«Смерть на Ниле»: динамичная детективная (и очень красивая) драма, которой нам не хватало в кино
«Смерть на Ниле»: динамичная детективная (и очень красивая) драма, которой нам не хватало в кино
Сегодня в российский прокат выходит многострадальная «Смерть на Ниле», которая должна была увидеть свет еще два года назад. Премьеру переносили то из-за сексуального скандала с Арми Хаммером, то из-за эпидемиологической обстановки, но теперь второй фильм Кеннета Браны по мотивам Агаты Кристи с ним же в главной роли легендарного детектива Эркюля Пуаро наконец добрался до больших экранов. Как и в случае с «Убийством в Восточном экспрессе» (2017), «Смерть на Ниле» собрала целую россыпь звезд: главные роли здесь, помимо уже упомянутых, исполнили Галь Гадот, Эмма Маккей, Летишиа Райт и Роуз Лесли, а разворачивается действие на круизном теплоходе «Карнак» на фоне египетских пейзажей. На этот раз к убийству приводит любовный треугольник.
Это, кажется, тот самый фильм, которого нам в кино очень не хватало: в меру динамичный, в меру драматичный, он отлично выдерживает даже скандальный шлейф, который несут за собой исполнители главных героев. Арми Хаммер, напомним, до сих пор попадает под массовую «отмену» из-за обвинений в насилии и каннибализме, а против Галь Гадот еще прошлым летом обернулись ее высказывания о военных действиях в Израиле. Впрочем, на планах Disney это почти не сказалось, и хочется верить, что в своей финальной версии «Смерть на Ниле» не подверглась большим изменениям.
Хотя как детектив он сделан слабо (а для тех, кто читал Агату Кристи, интриги и вовсе не будет никакой), фильм все же остается как минимум красивой экранизацией классики, как максимум – захватывающей драмой, где все играет на зрительское удовольствие. Кеннет Брана не ставит на долгие диалоги, как и на экшен, и получает идеально сбалансированное кино с молодыми восходящими звездами в лице Эммы Маккей и Летишии Райт, блюзом, красивой, но трагичной историей убийства, и развязкой, которая не заставляет себя долго ждать. А еще это очень красиво – на дворе все-таки роскошные 30-е.
«Смерть на Ниле» должна приятно удивить даже тех, кто знаком со сюжетом заранее, – за это в фильме отвечают не одно, а сразу несколько убийств, яркие характеры персонажей (наш фаворит – звезда блюза Саломея Оттерборн в исполнении Софи Оконедо) и исключительная работа художников по костюмам. Над ними здесь работал Пако Дельгад («Девушка из Дании»), подобравший для Галь Гадот желтый бриллиант Tiffany весом 128,54 карата, который носила Одри Хепбёрн в промотуре «Завтрака у Тиффани» и который в «Смерти на Ниле» стал полноценным участником событий. Да, именно его украдут при одном из убийств.
«Это символичное украшение. Из соображений безопасности – и из-за характера сюжета – Tiffany & Co сделали для нас различные реплики для фильма. Так что этот удивительный бриллиант – настоящая звезда нашего съемочного процесса сам по себе», – сказал Пако Дельгад.
Вместе со своей командой он разработал для фильма около 150 образов, выверяя для каждой сцены цветовые схемы. Его герои, рассказывает Пако Дельгад, представляют элиту 30-х, поэтому, отправляясь в праздничный круиз по Нилу, они к нему тщательно готовятся: «Так, им нужно было надевать один наряд на завтрак, затем другой на обед, а затем, если у вас был ужин или танцы, вы обязательно должны были переодеться снова». Отсюда летящие платья и юбки Галь Гадот, смелые декольте Эммы Маккей и строгие костюмы Аннет Бенинг, говорящие о персонажах иногда больше, чем их реплики.
Но при всей внешней роскоши «Смерть на Ниле» все же ставит во главу угла эмоциональные конфликты – как внутренние переживания Эркюля Пуаро, даже отвлекающие его от расследования, так и столкновения главной тройки героев, которые привели к смерти. В отличие от «Убийства в Восточном экспрессе» в этой картине Кеннет Брана дополняет своего детектива личной драмой, эмоциональным контекстом, объемом – теперь это не хладнокровный гениальный сыщик, а человек, переживший потери, которому хочется сопереживать, а не только помогать в следствии. Его для Эркюля Пуаро, к слову, осложняет тот факт, что в ту самую ночь он спал, опоенный наркотиками, так что подмечать детали он будет постепенно, одновременно со зрителями.
В конце концов, «Смерть на Ниле», сделанная, казалось бы, идеально, своей же идеальностью может и оттолкнуть – это очевидное студийное кино, по классике жанра рассчитанное больше на кассовые сборы, чем на творческую свободу авторов. Но и при этом последним все же хватило размаха. Достаточно ли его, чтобы заслужить любовь критиков и аудитории?