Фильмы, приоткрывающие завесу или демонстрирующие изнанку кинематографа, всегда пользовались у зрителей симпатией. О том, как снимается кино, что происходит по другую сторону камеры на съемочной площадке и каких усилий стоит рождение кинематографических шедевров, было снято много прекрасных лент в самых разных жанрах. Вместе с мультимедийным сервисом Okko, где 7 февраля стартовал мини-сериал о кинопроизводстве «Номинация», созданный талантливой представительницей кинематографической династии Надеждой Михалковой, вспоминаем лучшие фильмы про тайны кинематографа.
Бульвар Сансет (1950)
Сценариста-неудачника находят в бассейне мертвым, а потом его голос рассказывает зрителям о его взаимоотношениях с королевой немого кино пятидесятилетней Нормой Десмонд, страдающей манией величия. Кроме того, она сильно пытается казаться молодой и каждую ночь проводит поминальную службу по своей обезьянке. А прислуживает ей в качестве дворецкого крайне мрачный тип — ее бывший муж и первый режиссер.
Не теряющий до сих пор актуальности фильм-нуар, получивший четыре «Золотых глобуса», несмотря на трогательную любовную историю, наполнен яркими деталями жесткого и циничного мира кино и скрытыми насмешками над тем, что киноиндустрии нравятся монструозные парни. Это фильм о том, каким наркотиком становится кинематограф для того, кто когда-то решил стать его частью. Грустная история, переполненная неоправданными иллюзиями.
8 с половиной (1963)
Фильм великого Федерико Феллини — еще один пример живой классики со множеством престижных наград, среди которых два «Оскара». Но это комедия, о том, как вдохновение влияет на творческий процесс режиссера-кинематографиста.
Это фильм о том, как некий постановщик по имени Гвидо Ансельми, в котором угадывается сам Феллини, никак не может начать съемки нового фильма, несмотря на выделенный огромный бюджет и ожидания продюсеров. А причина — в бытовых и любовных проблемах главного героя. Муки творчества в калейдоскопе его жизненных фантазий и воспоминаний как инструмент для понимания процесса создания кино. Один из самых знаменитых фильмов великого итальянского режиссёра, причем впервые показан он был в Москве.
Чаплин (1992)
Жизнь величайшего комедийного актера немого кино в одноименном фильме начинается с описания нищенского лондонского детства. Затем рассказ о его работе в водевиле, невероятном режиссерском и актерском успехе, и о том, как на его волне он, обвиненный в сочувствии к коммунистам, был вынужден уехать в Швейцарию. И как потом с триумфом вернулся, чтобы получить особого «Оскара» за труд всей его жизни.
Фильм сделан настолько искусно, что временами кадры из него невозможно отличить от подлинных чаплинских. Великого комедианта блестяще исполнил Роберт Дауни-младший.
Боль и слава (2019)
Фильм испанского режиссера и сценариста Педро Альмадовара, как и «8 с половиной», — о творческом кризисе знаменитого режиссера, переосмысляющего прожитую жизнь и прощающего старые обиды. Яркие воспоминания прошлых лет, среди которых теплые отношения с матерью, любовь, попытки обрести счастье и завоевать успех, вызывают серьезные размышления о жизни и искусстве.
Критики, по достоинству оценившие режиссуру, сценарий, саундтрек и, конечно же, актерскую работу, назвали эту картину лучшим фильмом выдающегося режиссера. Фильм получил положительные отзывы критиков, отметивших его режиссуру, сценарий, актерские работы и саундтрек, а также назвавших картину лучшей работой Альмодовара за многие годы. Антонио Бандерас, исполнивший в фильме главную роль, был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус», получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль и ряд наград от кинокритиков. Фильм стал первым за 15 лет испанским кинопродуктом, номинированным на Оскар как лучший иностранный фильм.
