Сергей Поспелов: «Нельзя искусство превращать в рутину»

Полгода назад мы публиковали интервью с музыкантом, который к своим 30 годам уже добился мирового признания. И вот новая встреча с известным виртуозом...

Сергей Поспелов: «Нельзя искусство превращать в рутину»
© Мир новостей

- Сергей, наше предыдущее интервью состоялось почти полгода назад. Что из намеченного вами, сбылось, а может, произошло что-то и вообще экстраординарное?

- Главное событие, произошедшее в моей жизни за последнее время – это отбор моей концертной записи из Московского Международного Дома Музыки на ЕвроРадио. Данная интернет площадка позволяет любым радиостанциям Евросоюза взять ту или иную, пройденную довольно большой конкурс, запись для трансляции в ЕС. Фактически я сейчас виртуально, как бы гастролирую по Европе, порой даже не зная, в какой именно стране. Хотелось бы, конечно, играть там вживую, как прежде, но в связи с карантином, сейчас это довольно сложно. Будем считать это своеобразной рекламой моих будущих выступлений.

- Кстати, как вы встретили этот новый 2022-й год? Обычно музыкантам на такой праздник редко удаётся посидеть в кругу семьи за домашним столом.

- Новый Год - домашний праздник для меня. Я стараюсь не соглашаться на выступления 31-го декабря.

Знаете, эти предновогодние ощущения – пожалуй, самое ценное в жизни человека. Покупка ёлки, фейерверков и подарков должны производиться, как мне кажется, совместно. К тому же дети, а у меня они ещё маленькие, ждут с нетерпением подарков от Деда Мороза, которого я, естественно, играю по совместительству сам. Ну, как их можно подвести?

- Как поживает ваш проект «Русский Паганини»? Отзывы о нём в академической среде самые восторженные. Но совсем недавно я натолкнулся на информацию, что он перерос в «Уникальное мультимедийное шоу». По крайней мере, так написано в релизе вашего концерта, который пройдёт на площадке «Вегас-Сити-Холла» как раз в Международный женский день. Это просто разовый сюрприз для наших милых дам или вы действительно рискнули поэкспериментировать с более современной подачей классического материала?

- «Русский Паганини», на мой взгляд, уже созрел для более масштабных площадок и более серьезных новаций, хотя классическая концепция по-прежнему в нём остаётся главной. Это действительно будет уникальное мультимедийное шоу, в основу которого легли хиты из классики, минимализма, джаз мануша, аргентинского танго и канадского рока.

Для всей программы написаны специальные аранжировки. Например, знаменитый цикл Антони Вивальди «Времена Года» сделан в жанре рок-симфонии. Теперь не только спорят скрипки с виолончелями, но и электрогитары с ударной установкой, а я их всех поведу за собой навстречу к нашим уважаемым зрителям. Это будет одна из мировых премьер, где Вивальди «Лето» и «Зима» будут исполнены в полноценной рок-версии с авторскими вставками композитора Андрея Бесогонова.

Публику ждет много сюрпризов, Так «24 каприс» Паганини станет самой настоящей дуэлью скрипачей. Мой визави, лауреат международных конкурсов Леонид Железный, будет убеждать меня в правильности классического исполнения, а я буду настаивать на своей версии – импровизации в стиле Стефана Граппелли. Сам же аккомпанемент к этому гениальному сочинению написан в жанре джаз мануш.

Обязательно будет задействован вокал. На сцену со мной выйдет неповторимая, оперная дива, лауреат международных конкурсов – Кристина Эшба, колоратурное и драматическое сопрано. Мы совместно исполним «Casta Diva» – знаменитейшую «Арию Нормы» из одноимённой оперы Беллини.

Зрители в буквальном смысле увидят, как из привычной всем мелодии вырастет нечто совсем неординарное в жанре самбы, где вокал будет переплетен с инструментальными импровизациями, что придаст большую виртуозность исполнению.

«American Four Seasons» Гласса станет чем-то вроде космической сюиты, а страстные танго Пьяццоллы – вообще, чем-то трансцедентальным. Поэтому, естественно, что мы не могли обойтись и без латиноамериканских танцев, а также классического и современного балета.

Чтобы оформить всё это действо в единое целое, я обратился к своим друзьям из лаборатории «Artnovi Projects» для создания авторского видео-анимационного ряда для каждой композиции к этому концерту. Так что нашу публику ждёт поистине незабываемое зрелище – музыка, сочинённая много лет тому назад, станет частью их современной жизни.

- Не боитесь «испортить технику» игры на инструменте? Всё-таки классическое исполнение довольно существенно отличается от извлечения звука в рок-стилистике.

- Нет, техника игры существенно не меняется. Изменится лишь подача материала в том смысле, что раньше в классическом варианте было, как бы нельзя, а теперь в более свободной манере, станет вполне допустимо. Мне нравится работать в этом жанре. А, когда рядом с тобой ещё и профессионалы такого уровня, то в итоге создается нечто уникальное, что у публики интуитивно вызывает полное доверие.

- Как повлияла пандемия лично на вашу творческую деятельность? Многие даже мировые звёзды жалуются на резкое сокращение выступлений. Кстати, ощущаете ли вы в связи с ограничительными мерами на посещение подобных мероприятий «омоложение публики»? Может, и ваше решение сделать из «Русского Паганини» шоу также направлено на популяризацию классической музыки среди подрастающего поколения?

