2022 год. России снова нужны «новые люди»
Книгу Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» ждали многочисленные злоключения на пути к печати.
Первоначально написанная рукопись сначала дотошно проверялась членами следственной комиссии по делу сидевшего тогда под замком автора, затем рассматривалась цензорами журнала «Современник», а затем уже руководитель издания, великий поэт Николай Алексеевич Некрасов, потерял единственный экземпляр произведения по пути в типографию. Лишь счастливая случайность, а возможно и высшее провидение, позволили Некрасову отыскать рукопись и все-таки пустить ее в печать.
Роман был написан Чернышевским в промежутке между 1862-м и 1863-м годом, во время его заключения в Петропавловской крепости по обвинению в антиправительственной деятельности. Одно это обстоятельство способствовало появлению некоего героического ореола вокруг произведения.
Выход романа оказал эффект разорвавшейся бомбы в мире русской интеллигенции того времени.
Несмотря на то, что на первый взгляд, центральное место в произведении занимает любовный треугольник главной героини Веры Павловны, ее мужа Лопухова и друга семьи Кирсанова, роман рисовал настолько вдохновляющие образы, что целое поколение молодых людей, подражая одному из персонажей, Рахметову, спало на гвоздях, чтобы проверить силу своего характера. В чем же крылась могучая сила этой книги, навсегда изменившей культурный и политический ландшафт царской России?
Здесь и заходит речь о выписанном Чернышевским образе «новых людей». Видение писателя о том, какими должны быть люди, способные привести Россию и всё человечество к светлому будущему, выгодно отличается от сухих трактатов и манифестов мощной художественной составляющей. Благодаря тому, что эти люди предстают перед нами в действии, рисуемые Чернышевским черты приобретают живость и наглядность для читателя.
В чем же состоит суть этих самых «новых людей»? Вот как их описывает сам автор: «… самые аскетичные из них считают нужным для человека больше комфорта, чем воображают люди не их типа, самые чувственные строже в нравственных правилах, чем морализаторы не их типа. Но всё это они представляют себе как-то по-своему: и нравственность, и комфорт, и чувственность, и добро понимают они на особый лад, и все на один лад, и не только все на один лад, но и так, что и нравственность, и комфорт, и добро, и чувственность — все это выходит у них как будто одно и то же».
Несмотря на то, что главная героиня романа, Вера Павловна, признается автором одним из таких людей, первоначально она растет в семье жестокой, деспотичной матери и слабохарактерного отца и не задумывается ни о каком высшем предназначении. Все меняется, когда она знакомится со своим будущим мужем, Дмитрием Лопуховым, который приходит в их дом для занятий с младшим братом Веры. Молодые люди долго присматриваются друг к другу, но когда им, наконец, выпадает возможность поговорить, Лопухов лукаво заявляет девушке, что уже помолвлен и рассказывает о своей невесте:
«… я здесь один, без нее, могу сказать только: она заботится об этом, она очень сильная, она сильнее всех на свете… Я совершенно согласен с желанием бедных, чтобы их не было на свете, потому что это и сделает моя невеста»
Мать Веры, Марья Алексеевна, подслушав разговоры о «невесте» мгновенно успокаивается, считая Лопухова уже почти женатым человеком. Между тем, в последующем диалоге, отвечая на ее расспросы, Лопухов невозмутимо сообщает, что его невесту ждет «большое наследство», в деньгах, поместьях и Бог знает в чем еще. Недалекая Марья Алексеевна воспринимает эти слова буквально, однако до Веры начинает доходить смысл сказанного Лопуховым. Вскоре ей снится сон, в котором и предстает та самая «невеста». Девушка неземной красоты, легко танцующая и озаряющая Верочку своим добрым взглядом, рассказывает ей о том, как много у нее «женихов» и «сестер», и как она хотела бы, чтобы ее сестры выбирали себе в мужья только тех, кто считает себя ее «женихами». На вопрос Верочки о том, кто же она, «невеста» отвечает:
«У меня много имен. У меня разные имена. Кому как надобно меня звать, такое имя я ему и сказываю. Ты меня зови любовью к людям. Это и есть мое настоящее имя. Меня немногие так зовут. А ты зови так»
Любовь к людям! Добродетель, непрестанно внушаемая нам нашими понятиями о нравственности, которая по мере взросления становится все более тяжелой, непонятной и отвлеченной идеей. Дав ее в своем романе в образе «невесты», без какого-либо нудного морализаторства, Чернышевский снова наполняет этот образ красотой, легкостью, но при этом сакральностью. Его «новые люди» служат этой идее без лишнего словоблудия и идеализма, — они прагматичны, тверды в своих убеждениях и не видят никакой необходимости в том, чтобы кричать о ней на площади. Разительный контраст с современностью, не правда ли?
