«Я никогда не боялась рисковать» Холли Берри — о том, как стала звездой и почему сыграла главу НАСА в новом блокбастере

В прокат выходит новый фильм-катастрофа главного голливудского специалиста по этому жанру Роланда Эммериха — «Падение Луны», в котором всему живому грозит свихнувшийся с орбиты спутник Земли. Предотвратить глобальную трагедию пытается неочевидная троица из фаната теорий заговора (Джон Брэдли), пьющего экс-астронавта (Патрик Уилсон) и его бывшей коллеги, а теперь главы НАСА в исполнении Холли Берри. Берри, суперзвезда американского кино, первая и пока единственная чернокожая лауреатка «Оскара» за лучшую женскую роль, поговорила с «Лентой.ру» о важности блокбастеров, своих самых рискованных решениях и сломанных ребрах.

«Я никогда не боялась рисковать» Холли Берри — о том, как стала звездой и почему сыграла главу НАСА в новом блокбастере
© Lenta.ru

«Лента.ру»: В сценарии «Падения Луны» ваша роль предназначалась мужчине. Как получилось, что ее все-таки сыграли вы и что убедило вас на нее согласиться?

Холли Берри: Думаю, всех похвал здесь заслуживает Роланд Эммерих. Это была его идея — сделать этого персонажа женщиной. По-моему, это смелое и нестандартное решение. И мне как чернокожей женщине приятно знать, что есть режиссеры, которые не видят никакого объяснения, почему главой НАСА не может быть афроамериканка. Это, кстати, одна из тех причин, по которым я и согласилась на эту роль — потому что обычно таких ролей ни мне, ни другим моим чернокожим коллегам по профессии не предлагают. Наконец сыграть подобную героиню было очень интересно. А кроме того, я сама люблю фильмы Эммериха. У его блокбастеров-катастроф всегда много фанатов — люди любят такой эскапизм в кино. Я же раньше в таких картинах не снималась, так что это, повторюсь, была возможность попробовать для себя что-то новое.

Как и вы сами, ваша героиня в «Падении Луны» ухитряется совмещать спасение планеты с материнством.

О да. Мне несколько раз в карьере везло играть героинь, которые были одновременно и ураганом в работе, и заботливыми матерями. И это вполне соответствует положению многих женщин в современном мире — нам нужно быть и успешными в плане карьеры, и хорошими родителями; многие из нас при этом еще и являются главами своих семей. Поэтому приходится на ходу учиться совмещать карьеру с материнством. Так что когда мне нужно играть подобное на экране, то это дается легко. Я по своему опыту понимаю на сто процентов, что это такое и как тяжело это может даваться. Какие решения женщинам приходится принимать. Какую вину мы, женщины, из-за этого иногда чувствуем. Как и почему нам это необходимо — реализовываться не только дома, но и в профессии.

Ваша героиня — астронавт. Вы сами о полете в космос не мечтали? Илон Маск и Ричард Брэнсон вас еще с собой не звали?

(Смеется.) Нет, они меня не звали. К счастью. Мне это настолько неинтересно... Вот мы только что говорили о материнстве — и для меня в миллион раз важнее чувствовать связь со своими детьми, быть приземленной ради них, чем искать какого-то откровения в космосе. Так что в этот момент своей жизни это совсем не тот риск, на который я готова пойти. Оставлю космос другим. Пусть расскажут потом.

«Падение Луны» — первый фильм, в котором вы сыграли после того как дебютировали в режиссуре с картиной «Удары». Этот опыт собственной постановки кино как-то поменял ваш взгляд на актерскую профессию?

Ой, я столькому научилась, снимая свой первый фильм, оказавшись по ту сторону камеры, что, конечно, я теперь немного иначе смотрю на свой актерский опыт и на кино в принципе. У меня, например, теперь намного больше уважения ко всему съемочному процессу, ко всему, через что проходит каждый режиссер, к той ответственности, которую эта профессия подразумевает. Я точно больше никогда не буду возмущаться на площадке: (картинно повысив голос) «Почему мы сейчас снимаем эту сцену, а не следующую по порядку в фильме? Может мне кто-нибудь объяснить?» Больше никогда в жизни не задам этот вопрос. Причин миллион — от бюджета до погоды — и режиссер должен все их учитывать. Но, кстати, должна сказать, что было по-своему приятно оказаться на площадке в качестве — всего лишь — актрисы, отвечающей лишь за свой маленький участок работ в большом кинопроизводстве. Это намного легче, чем на своей спине тащить весь проект, знать ответы на все вопросы, следить за каждым департаментом. Я с удовольствием могла сконцентрироваться только на своем деле, предоставив Эммериху беспокоиться обо всем остальном.

Кажется ли вам супергероиней сыгранная вами в этом фильме Джо Фаулер?