- Пандемия затронула абсолютно всех и артистов в том числе. Но я не думаю, что мы должны быть какими-то особенными и требовать к себе какого-то отдельного внимания. Безусловно, после введения всех этих санитарных ограничений количество концертов сократилось, но их всё равно вполне достаточно, чтобы не потерять творческих связей с публикой и, что самое главное, не потерять концертной формы. Репетиции никогда не сравнятся с живыми выступлениями.

Насчёт изменений зрительского состава сказать особо ничего не могу. Для меня каждый человек, пришедший в зал, ценен. Конечно, классическая музыка – это выбор более старшего поколения. Но в последнее время действительно в обществе что-то меняется. Может, молодёжь в каком-то смысле подустала от попсы и рэпа. По крайней мере, ко мне всё чаще стали подходить поклонники-тинэйджеры. Значит, у России несомненно есть будущее.

- Надеюсь, в классике вы всё также остаётесь.

- Я обожаю классику. Она во мне с детства. По сути, классика сделала меня тем, кем я сейчас являюсь. У меня уже намечено много больших концертов.

3 марта в Большом Зале Московской Консерватории сыграю несколько произведений в сопровождении Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьева и замечательной органистки Евгении Кривицкой.

6 марта в Московском Международном Доме Музыки я вместе с моей супругой Маргаритой Поспеловой, выступаю с программой «Virtuoso», в которой мы исполним произведения Венявского, Крейслера, Паганини, Изаи и других великих композиторов.

19 марта можно будет насладиться Барочным звучанием «Времен Года» Вивальди в лютеранском соборе святых Петра и Павла в моём исполнении с Московским Камерным оркестром.

20 марта пройдет мой сольный концерт в Орловской государственной филармонии в дуэте с Маргаритой Поспеловой.

2 апреля в Воронежской филармонии исполню концерт №1 Д. Шостаковича с Воронежским Государственным Симфоническим оркестром. Дирижер – маэстро Михаил Грановский.

6 апреля Ставрополь, Филармония. Скрипичные Концерты С. Барбера и Л. ван Бетховена с Симфоническим оркестром Филармонии. Дирижер – маэстро Юрий Михайленко.

10 апреля в Омской Филармонии выступлю в двух амплуа, как солист и как дирижер с Омским Государственным Камерным оркестром. В программе музыка Петра Ильича Чайковского. Продирижирую «Струнную серенаду» для камерного оркестра и сыграю 5 Пьес для скрипки с оркестром.

16 апреля в Ростовской Филармонии с Ростовским Государственным Симфоническим оркестром исполню концерт Яна Сибелиуса. Дирижер – маэстро Антон Шабуров.

4 мая в Соборной Палате состоится довольно большое событие – мне предстоит сыграть сразу 2 классических Концерта для скрипки с симфоническим оркестром. Дмитрий Шостакович концерт №1 Ля минор и концерт Яна Сибелиуса Ре минор в сопровождении Государственного Дубненского Симфонического оркестра. Дирижер – маэстро Николай Хондзинский.

15 мая в Милане (Италия), как артист Радио «Орфей» дам сольный концерт из произведений русских и итальянских композиторов в дуэте с Маргаритой Поспеловой и мастер-класс итальянским студентам.

26 мая «Музей Музыки». Сольный концерт на скрипке Антонио Страдивари с Московским Камерным оркестром в рамках абонемента «Звучащая коллекция». Примечательно, что оркестр тоже будет играть на редких инструментах той золотой эпохи итальянских мастеров.

- Довольно плотный график. Не боитесь, что называется, «перегрузить руку»? И вообще, сколько концертов, ну скажем, в месяц, на ваш взгляд, должно быть у скрипача, чтобы он не потерял форму, но в тоже время и не дошёл до грани нервного срыва? Ведь подготовиться, а затем ещё и отыграть какой-нибудь ре-мажорный концерт Чайковского с оркестром – это очень серьёзная нагрузка и физическая, не говоря уже об эмоциональной.

- Я считаю, что при правильной подготовке можно играть и каждый день, но вот об эмоциональной составляющей можно забыть. Физически человек на многое способен, но только не эмоционально. Есть некий потолок, в который нельзя упираться. Можно, что называется, «засушиться» на всю жизнь.

Музыканту нельзя допускать такого состояния, чтобы его искусство превратилось в рутину. Я предпочитаю не более 2 или 3 концертов в неделю. Пока такой график выступлений мне комфортен. Как будет дальше – посмотрим.

- Про ваше увлечение экстремальной спусками на велосипеде наши читатели уже знают. Не станем их больше пугать даунхиллом. А как расслаблялись в эту зиму? Удалось уже встать на горные лыжи? Или появилось, может быть, какое-то иное рискованное занятие?

- Пока времени не хватает даже на то, чтобы вовремя приехать к вам в редакцию на интервью. А про горы, лучше которых, как писал Высоцкий, «могут быть только горы», можно забыть, пока жизнь кипит такими интересными проектами и прекрасными концертами. Так что в ближайшее время буду находиться в эмоциональном порыве в концертных залах, надеюсь, вместе с вашими читателями, которые захотят разделить вместе со мной радость от совершенства музыкальных творений гениев прошлого и настоящего.