Все «новые люди», встречающиеся нам на протяжении романа, чрезвычайно рациональны. При этом Чернышевский, в очередной раз, лукаво иронизирует: свою страстное желание трудиться на благо ближнего и всего человечества его герои облекают в форму материализма, и даже, порой, считают эгоизмом. Правда эгоизмом высшего порядка. Хорошее представление об их природе и ключевой ее составляющей дает еще один сон Веры Павловны. В нем священник Алексей Петрович, повенчавший Веру с Лопуховым вопреки воли ее деспотичных родителей, рассуждает:
«Да, движение есть реальность, потому что движение — это жизнь, а реальность и жизнь — одно и то же. Но жизнь имеет главным своим элементом труд, а потому главный элемент реальности — труд, и самый верный признак реальности — дельность… Да, отсутствие движения есть отсутствие труда, потому что труд представляется в антропологическом анализе коренною формою движения, дающею основание и содержание всем другим формам: развлечению, отдыху, забаве веселью; они без предшествующего труда не имеют реальности»
Именно труд дает вектор страстному стремлению «новых людей» облагородить мироздание. Более тщательно проявил их природу анализ романа «Что делать?» современником Чернышевского, критиком Дмитрием Ивановичем Писаревым: «Опираясь на свой любимый труд, выгодный для них самих и полезный для других, новые люди устраивают свою жизнь так, что их личные интересы ни в чем не противоречат интересам общества».
Действительно, и Лопухов и Кирсанов учатся в медицинской академии с расчетом на то, что их труд будет приносить удовлетворение им и пользу обществу. Подобным мотивом руководствуется в дальнейшем и Вера Павловна при устройстве своей мастерской-коммуны, где весь доход распределяется между работниками. Никакой патетики, никакой жертвенности. Честность и холодный расчет.
Несмотря на абсолютную открытость и чистоту не только в работе, но и в личных отношениях (когда Вера влюбилась в Александра Кирсанова, все трое, Вера, Лопухов и Кирсанов, стремились всеми силами души взять тяжесть ситуации на себя), Чернышевский решительно против того, чтобы эти персонажи выглядели героями. С этой целью он и выписывает на страницах своего романа образ Рахметова. Вот что мы узнаем о нем:
«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. Он сказал себе: “Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине”. А натура была кипучая. “Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна”. — “Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности»
Этот, по мнению Чернышевского, высший тип «новых людей», «соль соли земли», к которому принадлежит Рахметов, характеризуется тем, что полностью жертвует личным благом ради счастья будущих поколений. Их цель — борьба с эксплуатацией чужого труда и на эту борьбу они кладут собственную жизнь целиком и без остатка. Таковы высшие натуры, к которым принадлежать дано отнюдь не каждому, убежден писатель. Что касается Лопухова, Кирсанова и Веры Павловны, то они задают планку, которой должен придерживаться всякий порядочный человек: общественно полезный труд, приближающий лучшую жизнь для всех людей, который вполне совместим с личным счастьем и наслаждением жизнью.
Нельзя представить себе времени, более актуального для данного образа мышления, чем сейчас.
Культурный геноцид, происходящий во всем мире, одной из целей которого является создание из человека идеального потребителя, играет на руку только крупным компаниям и эксплуататорам чужого труда. В их интересах держать нас ленивыми и неспособными взять ответственность за свою жизнь. В их интересах уничтожать нашу способность к концентрации и переводить на рельсы более восприимчивого к рекламе клипового мышления. Им хочется обесценить труд и представить нам его лишь как способ зарабатывания денег, а не самостоятельное удовольствие. Поверив в это, мы и попадаемся на крючки сиюминутного удовлетворения, рождающего зависимости, которые продолжают способствовать нашему рабству. В этих условиях нам снова нужны рациональные, трудолюбивые и горящие любовью к человечеству «новые люди».
Вот и Чернышевский, в своем гениальном произведении, словно предугадывая подобный виток спирали истории, пишет о том, что будет, когда «новые люди» сойдут с арены истории: «Как же будет без них? — Плохо. Но после них все-таки будет лучше, чем до них. И пройдут года, и скажут люди: “после них стало лучше; но все-таки осталось плохо”. И когда скажут это, значит пришло время возродиться этому типу, и он возродится в более многочисленных людях, в лучших формах, потому что тогда всего хорошего будет больше и все хорошее будет лучше; и опять та же история в новом виде. И так пойдет до тех пор, пока люди скажут: «ну, теперь нам хорошо», тогда уж не будет этого отдельного типа, потому что все люди будут этого типа, и с трудом будут понимать, как же это было время, когда он считался особенным типом, а не общею натурою всех людей?».
За счет чего же рождается этот самый, удивительный тип? На этот вопрос писатель также дает нам ответ, которым мы и завершим данную статью:
«Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их — их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь — наблюдать её интересно, думайте — думать завлекательно. Жертв не требуется, лишений не спрашивается — их не нужно. Желайте быть счастливыми — только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своем развитии: в нем счастье»