Войти в почту

«Смерть на Ниле»: забудьте прошлое, обратитесь к будущему

До кинотеатров картина добиралась долго: первоначально она должна была выйти ещё в 2019 году, но всё пошло не по плану. Сначала случилась покупка Disney студии Fox, потом скандал с Арми Хаммером, а потом и вовсе пандемия.

«Смерть на Ниле»: забудьте прошлое, обратитесь к будущему
© CBS MEDIA

Итак, напомню, что в конце «Убийства в Восточном экспрессе» Пуаро (Кеннет Брана) сообщают о том, что «прямо на проклятом Ниле» случилось… убийство. Как это коррелирует с тем, с чего начинается действие сиквела? Никак. От слова совсем. Позабыл что ли Брана, что снял несколько лет назад – непонятно, но факт остаётся фактом. Списать на неопытность, мол, Кеннет в режиссёрском кресле всё ещё далеко не как рыба в воде, после «Белфаста», получившего в этом году семь номинаций на «Оскар», уже не получится. Однако, чего у него не отнять, так это отличного видения того, как должен выглядеть каст. «Смерть на Ниле» собрала целую плеяду звёзд: Галь Гадот («Чудо-женщина»), Роуз Лесли («Игра престолов»), Эмма Маккей («Половое воспитание»), Летишиа Райт («Чёрная пантера») и Софи Оконедо («Отель «Руанда»») Актёрская игра решает.

Находясь в отпуске (ну да, ну да) в Египте, Пуаро становится невольным свидетелем развития драматической любовной истории: коварный обольститель Саймон Дойл (Хаммер) сбежал буквально из-под венца, расторг помолвку с Жаклин де Бельфор (Маккей), предпочтя её подругу Линнет Риджуэй (Гадот). Джеки, впрочем, не смирилась с поражением и преследует новобрачных даже во время свадебного путешествия по Нилу. Основное действие разворачивается на борту парохода «Карнак», где собираются близкие и друзья главных героев. По канону — все они и станут главными подозреваемыми.

При прочих равных, сиквел безусловно уступает первой части. По сути дела, это ровно то же самое, ровно та же Агата Кристи: у нас есть жертва, есть с десяток персонажей с мутной биографией, которым не только есть что скрывать, но и есть повод эту самую жертву отправить на тот свет, есть также Пуаро, который всё эту кашу будет расхлёбывать на протяжении двух часов. Предельно прозаично и в то же время не без флёра таинственности. Фильм, впрочем, грешит показной загадочностью, скримерами, соответствующей музыкой (представьте выпуск «Ghostbuster» на YouTube-канале Димы Масленникова – тут буквально то же самое).

Но всё это мелочи, «Смерть на Ниле» – это глубоко личная история самого Пуаро, недаром экспозиция расставляется таким образом, что зрителя погружают сначала в историю самого детектива: мы узнаём, как будущий сыщик потерял любовь всей своей жизни, как хотел стать фермером, как не спас от смерти своего капитана на полях Первой мировой. Хочешь знать, откуда эти шрамы: мы даже узнаём, почему детектив носит эти свои фирменные усы – он просто скрывает увечья, полученные в бою. Да, именно так. Всё это и сформировала ту личность, о которой говорят «как же умён этот Пуаро!». Здесь не детектив раскрывает дело, а дело раскрывает детектива. Загадки всё же отходят на второй план – через 30-40 минут после начала фильма уже всё встаёт на свои места, маски оказываются сброшенными, а чёрная кошка – найденной. Поднимая тему сталкеринга, рискуешь не удержать интригу. Да и сам Пуаро слишком много рефлексирует, слишком много эмоционирует и слишком мало думает о деле. Его книжный образ слишком размывается, ясный ум тускнеет, а сам детектив уже даже чем-то смахивает на Бонда в исполнении Крейга (а хотелось бы, чтобы на Бенуа Блана из «Достать ножи»). И это недопустимое допущение, совершенно непонятное отхождение от оригинала, практически побуквенной адаптацией которого является картина (да, есть знакомый зрителю Бук, который заменил полковника Рейса, но в целом похоже). Превратить хладнокровного сыщика в меланхолика – это надо постараться.

Самокопирование было неизбежно – мы смотрим, как развивается классическая история в новых декорациях. Сейчас это Египет, дальше это может быть что угодно, благо литературная база обширна и разнообразна. Брана поставил экранизацию романов и рассказов о Пуаро на поток, это его корова и он будет её доить, покуда кинозалы не опустеют. Да и кто не любит хорошие детективы? В морозный зимний вечер да под чашечку крепкого чёрного чая Агата Кристи заходит на ура. Впрочем, пока и фильмы Браны многим заходят: они почти не утомляют, радуют отличным кастом, выходят в хорошей озвучке и, наконец, следуют трендам и новым веяниям (та же Саломея Оттерборн у Кристи отнюдь не темнокожая джазовая певица). Здесь остро шутят и просто иронизируют. Спасает ли это ситуацию? Едва ли.

В то же время создатели фильма эксплуатируют заезженные образы колониального Египта с фотокарточек, транслируют все возможные штампы и стереотипы. И это с учётом практически полного отсутствия нормальной натурной съёмки. Так вот одно на другое неудачно наложилось. И тут же совершенно корявые прокаты, которые сопровождают персонажа Браны на борту судна, обыгрывая его морскую болезнь. Фильм выезжает уже не на камерности «Восточного экспресса», не нагнетает саспенс в течение двух часов, а просто то и дело радует вспышками криповатой анимации. Из этой же оперы совершенно нелепые визуальные эффекты, провальные общие планы, которые плывут, как пароход по Нилу. Кажется, что вас плющит, будто вам, как и великому детективу, что-то подмешали в шампанское. Кроме шуток, получилась настоящая CGI-феерия, которая вкупе с некачественным хромакеем (особенно на фоне храма Абу-Симбел или пирамид) портит всю атмосферу.

Это слабоватый детектив и чуть более сильная драма, где под блюзовые мелодии 30-х годов на экране развивается очень красивая (чувствуется рука Пако Дельгадо, который как всегда виртуозно подобрал костюмы, аксессуары и украшения, включая жёлтый бриллиант Tiffany) и очень трагичная история. Но ей всё же откровенно не хватает размаха, не хватает воздуха. Если говорить начистоту, Кеннету Бране практически нечего добавить к фундаменту, заложенному Агатой Кристи, кроме красиво накрученных усов (да и те Пуаро под конец сбривает). Концовка а-ля «Светская жизнь» не оставляет задела на продолжение. И слава богу, потому что лучшее, что можно сейчас сделать, это перекурить и подумать о содеянном – о довольно посредственной костюмной драме. Но они же раскрыли персонажа, главного героя! И правда, куда мы сейчас без богатого внутреннего мира? А куда без ретродетектива? Или лучше пересмотреть «Великого Гэтсби»? Он визуально лучше, драматичнее и на порядок качественней снят. А главное – в нём меньше напускного и куда больше жизни.