Владимир Хотиненко: «Я пока адекватен»

- Владимир Иванович, но почему вы широко не отметили свой юбилей?

Владимир Хотиненко: «Я пока адекватен»
© Мир новостей

- Вы знаете, а я еще в молодости решил не отмечать свои дни рождения. Потом где-то прочитал интересную мысль, что день рождения - это не ваш праздник, а праздник родителей. И стал так или иначе отмечать в очень узком кругу. А вот таких широких празднеств я никогда не устраиваю, а сейчас тем более. Это было бы безумием - собрать самых дорогих людей в разгар пандемии. В прошлые годы мой день рождения по-разному проходил, но в основном мы уезжали куда-то отдыхать за границу. Такую традицию заложила моя супруга, это всегда был ее подарок мне на день рождения. Она устраивала мне сюрприз, куда мы поедем: или в Вену на оперу, или в Венецию... Сейчас такой возможности из-за пандемии нет, поэтому отметили дома.

- Ну а вы ощущаете себя на 70 лет?

- Да нет, это просто цифра в паспорте. Наверное, сейчас много людей так могут сказать, и слава богу! Но я правда смотрю и понимаю, что эту шляпу, на которой написано «70», я пока не могу примерить. Не имею в виду некое бодрячество, когда заявляют: «Есть еще порох в пороховницах!» Я про реальное мироощущение, ощущение своего состояния. Я пока адекватен: «не бегу, задрав штаны, за комсомолом», не ухлестываю за молоденькими девчонками. Но мне меньше всего хотелось бы об этом думать, что вот мне 70 лет. Надо просто жить. Пока есть смысл - а он есть в разных направлениях, включая личную жизнь, - возраст не имеет значения.

- Вы в этом году отмечаете еще одну дату: 25 лет брака. Можете сказать, в чем секрет счастливой семейной жизни?

- В любви! Понятно, что есть достаточное количество людей, которые любят своих жен. Но я просто не могу представить свою жизнь без Танечки, без ее чувства юмора. Это потрясающе, и словами этого не передать!

- А что для вас быть преподавателем?

- Я считаю эту главу моей жизни очень важной. Рад, что судьба привела меня в эту профессию, которая не менее интересна и важна, чем режиссерская. Случилось это, когда я снимал «Мусульманина». И тогдашний ректор Александр Новиков предложил мне вдруг - мы ничего предварительно не обсуждали - набрать мастерскую во ВГИКе. Там, куда я в свое время не поступил! (Смеется.) Но это тоже судьба - всему свое время. Сейчас я там, кстати, возглавляю кафедру... Так вот я бросился в эту историю с головой как в омут. Мне было интересно пообщаться с молодым поколением. То есть я рассчитывал именно на общение со студентами. А потом мне рассказали одну историю про великого советского режиссера Бориса Барнета. Ему тоже сделали подобное предложение, он согласился и набрал мастерскую. Проходит неделя, две - и Барнет исчезает. Ему из учебной части звонят: «Студенты ждут!» На что он отвечает: «Все, что я знал, я им уже рассказал!» (Смеется.) Тогда я понял, что мои рассказы могут закончиться раньше, чем у Барнета, и придумал свой метод преподавания. Наши разговоры со студентами занимают совсем мало времени. Сразу же, с первого занятия, им выдается задание. В основном мои студенты снимают. Этот метод позволил сделать процесс живым.

- Но вы же еще не перешли окончательно «на тренерскую». Над какими проектами сейчас работаете?

- Ох, мы, кинематографисты, народ суеверный: тут главное - не сглазить. У меня в работе сейчас три кинопроекта и один оперный. Не буду специально говорить всех подробностей. Каждый проект в той или иной степени соответствует происходящему. Я всегда старался снимать в резонансе с сегодняшним днем, даже если это было что-то историческое. Надеюсь, что все сложится...

Валерия Хващевская

Фото В. Тараканова