"Лучшие люди города". Катерина Кожевина о своём романе и любви к русской глубинке
Сегодня в проекте #встречисавтором - Катерина Кожевина, руководитель просветительских проектов в Фонде "Общественное мнение", создатель медиапроекта о памяти и современной культуре в регионах России "Заповедник" . Она окончила истфак ОмГУ и затем поступила в ВШЭ на факультет социологии, сейчас живёт в Санкт-Петербурге. На писательскую стезю Катерина вступила лишь два года назад. Однако её дебютный роман "Лучшие люди города" стал победителем литературной премии "Лицей" им. А. С. Пушкина минувшим летом. Релиз романа состоялся в декабре 2021 года. В интервью "Омск Здесь" Катерина Кожевина расскажет о том, как создавала свой первый роман и о чём напишет следующий, что подтолкнуло её к литературной деятельности, о значимых для неё книгах и любви к русской глубинке. В нашем видео она прочтёт фрагмент своего романа. - Расскажите о себе? Как вы представляетесь людям при знакомстве? Что считаете важным сказать о себе? Или что бы вы хотели, чтобы о вас знали? - Почему-то первое, что я о себе говорю, когда знакомлюсь: "Привет, я Катя, и я из Омска". И разговор как-то завязывается. Потому что у каждого приличного человека есть знакомый омич. И он тут же начинает про него рассказывать. Ещё говорю, что я социолог, что создаю проекты о памяти и культуре в регионах России, рассказываю о каких-то последних экспедициях, о книгах и статьях. Что-то в духе: "Недавно мы были в Мурманской области, на границе с Финляндией, и там небольшой город Ковдор объявил себя столицей Гипербореи". Это, кстати, правда. - Вы сами любите читать? Какая книга произвела неизгладимое впечатление в детстве? - Читать я очень люблю. В детстве, когда книги мне читали родители, на меня очень большое впечатление произвела книга Мориса Метерлинка "Синяя птица". Не уверена, что я в свои 5 лет что-то там толком поняла. Но помню, что впервые всерьёз задумалась о смерти, когда Тильтиль и Митиль попали в страну воспоминаний и встретились со своими умершими братьями и сёстрами. До того момента я вообще не осознавала, что дети тоже умирают. И это меня просто ошеломило. Ещё там очень сильные образы. Запомнила Сахарную голову, которая отламывала себе пальцы ради детей, чтобы накормить их. Мне потом очень непросто было смотреть на сахарные кубики из коробки. А в младшей школе, когда я стала больше читать сама, очень увлеклась детскими детективами. Закончилось это не очень хорошо. Мы с подругами стали подозревать в наших соседях по двору злостных преступников и играть в "слежку". Одна женщина нас быстро раскусила и чуть не отходила сеткой с овощами. - Кто ваши любимые авторы сейчас? И литературные персонажи? - Мне нравятся многие современники. Но если говорить именно про любовь, безусловную и безоценочную, то это Сергей Довлатов. Он близкий и как будто выпивает с тобой на кухне. В этом году, кстати, в Питере на довлатовском фестивале нас разгоняла полиция. Очень символично. Из персонажей я люблю трикстеров, бродяг и неудачников. Обычно выделяю второстепенных. - Вы хотели быть писателем? Сегодня это престижно? - Нет, я хотела работать клоуном. И в 9-м классе мне даже такая роль досталась в школьном спектакле. В крайнем случае - милиционером. Но жизнь распорядилась иначе. Про престиж не могу ничего сказать. Я бы в принципе сейчас не говорила о престиже профессии как таковой. Букеровским лауреатом быть очень престижно. Автором книги "Тип фигуры - ваша судьба" - не уверена. - В вашем романе речь идёт о городке Крюкове и его жителях. Это реальный город? У героев есть прототипы? - Это вымышленный город. Но название неслучайно. Дмитрий Крюков - это человек, который сыграл в жизни острова огромную роль, в 45-м году, после того, как Южный Сахалин перешёл от Японии к СССР, он фактически заменил японского губернатора, стал главой региона. Позже он напишет невероятно увлекательные мемуары о Сахалине, которые не выйдут в Союзе из-за цензуры. В моём романе у некоторых героев действительно есть прототипы, это люди, с которыми я знакомилась в экспедициях. Например, я действительно знаю женщину, которую воспитывал пленный японец. Но, как правило, мои