Войти в почту

Берлинале посреди "омикрона": жесткие ограничения, скромные красные дорожки и новый Озон

Судьба Берлинского кинофестиваля, впрочем, как и всех мероприятий во время пандемии, в этом году висела на волоске. Как и другие крупные европейские смотры, Берлинале не признает онлайн-формат, однако, в отличие от Венеции и Канн, ему пришлось все-таки испробовать его на себе. В прошлом году фестиваль и европейский кинорынок прошли онлайн, при этом фильмы программы были доступны только для прессы и профессионалов киноиндустрии, а для публики Берлинале прошел в упрощенном и укороченном формате летом — по всему городу устроили показы фильмов программы в специально построенных для этого кинотеатрах на открытом воздухе.

Берлинале посреди "омикрона": жесткие ограничения, скромные красные дорожки и новый Озон
© ТАСС

Несмотря на то что всем очень понравился летний формат — билеты разлетелись в первые несколько часов после начала продаж, да и летом смотреть кино гораздо приятнее, нежели в смурном зимнем Берлине, — фестиваль твердо намеревался вернуться к зрителям в феврале. Применить уроки пандемии и опыт проведения мероприятий в интернете пока намерен один-единственный кинофестиваль — "Сандэнс", который в этом году должен был пройти в гибридном формате. Однако за месяц до смотра из-за разгула "омикрона" стало понятно, что офлайн часть фестиваля точно не состоится. Все показы были в срочном порядке перенесены в онлайн.

Этого так и не произошло. Фестиваль предпочел пойти по пути жестких ограничений и протоколов безопасности, сократил время проведения торжественной части с премьерами, красной дорожкой и наградами с десяти до семи дней и исключил любую возможность показа фильмов в интернете. При этом европейский кинорынок был полностью перенесен онлайн.

Без вакцины вход воспрещен

Если бы фестивали соревновались в том, кто из них самый строгий по отношению к своим зрителям и журналистам, Берлинале победил бы с большим отрывом. Германия в целом ввела довольно строгие правила в декабре прошлого года после резкого возрастания числа заболеваний. Например, общественным транспортом можно пользоваться только при наличии вакцинации, справки о перенесенном заболевании или со свежим тестом. С середины января для посещения кинотеатров уже недостаточно вакцинации или справки о перенесенном ковиде. Вдобавок к этому нужно быть или ревакцинированным, или иметь результаты теста. При этом все кинотеатры работают при заполняемости в 50%.

Канны и Венеция, так же как и Берлин, подчинялись общенациональным ковидным ограничениям, но при этом держали в уме, что фестиваль посещает огромное число людей вне Европейского союза, которые привиты вакцинами, не одобренными Европейским агентством лекарственных средств. Эта категория участников имела возможность бесплатно тестироваться на территории смотров, чтобы посещать показы.

Например, для посещения пресс-показов журналистам нужно ежедневно сдавать тесты вне зависимости от статуса вакцинации. Подобные нововведения вызвали недовольство у многих участников смотра, которые планировали приехать в Берлин и уже оплатили аккредитацию. Из-за высокой заразности омикрона люди не готовы рисковать и проводить фестиваль на карантине в номере отеля, поэтому многие решили отменить поездку в самый последний момент. При этом на смотре все равно ожидается довольно значительное количество прессы — более 1 700 журналистов.

Новый Озон и документалка про Ника Кейва

Фестиваль открывается новым фильмом "Петр Фон Кант" Франсуа Озона, который возвращается в Берлин после коротких гастролей во Франции (две последних картины режиссера — "Лето’85" и "Все прошло хорошо" — были показаны на Каннском фестивале). В 2019 году политическая драма о громком скандале в католической церкви "По воле Божьей" получила Гран-при жюри Берлинале. Новая работа француза — своеобразный оммаж немецкому кино, отсылающий к фильму "Горькие слезы Петры Фон Кант" Райнера Вернера Фасбиндера. Только если у последнего главная героиня была успешным модельером, то Озон сделал своего героя режиссером. Картина не только открывает фестиваль, но и участвует в основном конкурсе.

Всего за главные призы смотра будут бороться 18 фильмов из 15 стран, семь из них сняты женщинами. При этом подавляющая часть — мировые премьеры. В этом плане отличился только один фильм — "Звоните Джейн" Филлис Наж, который до этого уже показали на "Сандэнсе". Также среди участников конкурса, например, "С любовью и неистовством" Клер Дени, "Римини" Ульриха Зайдля и "Линия" Урсулы Майер. В секции Berlinale Special покажут "Темные очки" классика итальянского хоррора Дарио Ардженто, "Невероятно, но факт" любителя абсурдистского юмора Квентина Дюпье, документалку Эндрю Доминика о Нике Кейве This Much I know to be Тrue и "Об лед" Петера Клинта со звездой "Игры престолов" Николаем Костером-Вальдау.

Берлинале не делал поправок на пандемию и никак не сократил свою монструозную программу, несмотря на неполную заполняемость залов и укороченное время проведения официальной части смотра. Всего в фестивале в этом году участвуют более 200 картин. Судьбу фильмов основного конкурса будет решать жюри во главе с режиссером М. Найтом Шьямаланом. Также в жюри вошли, в частности, режиссер Карим Айнуз, продюсер Саид Бен Саид, японский режиссер Рюсуке Хамагути (его последний фильм "Сядь за руль моей машины" недавно получил четыре номинации на "Оскар") и актриса Кони Нильсен.

Русские в Берлине

Ни один фильм из России не вошел в основной конкурс Берлинале, но при этом их достаточно в других секциях. Так, в программу Encounters попала картина Александра Золотухина, ученика Александра Сокурова, "Брат во всем" о двух братьях, которые мечтают стать летчиками. Золотухин дебютировал на Берлинале в 2019 году с фильмом "Мальчик русский". Также в программу "Панорама" вошел дебют Михаила Бородина "Продукты", снятый при поддержке Минкультуры, Фонда развития современного кинематографа "Кинопрайм" и Европейского фонда поддержки кино Eurimages. Более того, картину "Страна Саша" Юлии Трофимовой покажут в программе Generation 14plus, а в секцию короткометражного кино включили игровой фильм Анастасии Вебер "Трэп" и документальный фильм Haulout Евгении и Максима Арбугаевых.

Тома Ходова