Максим Леонидов: давно нет единого шлягера, который объединил бы всех
13 февраля Максим Леонидов отметит свое 60-летие, как и полагается музыканту, певцу и актеру, — на сцене. Причем на сцене родной, петербургской — в БКЗ "Октябрьский". А 15 февраля возможность послушать любимые песни и поздравить юбиляра будет у столичных поклонников в Московском дворце молодежи. О программе праздничных концертов и звездных гостях, а также о новом мюзикле и особенностях сегодняшней популярности Леонидов рассказал в интервью ТАСС.
— Максим Леонидович, из афиш знаю, что вы готовите праздничные концерты в Петербурге и Москве. Что будет в программе?
— Мне не хотелось делать обычный песенный концерт, поэтому мы сделали вечер из двух отделений. В первом будут фрагменты из разных спектаклей с моим участием, в основном из мюзиклов, из разных шоу. Будут театральные, эстрадные номера. Делаем мы это вместе с труппой творческого пространства "Ленинград Центр" и их художественным руководителем Феликсом Михайловым. Это довольно насыщенная большая программа с балетом, с артистами цирка. И это не просто набор номеров, а мой рассказ о той музыке, которая влияла на меня на протяжении разных лет моей жизни. Небольшой эстрадный спектакль.
А во втором отделении будут уже непосредственно песни. Я разрывался в выборе, потому что их очень много. Каким-то селекционным путем скрепя сердце мне все-таки удалось выбрать 20 с лишним песен, без которых никак не обойтись.
— Планируются звездные гости?
— Будут некоторые мои друзья: Коля Фоменко, Андрей Макаревич, Валерий Сюткин и Ваня Ургант в Москве, замечательный коллектив "Необарды". Все вместе мы постараемся сделать этот вечер нескучным.
— О масштабных гастролях, наверное, пока сложно говорить?
— Сами понимаете, сейчас что-то прогнозировать невозможно. Мы с этими-то концертами в подвешенном состоянии находимся. А уж о туре говорить вообще бессмысленно.
— Кстати, как переживали запрет концертов? Кто-то из ваших коллег работал в студии, кто-то осваивал новые виды деятельности. Чем вы занимались? Что отвлекало от всей этой ковидной истории?
— Не могу сказать, что что-то в моей жизни особенно изменилось. Я постарался сделать несколько видеопроектов — музыкальных клипов. Занимался альбомом "Седьмое небо", он недавно вышел в свет. Также я продолжаю заниматься театром, и в апреле этого года будет премьера моего очередного мюзикла в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. Спектакль будет называться "Я ненавижу Гамлета". Это музыкальная история про артистов.
— Навеяно тем, что большинство актеров мечтают сыграть Гамлета?
— Это навеяно различными представлениями людей о том, что такое настоящий успех. Разговор идет именно об этом. О том, что такое человеческий успех и являются ли богатство и популярность критериями. Или же критериями являются совсем другие вещи.
— Действие в сегодняшнем дне?
— Действие происходит сегодня в Санкт-Петербурге.
— Это моноспектакль или кто-то еще задействован?
— Нет-нет, задействовано большое количество артистов Театра музыкальной комедии, плюс приглашенные петербургские артисты — не только музыкального театра, но и драматические. Думаю, будет интересно.
— Снова монополия Санкт-Петербурга. Можно ли будет видеть ваши спектакли за его пределами?
— Видите, к сожалению, так обстоят дела, что возить такие громоздкие спектакли с большим количеством народа, живым оркестром сложно. Если случится, я бы с удовольствием его возил, и не только в Москву, но и по стране.
— Вернусь к названию. А вы в числе актеров, которые мечтают сыграть шекспировского героя?
— Да нет, я никогда особенно не мечтал о каких-то драматических ролях. Все-таки я занимаюсь песней, и если театром, то в основном музыкальным театром. Не то чтобы я отказался бы от интересной драматической роли, но я всегда занимаюсь проектами, которые сам генерирую. Видите, мюзиклы, в которых я принимаю участие, большей частью написаны мною же. Я стараюсь быть генератором идеи и потом заражать этой идеей своих товарищей.
— Знаю, что вы организовали школу-студию в Петербурге, "Мастерскую Максима Леонидова". Сами занимаетесь с детьми?
— Лично я занимаюсь только одним проектом, потому что у меня не хватает времени на все. Это музыкальный ансамбль в рамках мастерской. Моя супруга Александра занимается курсом "Универсальный артист". Кроме этого есть еще актерские курсы, которыми занимаются другие педагоги. Естественно, все они проходят собеседование со мной, я выбираю их сам.
— По какому критерию вы определяете наличие и отсутствие таланта? И чему важно научить детей?
— Что касается музыкальных способностей, мы выбираем в детский коллектив ребят со способностями. Наша задача их развивать, прививать хороший вкус, показывать, что такое красота, а что — уродство, что такое настоящее, а что — подделка. Самое главное — привить вкус. Это же не профессиональный музыкальный коллектив: кто-то приходит, кто-то уходит, кто-то болеет, кто-то растет, кто-то переезжает. Моя задача — чтобы они оказались в той атмосфере, где безвкусица неприемлема.
— Что сегодня, в эпоху принятия и даже поощрения всего, является безвкусицей?