герои - это такие Франкенштейны. Каждый из них собран из десятка прототипов. - Главная героиня романа - москвичка Лена, которая работает в нефтеперерабатывающей компании специалистом по найму сотрудников. Почему ей приходится уехать в Крюков? - По глупому недоразумению. Лену фактически отправляют в ссылку после того как, косвенно по её вине, глава нефтяной компании получает на корпоративе удар в челюсть. Ей нужно вновь заработать доверие шефа и нанять несколько сотен местных жителей на стройку нового завода. Лена, не способная в начале книги преодолеть чужие ожидания, отправляется в это путешествие. - Вы наоборот переехали из Омска в Москву. Есть ли в героине что-то от вас? - Что-то есть, но немного. Я тоже борюсь с комплексом отличника и тяжело переживаю ошибки. Кстати, издание книги очень хорошо помогает в этой борьбе продвинуться. Просто потому, что далеко не все читатели готовы завалить тебя пятёрками. Постепенно формируется спокойное, благодарное отношение и к негативным отзывам. Про мой переезд и чувства в связи с этим в книге ничего нет, но появится в новом романе. - Уже решили, о чём будет новый роман? - Да. Когда-то мы делали большой документальный проект со студентами ОмГУ и ВШЭ об Омске. Он назывался "Белый след". О переживании нашими современниками событий 1918-1919 гг., когда Александр Колчак приехал в Омск и объявил его столицей России, а себя верховным правителем. Там есть потрясающие истории, как в Омске пытались в 90-е годы возродить белую гвардию, как в 2012-м открывали фонтан у ресторана "КолчакЪ" со стрельбой из пистолетов, резонансная история про потерянный памятник, есть интервью с Полежаевым, который за 20 лет своего губернаторства так и не смог воплотить мечту - сделать город третьей столицей. И вот эта тема тоски по столичности через сто лет до сих пор меня волнует. Она затрагивает меня лично. Новый роман будет про отношения с памятью. И на уровне целого города, и на уровне частной истории героев. Конечно, он не будет буквально воспроизводить то, что происходило и происходит в Омске сейчас. Все герои выдуманные, как и события, но темы, которые мы затронули тогда, мне хотелось бы вновь поднять и наполнить глубиной. Но думаю, будет сложнее, чем с первой книгой, где я обезопасила себя третьим лицом и позицией наблюдателя. Здесь придётся говорить о том, что у меня саднит. - Как построен роман "Лучшие люди города"? Судя по первым двум главам, доступным к прочтению, это не классическая прямая фабула. Так ли это? Или дальше всё меняется? - Да, действие в первой части книги запараллелено. Оно происходит в Москве и в Крюкове. Мы можем сравнить жизнь героини в двух параллельных вселенных, разведённых несколькими часовыми поясами. По задумке в Крюкове героиня оказывается в безвременье, она вновь возвращается к событиям своего детства и переживает их заново. Поэтому по сюжету встречаются короткие флешбэки. Но в основной части книги действие всё же развивается во времени линейно. - Почему этот роман называют глобусом? Как вы определяете его жанр? - Так его назвал писатель Шамиль Идиатуллин. Мне кажется, что у меня получилось создать очень пеструю карту персонажей с кардинально разным социальным опытом. От шамана до олигарха, от браконьера до столичного диджея. Иногда я думаю, что можно было бы и поменьше компанию собрать. Но что вышло, то вышло. С жанром непросто. Я знаю, что есть антропологические романы. Наверное, я к этому близка, но точного слова пока не нашла. - Когда в вас проснулся интерес к нецентральной России? - Практически всё свое детство я другой России и не видела. Он со мной был и есть, если не с рождения, то со школьной скамьи, с уроков географии, с первых самостоятельных походов, с первых поездок в Большеречье. - Что связывает вас с Сахалином? - Мы были там с командой в исследовательской экспедиции. Изучали как раз социальный эффект, когда территория переходит от одного государства другому. Что и произошло с Южным Сахалином в 1945-м году. Это была одна из моих самых впечатляющих экспедиций. Потом ещё год мы работали с архивами, с мемуарами, с интервью. Сахалин на долгое время стал частью моей жизни. - Вы социолог. Как пришли в