Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Берлинале посреди "омикрона": жесткие ограничения, скромные красные дорожки и новый Озон

Судьба Берлинского кинофестиваля, впрочем, как и всех мероприятий во время пандемии, в этом году висела на волоске. Как и другие крупные европейские смотры, Берлинале не признает онлайн-формат, однако, в отличие от Венеции и Канн, ему пришлось все-таки испробовать его на себе. В прошлом году фестиваль и европейский кинорынок прошли онлайн, при этом фильмы программы были доступны только для прессы и профессионалов киноиндустрии, а для публики Берлинале прошел в упрощенном и укороченном формате летом — по всему городу устроили показы фильмов программы в специально построенных для этого кинотеатрах на открытом воздухе.

Берлинале посреди "омикрона": жесткие ограничения, скромные красные дорожки и новый Озон
Фото: ТАССТАСС

Видео дня

Несмотря на то что всем очень понравился летний формат — билеты разлетелись в первые несколько часов после начала продаж, да и летом смотреть кино гораздо приятнее, нежели в смурном зимнем Берлине, — фестиваль твердо намеревался вернуться к зрителям в феврале. Применить уроки пандемии и опыт проведения мероприятий в интернете пока намерен один-единственный кинофестиваль — "Сандэнс", который в этом году должен был пройти в гибридном формате. Однако за месяц до смотра из-за разгула "омикрона" стало понятно, что офлайн часть фестиваля точно не состоится. Все показы были в срочном порядке перенесены в онлайн.

Этого так и не произошло. Фестиваль предпочел пойти по пути жестких ограничений и протоколов безопасности, сократил время проведения торжественной части с премьерами, красной дорожкой и наградами с десяти до семи дней и исключил любую возможность показа фильмов в интернете. При этом европейский кинорынок был полностью перенесен онлайн.

Без вакцины вход воспрещен

Если бы фестивали соревновались в том, кто из них самый строгий по отношению к своим зрителям и журналистам, Берлинале победил бы с большим отрывом. Германия в целом ввела довольно строгие правила в декабре прошлого года после резкого возрастания числа заболеваний. Например, общественным транспортом можно пользоваться только при наличии вакцинации, справки о перенесенном заболевании или со свежим тестом. С середины января для посещения кинотеатров уже недостаточно вакцинации или справки о перенесенном ковиде. Вдобавок к этому нужно быть или ревакцинированным, или иметь результаты теста. При этом все кинотеатры работают при заполняемости в 50%.

Канны и Венеция, так же как и Берлин, подчинялись общенациональным ковидным ограничениям, но при этом держали в уме, что фестиваль посещает огромное число людей вне , которые привиты вакцинами, не одобренными Европейским агентством лекарственных средств. Эта категория участников имела возможность бесплатно тестироваться на территории смотров, чтобы посещать показы.

Например, для посещения пресс-показов журналистам нужно ежедневно сдавать тесты вне зависимости от статуса вакцинации. Подобные нововведения вызвали недовольство у многих участников смотра, которые планировали приехать в Берлин и уже оплатили аккредитацию. Из-за высокой заразности омикрона люди не готовы рисковать и проводить фестиваль на карантине в номере отеля, поэтому многие решили отменить поездку в самый последний момент. При этом на смотре все равно ожидается довольно значительное количество прессы — более 1 700 журналистов.

Новый Озон и документалка про Ника Кейва

Фестиваль открывается новым фильмом "Петр Фон Кант" , который возвращается в Берлин после коротких гастролей во Франции (две последних картины режиссера — "Лето’85" и "Все прошло хорошо" — были показаны на Каннском фестивале). В 2019 году политическая драма о громком скандале в получила Гран-при жюри Берлинале. Новая работа француза — своеобразный оммаж немецкому кино, отсылающий к фильму "Горькие слезы Петры Фон Кант" Фасбиндера. Только если у последнего главная героиня была успешным модельером, то Озон сделал своего героя режиссером. Картина не только открывает фестиваль, но и участвует в основном конкурсе.

Всего за главные призы смотра будут бороться 18 фильмов из 15 стран, семь из них сняты женщинами. При этом подавляющая часть — мировые премьеры. В этом плане отличился только один фильм — "Звоните Джейн" Филлис Наж, который до этого уже показали на "Сандэнсе". Также среди участников конкурса, например, "С любовью и неистовством" Клер Дени, "Римини" и . В секции Berlinale Special покажут "Темные очки" классика итальянского хоррора Дарио Ардженто, "Невероятно, но факт" любителя абсурдистского юмора , документалку Эндрю Доминика о Нике Кейве This Much I know to be Тrue и "Об лед" Петера Клинта со звездой "Игры престолов" .

Берлинале не делал поправок на пандемию и никак не сократил свою монструозную программу, несмотря на неполную заполняемость залов и укороченное время проведения официальной части смотра. Всего в фестивале в этом году участвуют более 200 картин. Судьбу фильмов основного конкурса будет решать жюри во главе с режиссером . Также в жюри вошли, в частности, режиссер Карим Айнуз, продюсер Саид Бен Саид, японский режиссер Рюсуке Хамагути (его последний фильм "Сядь за руль моей машины" недавно получил четыре номинации на ) и актриса Кони Нильсен.

Русские в Берлине

Ни один фильм из России не вошел в основной конкурс Берлинале, но при этом их достаточно в других секциях. Так, в программу Encounters попала картина , ученика , "Брат во всем" о двух братьях, которые мечтают стать летчиками. Золотухин дебютировал на Берлинале в 2019 году с фильмом "Мальчик русский". Также в программу "Панорама" вошел дебют "Продукты", снятый при поддержке , Фонда развития современного кинематографа "Кинопрайм" и Европейского фонда поддержки кино Eurimages. Более того, картину "Страна Саша" покажут в программе Generation 14plus, а в секцию короткометражного кино включили игровой фильм Анастасии Вебер "Трэп" и документальный фильм Haulout Евгении и Максима Арбугаевых.

Тома Ходова