Смерть как Волшебная флейта
Очень трогательный рассказ, возможно, выдуманный от начала и до конца, но наполненный мощным вдохновением величайшего Творца, разыграли участники перформанса на сцене Концертного зала "Зарядье". Мистическая кончина Амадеуса, не дающая покоя миру вот уже более 200 лет, явилась неисчерпаемым источником для повествования, где драматическая линия фабулы проросла сквозь драматургию оперного шедевра "Волшебной флейты". Сам спектакль, где главное действующее лицо – ослепительная по красоте музыка оперы, оказался художественно очень выразительным, отчасти даже познавательным и по театральному эффектным. Хотя сюжет выглядел явным вымыслом, мистика странного человека Тео, навестившего Моцарта, точно сделала отсыл к устоявшимся легендам и слухам, бытующим уже несколько столетий. Только персонаж Владимира Стеклова был одет в белые одежды современного джентльмена, а не черный или серый плащ заказчика "Реквиема". И, вообще, музыку он не заказывал. Он пришел за самим композитором, чтобы отправиться с ним в Путешествие, откуда не возвращаются. Тео - Владимир Стеклов. Прежде всего "Волшебная флейта. Путешествие" – это музыкальный спектакль, хотя кажется, что драматическая составляющая диктовала оперной. Обе стороны органично сплелись в целое и их очередность или параллельность развития прекрасно воспринимались по ходу действия. Оркестр расположился в просторной яме Большого зала "Зарядья". Перед началом художественный руководитель III Зимнего Международного фестиваля искусств и художественный руководитель оркестра "Новая Россия" Юрий Абрамович Башмет занял место в публике. Его коллега Юстус Франц принял руководство спектаклем за дирижерским пультом. Под звуки знаменитой увертюры из дальнего угла сцены в красном камзоле и парике медленно приближался к авансцене изящный Моцарт Надежды Лумповой. Внешний антураж, сценография, декорации были выстроены со вкусом, не перегружено и не пусто, соразмеренно вписавшись в сценическое пространство "Зарядья". На приятную картинку восприятия также работали костюмы, которые идеально отражали идею постановщиков. Даже китчевый красный камзол Моцарта с обертки известного бренда конфет был уместным единственным акцентом в полихромной черно-белой цветовой палитре. Создатели спектакля обыграли возможности объемной сцены, многослойность разделенных частей, разнонаправленность векторов выхода и ухода персонажей. Сложное большое пространство сцены жило и дышало самостоятельно, становясь, то камерным кабинетом композитора, то репетиционным закулисьем, то сценой Бургтеатра, где готовилась премьера "Волшебной флейты". Моцарт - Надежда Лумпова. Действующие лица сказочной оперы будто оживали в воображении композитора, который на глазах у зрителей постоянно сочинял новые сцены своего будущего шедевра, повергая в полный восторг и восхищение Тео, который все больше открывал свое истинное лицо то ли Судьбы, то ли Смерти. Томино (Алексей Курсанов) и Памина (Лилит Давтян), Папагено (Николай Землянских) и Папагена (Эльмира Караханова), Царица ночи (Нина Минасян), Зарастра (Никита Волков), 3 дамы (Альбина Тонких, Елизавета Нарсия, Ульяна Бирюкова) выходили, исполняли свои роли и партии, а Моцарт наслаждался звучанием своих собственных музыкальных находок. "Волшебная флейта", хотя и фрагментарно, но прозвучала в спектакле основными ариями и сценами, раскрыв сюжет. На фестивалях Юрия Башмета давно прижились и любимы публикой мультижанровые проекты, связанные с мировыми оперными шедеврами. Цель таких музыкально-драматических действ – популяризация классики, ее приближение к современному слушателю, новое актуальное прочтение нетленных образцов. Такие спектакли всегда смотрятся очень свежо, неизменно захватывая внимание зала. Новый опыт музыкально-драматического спектакля "Волшебная флейта. Путешествие" в очередной раз подтвердил интерес публики к такому углу зрения на известное произведение и его автора. За роялем дирижер Юстус Франц. Надежда Лумпова создала очень запоминающийся образ Моцарта, непосредственного, с живым характером, обаятельного человека и одержимого сочинительством музыканта. Финал спектакля вызвал слезы у зрителей. Дирижер Юстус Франц поднялся на сцену и, одновременно играя на рояле и дирижируя оркестром, исполнил вторую часть 21-го Концерта Моцарта. Под божественные звуки Амадей и Тео удалились от авансцены, символично оставив на сцене героев оперы, свое наследие. Моцарт умер 5 декабря 1791 года.