источник: ютуб-канал Натальи Емченко https://www.youtube.com/channel/UC-Tk28WzJkfUi_1eGCJG4KA А вот метамодерн в современной культуре: ● главный мультик метамодерна — конь БоДжек; ● в музыке к метамодерну близок главный постмодернизм страны Слава КПСС с последними альбомами "Чудовище, погубившее мир" и "Солнце мертвых"; ● метамодернистские мотивы в кино воплощаются в последнем Джокере. Он безумен, честен в своём безумии, жесток, но при этом симпатичен. Разглядеть в злодее человека — вот метамодерн. Мы находимся на переходе от постмодерна к модерну, вот-вот загорится зелёный сигнал светофора, и мы шагнём в эту новую реальность — с новой этикой, новой искренностью и новыми правилами каждый день. "Метамодерн – это точно свет, но не понятно свет ли это в конце туннеля или свет надежды, но точно свет!" — резюмирует интеллектуальный ютуб-блогер Маргарита, под псевдонимом Ритарта.