Эд Вуд (1994)
А этот фильм — драма, снятая по биографической книге Рудольфа Грея «Кошмар экстаза» об Эде Вуде-младшем, худшем режиссере за всю историю Голливуда и самом одиозном персонаже в американском кинопроизводстве. Картина рассказывает о тех временах, когда он снимал свои самые известные фильмы. Начинается она с того, как в 1952 год в Лос-Анджелесе неудавшийся актер театра Эдвард Вуд попадает в киноиндустрию. Однажды он узнает, что продюсеру Джорджу Вайсу не удается приобрести права на экранизацию жизни первого мужчины, сменившего пол, и поэтому решено снимать кино на вымышленной основе. Вуду удается убедить Вайса, что на роль режиссера фильма «Я сменил пол!» он идеально подходит, поскольку является трансвеститом.
Это кино о режиссере, делавшем очень плохие фильмы, но вошедшем в историю Голливуда благодаря пробивному характеру и упорству. В этой картине Тима Бертона главную роль блистательно исполнил Джонни Депп.
7 дней и ночей с Мэрилин (2011)
Фильм рассказывает о том, как увлеченный кино юноша по имени Колин Кларк приезжает в Лондон на студию Лоренса Оливье, настойчивостью добивается назначения на должность третьего помощника режиссера. Его задача — выполнять различные мелкие поручения. И тут работа сталкивает его с Мэрилин Монро — самой легендарной и обворожительной голливудской звездой, приехавшей из Голливуда для съемок в новом фильме. Молодой человек, впрочем, как и все, сразу же попадает под обаяние актрисы и влюбляется в нее, терзаемый сомнениями о возможной взаимности чувств. Он пытается помочь ей справиться со стрессом из-за работы с требовательным Лоренсом.
Фильм — это одновременно история создания знаменитой комедии «Принц и хористка», и попытка портрета подлинной Мэрилин Монро, которая стеснялась своей славы. Кино о том, что чувствует сама легенда, способна ли она влюбиться в бедного юношу, по сути отвечает на вопрос, что значит быть Мэрилин Монро.
Номинация (2022)
А новый комедийно-драматический мини-сериал «Номинация» - об изнанке современного российского кинематографа. Это история двух известных актрис — Веры и Татьяны, дочерей неожиданно скончавшегося известного кинорежиссера и драматурга, которые пытаются понять, как им жить дальше с матерью-тираном, тоже актрисой. Вере предложили съемки в голливудском блокбастере, и она на волне ожидаемого успеха дает дерзкое интервью, где нелицеприятно отзывается о современной российской киноиндустрии. Но съемки фильма срываются, и теперь она, презираемая отечественными киношниками, вынужденно остается в России. Единственной возможностью сохранить семью становятся съемки заказного фильма на государственные деньги, режиссером в котором будет Вера, а Татьяна сыграет главную роль.
Поначалу это выглядит откровенной халтурой, но Вера неожиданно меняет сценарий, взяв за основу фильма последний, неснятый сценарий своего отца. И проект сразу же приобрел совсем другой размах, стал главным в ее жизни. Таким образом, мать и две сестры со всеми их сложными внутрисемейными отношениями оказываются на одной съемочной площадке. Зрителю предстоит узнать, смогут ли эти съемки спасти их семью, или они ее окончательно уничтожат.
Четырехсерийная трагикомедия — режиссерский дебют Надежды Михалковой, в котором вместе с сестрой Анной они исполнили главные роли. Также одну из главных ролей, их мать, сыграла народная артистка РСФСР Людмила Максакова. А второстепенные роли исполнили такие звезды, как Владимир Мишуков, Андрей Смоляков, Сергей Петров, Алексей Гришин, Анастасия Микульчина и Игорь Миркурбанов. Сериал произведен кинокомпанией «Медиаслово» и мультимедийным сервисом Okko. По словам Джаника Файзиева, генерального продюсера Okko, он рад, что сервис становится премьерной площадкой для дебютных работ таких талантливых людей, и уверен, что «даже самая взыскательная аудитория нашей платформы» оценит эту прекрасную историю по достоинству.