«Смерть на Ниле»: динамичная детективная (и очень красивая) драма, которой нам не хватало в кино
«Смерть на Ниле»: динамичная детективная (и очень красивая) драма, которой нам не хватало в кино
Сегодня в российский прокат выходит многострадальная «Смерть на Ниле», которая должна была увидеть свет еще два года назад. Премьеру переносили то из-за сексуального скандала с Арми Хаммером, то из-за эпидемиологической обстановки, но теперь второй фильм Кеннета Браны по мотивам Агаты Кристи с ним же в главной роли легендарного детектива Эркюля Пуаро наконец добрался до больших экранов. Как и в случае с «Убийством в Восточном экспрессе» (2017), «Смерть на Ниле» собрала целую россыпь звезд: главные роли здесь, помимо уже упомянутых, исполнили Галь Гадот, Эмма Маккей, Летишиа Райт и Роуз Лесли, а разворачивается действие на круизном теплоходе «Карнак» на фоне египетских пейзажей. На этот раз к убийству приводит любовный треугольник.
Это, кажется, тот самый фильм, которого нам в кино очень не хватало: в меру динамичный, в меру драматичный, он отлично выдерживает даже скандальный шлейф, который несут за собой исполнители главных героев. Арми Хаммер, напомним, до сих пор попадает под массовую «отмену» из-за обвинений в насилии и каннибализме, а против Галь Гадот еще прошлым летом обернулись ее высказывания о военных действиях в Израиле. Впрочем, на планах Disney это почти не сказалось, и хочется верить, что в своей финальной версии «Смерть на Ниле» не подверглась большим изменениям.
Хотя как детектив он сделан слабо (а для тех, кто читал Агату Кристи, интриги и вовсе не будет никакой), фильм все же остается как минимум красивой экранизацией классики, как максимум – захватывающей драмой, где все играет на зрительское удовольствие. Кеннет Брана не ставит на долгие диалоги, как и на экшен, и получает идеально сбалансированное кино с молодыми восходящими звездами в лице Эммы Маккей и Летишии Райт, блюзом, красивой, но трагичной историей убийства, и развязкой, которая не заставляет себя долго ждать. А еще это очень красиво – на дворе все-таки роскошные 30-е.
«Смерть на Ниле» должна приятно удивить даже тех, кто знаком со сюжетом заранее, – за это в фильме отвечают не одно, а сразу несколько убийств, яркие характеры персонажей (наш фаворит – звезда блюза Саломея Оттерборн в исполнении Софи Оконедо) и исключительная работа художников по костюмам. Над ними здесь работал Пако Дельгад («Девушка из Дании»), подобравший для Галь Гадот желтый бриллиант Tiffany весом 128,54 карата, который носила Одри Хепбёрн в промотуре «Завтрака у Тиффани» и который в «Смерти на Ниле» стал полноценным участником событий. Да, именно его украдут при одном из убийств.
Вместе со своей командой он разработал для фильма около 150 образов, выверяя для каждой сцены цветовые схемы. Его герои, рассказывает Пако Дельгад, представляют элиту 30-х, поэтому, отправляясь в праздничный круиз по Нилу, они к нему тщательно готовятся: «Так, им нужно было надевать один наряд на завтрак, затем другой на обед, а затем, если у вас был ужин или танцы, вы обязательно должны были переодеться снова». Отсюда летящие платья и юбки Галь Гадот, смелые декольте Эммы Маккей и строгие костюмы Аннет Бенинг, говорящие о персонажах иногда больше, чем их реплики.
Но при всей внешней роскоши «Смерть на Ниле» все же ставит во главу угла эмоциональные конфликты – как внутренние переживания Эркюля Пуаро, даже отвлекающие его от расследования, так и столкновения главной тройки героев, которые привели к смерти. В отличие от «Убийства в Восточном экспрессе» в этой картине Кеннет Брана дополняет своего детектива личной драмой, эмоциональным контекстом, объемом – теперь это не хладнокровный гениальный сыщик, а человек, переживший потери, которому хочется сопереживать, а не только помогать в следствии. Его для Эркюля Пуаро, к слову, осложняет тот факт, что в ту самую ночь он спал, опоенный наркотиками, так что подмечать детали он будет постепенно, одновременно со зрителями.
В конце концов, «Смерть на Ниле», сделанная, казалось бы, идеально, своей же идеальностью может и оттолкнуть – это очевидное студийное кино, по классике жанра рассчитанное больше на кассовые сборы, чем на творческую свободу авторов. Но и при этом последним все же хватило размаха. Достаточно ли его, чтобы заслужить любовь критиков и аудитории?