Хмм... Тут многое зависит от того, что мы считаем супергеройским. Определений этого ведь может быть множество. Лично я каждый день вижу и встречаю женщин, делающих что-то такое, что мне хочется называть их супергероинями. Очень много их знаю и восхищаюсь всеми ими. Что до моей героини, то, наверное, есть какие-то качества, которые я с ней разделяю. Я очень любопытна, как и она, и относительно умна. Думаю, я тоже довольно смелая — по крайней мере, я в своей жизни никогда ни от чего не уворачивалась, не боялась рисковать. Всегда отстаивала свои принципы, как и моя героиня. И, как я уже говорила, подобно ей, я тоже справлялась с ответственностью быть матерью, ответственностью перед самой собой в плане самореализации, ощущения, что я привношу что-то в этот мир. Вот в этом я чувствовала свое с ней родство. А о героизме судить другим.

Вы, кажется, любите сами исполнять все свои трюки в кино. Что вам в этом нравится? И правда ли, что вы ломали ребра на съемках и «Джона Уика 3», и «Ударов»?

Да и да. Да, я люблю сама исполнять трюки, и да, оба эти фильма стоили мне сломанных ребер. Правда заключается в том, что если ты актер или актриса, которые сами исполняют трюки, то по факту ты еще и каскадер. А абсолютно все каскадеры, которых я встречала, в какой-то момент получали травмы. Без исключений. Так что я была к этому готова, знала, на что подписывалась. И для меня это был приемлемый вызов. В детстве я была гимнасткой — и меня очень заводит возможность задействовать свое тело и таким образом, возможность пластической игры в трюке для фильма. Даже если это может обернуться травмами, ранами, переломами. Это часть профессии.

«Падение Луны» довольно пессимистично смотрит на человечество — по крайней мере, в такой экстремальной ситуации, как в фильме. А вы сами пессимистка или оптимистка?

Я чернокожая женщина. И выживать в этой индустрии на протяжении тридцати лет невозможно без оптимизма. Невозможно. Поэтому да, я оптимистка. Это то, что помогает мне поднимать себя из постели по утрам. То, что заставляет всегда верить в лучшие качества людей, в то, что все будет хорошо. Так уж я устроена.

Вы в своей карьере сумели отметиться и отличными авторскими фильмами, и большими блокбастерами. В каком кино вам самой нравится сниматься больше?

Мне нравится, что я могу совмещать одно с другим. Я люблю арт-фильмы за их честность и полноту взгляда на жизнь, за резкость и реализм стиля. А блокбастеры люблю за то, что они удовлетворяют наше зрительское желание в том, чтобы отвлечься от повседневной жизни, отправиться вместе с фильмом в путешествие, пережить свои фантазии. Нам нужны такие развлечения. И я рада, что мне удалось побывать в обоих этих мирах, что я не оказалась ограничена только одним из них.

Вы сказали, что часто рисковали в жизни. А в карьере какие самые большие риски вы на себя брали?

Когда я согласилась сыграть в «Бале монстров», все вокруг говорили, что этот фильм убьет мою карьеру. Там была очень откровенная сцена, которая была необходима по сюжету и которую невозможно было убрать или заменить, даже если бы я захотела. Там очень громко звучала расовая тема — а двадцать лет назад это было редкостью, и многих от экрана отваживало. И слово на букву «Н» там звучало неоднократно, что всегда воспринимается неоднозначно. Так что хватало людей, которые считали мое участие в «Бале монстров» ошибкой, особенно на довольно ранней стадии карьеры. Это был риск, одним словом. Но мою карьеру он не погубил! (Сыграв в «Бале монстров», Холли Берри стала первой в истории афроамериканкой, победившей в номинации «Лучшая актриса» на премии «Оскар», — прим. «Ленты.ру».)

Чернокожая женщина в качестве главной звезды супергеройского фильма — это не могло быть легко! И это не было легко, и хотя фильм сложился не таким, как я бы хотела, я все равно рада, что рискнула и осмелилась. Я могу продолжать и продолжать, на самом деле. Но это два самых очевидных примера. И я продолжаю рисковать. Например, снять фильм самой как режиссер — разве это не риск? Даже просто сыграть в «Ударах» такую роль — бойца ММА, и в моем-то возрасте, уже было рискованно. А сделать этот фильм своим режиссерским дебютом? Просто сумасшествие. Но я счастлива, что решилась на это. И я хочу снимать снова. Пусть, может быть, и не буду играть в них сама. Это было слишком тяжело.

Одна из главных тем в киноиндустрии в последнее время — расширение возможностей для женщин, для представителей этнических меньшинств. На ваш взгляд, можно ли уже говорить об улучшении ситуации в этом плане?

Я не уверена, что момент, когда можно будет сказать, что ситуация улучшилась и решена, вообще когда-либо настанет. Этот процесс не может иметь конца, да и как такой конец вообще будет выглядеть? Но я знаю, что сама стараюсь внести в это дело свой вклад. По сравнению с тем, как было 20-30 лет назад, ситуация точно изменилась. Я, например, не могла и вообразить, что смогу снять себя в главной роли как режиссер. Это мечта, которая казалась слишком нереальной, чтобы сметь о ней задумываться, — даже после того, как я выиграла «Оскар». Так что ситуация меняется — и я живое тому доказательство. Смотрю вокруг себя и вижу, как много женщин берется за режиссуру, сценарии, продюсирование — включая и чернокожих женщин — и пытается рассказывать в кино собственные истории, со своих точек зрения. Меня это очень вдохновляет.

Фильм «Падение Луны» (Moonfall) выходит в российский прокат 3 февраля