литературу? "Лучшие люди города" - это ваша первая работа в качестве писателя? Как родилась идея романа? - Да, первая. Просто в какой-то момент я поняла, что во мне гораздо больше мыслей и чувств, чем я могу выразить с помощью аналитических или журналистских текстов. Эти наблюдения начали меня грызть. Их невозможно было терпеть. Жаль было не найти для них форму выражения. Мне было интересно столкнуть два параллельных мира, столичный и провинциальный. Так вышло, что полигоном стал выдуманный Крюков на острове Сахалин. - В интервью Дарье Сапрыкиной, редактору издательства "Редакция Елены Шубиной", вы говорили, что писали роман на курсах креативного письма. Расскажите, что это за курсы? - Это Creative Writing School. Мне повезло попасть в мастерскую Елены Сергеевны Холмогоровой, где мы в небольшой группе почти год писали свои романы и обсуждали отрывки. Каждый двигался в своём темпе, но важно было чувствовать, что ты не один на этом сложном пути. Я думаю, это имело огромный терапевтический эффект для нас. Да, и творческий тоже. - Что для вас означает публикация в Редакции Елены Шубиной? Ведь это редакция издательства "АСТ", в которой публикуют произведения крупнейших современных прозаиков. - Это большая ответственность и большая радость. Стимул не останавливаться и работать больше. Все мои любимые современные писатели публикуются именно в РЕШ. Сейчас, например, читаю "Человека из красного дерева" Андрея Рубанова. Читаю с карандашом, потому что роман потрясающий. Очень жалею, что не сделала этого раньше. - Сколько времени вы писали "Лучших людей города"? - Писала год с небольшим. Но были перерывы. Если посчитать в днях, то запойно 70-80. Иногда даже заказывала готовую еду в коробочках, чтобы вообще не отвлекаться ни на что. - Как решились подать заявку на премию "Лицей"? - Я как-то не думала о премиях. Для меня это был очень далёкий мир. Но как раз Елена Сергеевна посоветовала. И правильно сделала. - Какие эмоции вы испытали, когда узнали, что стали победителем? - К сожалению, меня не было на Красной площади, на торжественной церемонии. Я узнала о результатах, только выбравшись из экспедиции по Белому морю, когда всё уже произошло. Просто ушла покричать от радости в соседний лесок, чтобы меня никто не слышал. Была удивлена и даже ошарашена. Всё-таки это было очень маловероятное событие, с учётом количества поданных заявок. Я относилась к премии чисто математически. Поэтому не ждала чудес. Но они случаются! - Как написать книгу? Вернее, как понять, что ты можешь написать книгу? - Ты человек. Ты думаешь хотя бы на одном из языков мира. Ты хочешь рассказать что-то важное себе или другим. Хотя… роботы тоже могут писать книги. Так что первое условие лишнее. Я правда считаю, что все разговоры про дар небес, предназначение, особые качества, священный огонь и прочее надо оставить в литературных салонах позапрошлого века. Написать книгу может тот, кто садится и пишет. Каждый день, через день, раз в месяц. Тот, кто не откладывает и не капитулирует перед вопросом: а достоин ли я? Достоин. Потому что вы родились, дышите и мыслите. И не важно, что это будет за жанр, что скажут критики и скажут ли, сколько там будет ошибок. Вряд ли вы планируете с кляпом во рту принуждать кого-то к чтению вашей книги. Люди разумны и сами решат. А выбор - быть или не быть автором - сможете сделать только вы сами. - Дайте совет тем, кто только мечтает стать автором? - Главный совет. Открыть крышку ноутбука. Создать на рабочем столе файл "мой любимый текст" и начать писать. Мне кажется, очень важно относиться к своим текстам с любовью, даже если вы понимаете, насколько они несовершенны, даже если они доставляют вам боль. Но если не по любви, тогда зачем это всё? - Что вас вдохновляет? - Ой, много. Плацкартные вагоны, искренние люди, бани, недавно начала заниматься афротанцами, походы, кошки, тёплый свет, омская картошечка и сгущёнка. - О чём мечтаете на литературном поприще? Какие у вас авторские амбиции? - Мечтаю, что книга заживёт самостоятельной жизнью, получит новую интерпретацию. Может, станет, пьесой или сериалом. Или компьютерной игрой. Было бы неплохо. Фото предоставлено героиней публикации