— То же, что и всегда: пошлость, сальность, серость.
— В этом году будет и другая юбилейная дата, которая имеет к вам непосредственное отношение, — 40-летие группы "Секрет". Что-то готовите?
— Намечен концерт в "Крокус Сити Холле" в Москве 9 апреля. Дело будет не скоро, на сегодняшний момент мы только обсуждаем это. Еще даже программу не составляли.
— Помню, еще четыре года назад были планы снять фильм о бит-квартете, за работу брался режиссер Григорий Константинопольский. На какой стадии проект?
— Много воды утекло с тех пор. Мы не нашли достаточно средств, чтобы сделать это так, как нам виделось. К сожалению, этот проект так и не состоялся. Хотя были подключены огромные силы.
— А какой-то театральный оммаж "Секрету" и его истории не хотите сделать?
— Честно говоря, не думал об этом.
— Мне кажется, что сегодня у нас не возникает новых групп, которые могли бы по популярности сравниться с "Секретом" в 1980-е. Есть отдельные очень популярные певцы, но не коллективы. Согласны ли вы с этим?
— Во-первых, огромное количество информации, и если вы чего-то не знаете, не значит, что этого не знают 15–16–17-летние тинейджеры. У них есть свои любимые группы, и эти группы собирают если не Дворцы спорта, то большие залы, ездят в огромные турне. Все есть. Просто если раньше достаточно было написать хорошую песню и ее крутили по всем радиостанциям и пела вся страна, то теперь так не работает. Даже в одной школе половина класса может фанатеть от одной музыки, а вторая половина даже не будет знать, что это за артисты. Очень-очень много информации, и единого шлягера, который объединил бы всех, очень давно нет.
— Буквально накануне юбилей отмечал Лев Лещенко. На пресс-подходе он сказал, что песня мельчает и причина этого в отсутствии профессиональных композиторов и авторов. Как вы считаете, техническая доступность записи и раскрутка через интернет погубили музыку? Или важнее то, что у талантов даже из глубинки появился шанс заявить о себе?
— Я уверен, что чем больше шансов у любого человека проявить себя, тем лучше. Лучше, когда у тебя есть возможность записать что-то, показать. А что выживет или не выживет — история рассудит.
— Кого-то из таких новых артистов слушаете?
— Нет, это очень молодежная музыка для меня. (Смеется.) Я даже не понимаю порой, что они поют. Замечаю очень часто, что артистов, поющих по-английски, я понимаю лучше, чем тех, кто поет по-русски.
— Сейчас модно напоминать о себе, "хайпануть" через дуэты с блогерами-певцами. Вы бы на такое пошли?
— Сам я не ищу подобных приключений, но если бы я получил какое-то предложение, я бы его, безусловно, рассмотрел. Если бы мне понравилось, чем занимается этот человек, то да. Не так давно ко мне обратился мой товарищ и показал ансамбль "Необарды". Это совершенно невероятная группа из четверых мужчин, каждый из которых интересен сам по себе как автор-исполнитель. Когда они собираются вместе, получается совершенно уникальное явление. Примерно год назад мы сделали дуэт с одним из этих ребят, Пашей Фахртдиновым, песню "Только это важно". Так что против коллабораций ничего не имею. Главное — чтобы мне нравился артист и его музыка.
— Пришел бы к вам Моргенштерн и предложил вместе перепеть вашу хитовую песню. Согласились бы?
— Не знаю, не знаю.
— Вопрос к вам как к автору песен. Что важнее — музыка или слова? Ведь у того же "Секрета" были и "Привет" с акцентом на тексте, и "Сара Барабу", где слова в меньшей степени несут смысл.
— Знаете, я не согласен. "Сара Барабу" — это чудесная смешная история. Если бы не сочетание "Сара Барабу, у нее корова Му", то песня и не стала бы такой популярной. А если говорить вообще, то песня — это все вместе: и музыка, и стихи, и голос исполнителя, и энергия, которая идет от звука, аранжировки. Песню очень трудно разделить на составные части.
— Некоторые артисты с порога говорят: "Песню X (свою самую популярную) петь не буду, надоела". Скажите, у вас такое бывает, например с "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она"? Она вам не надоела?
— Конечно, не надоела, несмотря на то, что я пою ее уже около 30 лет. Есть песни, которые я пою уже около 40 лет, а у Пола Маккартни есть песня, которую он поет уже около 60 лет. Что же делать? Люди хотят услышать эту песню, она им нравится. Я ставлю себя на место человека, купившего билет на концерт Максима Леонидова, и думаю, что он будет разочарован, если я не спою "Девочку-видение". Это часть его жизни, каких-то его воспоминаний, может быть, о лучших днях его жизни. Зачем же я буду лишать людей этого?
Другое дело, когда меня приглашают на какие-то телевизионные эфиры, где надо спеть одну песню, и просят "Девочку-видение", честно говоря, иногда я отказываюсь. За это время написано огромное количество материала, и есть песни далеко не хуже. Нельзя весь репертуар ограничивать десятью популярными песнями.
С другой стороны, остановите человека на улице и попросите спеть что-то из Моцарта. Он напоет три мелодии. Если он вообще подкованный. Это же не значит, что у Моцарта больше ничего нет.
Беседовала Анастасия Силкина